от Tarek Ifaoui
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.
Каков хукм намаза, совершённого в одежде, на которой присутствует спиртосодержащая парфюмерия?
Пусть Аллах воздаст Вам благом!
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
В своём ответе хочу отметить два момента:
Во-первых, о парфюмерной продукции, содержащей в себе этанол, мы писали, что она считается хамром и наджасом, а значит, взаимодействие с ними должно быть аналогично взаимодействию с хамром. Так в ответе на вопрос от 24.03.2014 мы писали следующее:
«1) Вид спирта, именуемый «метиловым», как мне стало известно, хоть и не является опьяняющим, но считается смертельным ядом. Используется он, прежде всего, как топливо, его добывают из древесных или волокнистых веществ, другое его название — «древесный спирт». Употребление даже небольшого количества этой жидкости может вызвать слепоту, в других же случаях — в течение нескольких дней может привести к летальному исходу. Следовательно, метил не является хамром, а значит, на него не распространяется хукм хамра, т.е. он не является наджасом и запретным. Однако с точки зрения яда на него распространяется правило вреда. Данное правило приводится в хадисе от Усамы ибн ас-Самита, что Пророк ﷺ сказал:
لا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ
«Нельзя причинять вред ни себе, ни другим» (Ибн Маджа).
2) Второй вид спирта называется «этиловым», используется он в алкогольных напитках. Что касается медицинского спирта, то он относится к разновидностям этилового спирта. Этиловый спирт используется в промышленности, поскольку он является хорошим консервантом для ряда веществ и веществом, которое может изгонять лишнюю влагу. Также этанол (этиловый спирт) хорошо растворяет некоторые щёлочи и жиры, не подвержен замерзанию, позволяет растворить в лекарствах необходимые вещества, используется в столярном производстве, в парфюмерии (поскольку свойство этанола растворять вещества позволяет создавать разного рода ароматы).
Следовательно, применение этанола можно разделить на три пункта:
а) Использование этанола как растворителя или как добавки к некоторым веществам. Применение спирта в подобных целях сохраняет его природу, основу и свойства. Другими словами, его структура и свойство опьянять продолжают оставаться неизменными. Данный пункт, безусловно, говорит о том, что спирт продолжает оставаться хамром, а следовательно, использование его харам. Например, использовать одеколон харам, поскольку содержащийся этанол в нём является наджасом. Это значит, что смешение душистых веществ с наджасом по-прежнему сохраняет в нём качество опьяняющего вещества. Таким образом, одеколон — это вещество, в составе которого есть хамр, а хамр, в свою очередь, — наджас. Доказательством этому служит хадис Абу Сааляба аль-Хушани:
قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّا نُخَالِطُ الْمُشْرِكِينَ وَلَيْسَ لَنَا قُدُورٌ وَلَا آنِيَةٌ غَيْرُ آنِيَتِهِمْ فَقَالَ اسْتَغْنُوا عَنْهَا مَا اسْتَطَعْتُمْ فَإِنْ لَمْ تَجِدُوا فَارْحَضُوهَا بِالْمَاءِ فَإِنَّ الْمَاءَ طَهُورُهَا ثُمَّ اطْبُخُوا فِيهَا
«Как-то я сказал: «О Посланник Аллаха! Мы живём вместе с многобожниками, нет у нас своей посуды и своих сосудов, кроме их», — на что он ﷺ сказал: «Обходитесь без них насколько можете, а если не можете, то ополаскивайте их водой, ведь вода очищает. После чего можете готовить в них» (ад-Дарукъутни).
Слова Посланника Аллаха ﷺ «ведь вода очищает» указывают на то, что посуда и сосуды были в наджасе, т.к. в них наливали хамр, но после ополаскивания водой они становились чистыми. Повторюсь, этот хадис является доказательством того, что хамр является наджасом, ведь вопрос касался посуды и сосудов, в которые наливали хамр. В версии Абу Дауда от Абу Сааляба аль-Хушани говорится следующее:
إِنَّا نُجَاوِرُ أَهْلَ الْكِتَابِ وَهُمْ يَطْبُخُونَ فِي قُدُورِهِمُ الْخِنْزِيرَ وَيَشْرَبُونَ فِي آنِيَتِهِمُ الْخَمْرَ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنْ وَجَدْتُمْ غَيْرَهَا فَكُلُوا فِيهَا وَاشْرَبُوا وَإِنْ لَمْ تَجِدُوا غَيْرَهَا فَارْحَضُوهَا بِالْمَاءِ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا
«Мы живём по соседству с ахлю ль-китаб (людьми Писания), они готовят в своей посуде свинину и пьют из своих сосудов хамр», — на что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если найдёте что-то другое, ешьте и пейте из него, а если не найдёте ничего, то омывайте их (посуду и сосуды) водой, только затем ешьте и пейте из них».
Следовательно, свинина и хамр являются наджасом, а значит, они пачкают сосуды, в которых находятся. Поэтому является ваджибом очистить их водой перед использованием.
б) Положение, когда используемый спирт теряет свою природу, основу и свойство опьянять. Смешиваясь с другими веществами, спирт превращается в новое вещество со своими свойствами, которые отличаются от свойств спирта. Также новое вещество не является ядовитым. Следовательно, на данное вещество не распространяются хукм хамра, т.е. оно считается чистым (не наджасом), как и любое вещество, подпадающее под правило:
اَلْأَصْلُ فِي الْأَشْيَاءِ الْإِبَاحَةُ مَا لَمْ يَرِدْ دَلِيلُ التَّحْرِيمِ
«Вещи в своей основе являются мубахом, пока не придёт доказательство на их запретность».
в) Положение, когда используемый спирт теряет свою природу, основу и свойство опьянять. Смешиваясь с другими веществами, спирт превращается в новое вещество со своими свойствами, которые отличаются от свойств спирта. Однако новое вещество является ядовитым, следовательно, на него распространяется хукм яда, т.е. оно считается чистым (не наджасом), но использовать его в питье или еде — харам, т.к. это несёт вред как себе, так и другим.
3) Таким образом, если этиловый спирт смешается с другими веществами, то хукм Шариата относительно образовавшегося в результате смешивания вещества зависит от того, потеряло ли новое (смешанное с этиловым спиртом) вещество качество опьяняющего или нет, стало ли оно ядовитым или нет. Всё это нуждается в изучении реальности (тахкык уль-манат) со стороны специалистов. Если научно или на практике будет установлено, что новое вещество опьяняет, то на него распространится хукм хамра, а это будет указывать на то, что этиловый спирт в новом веществе не потерял своих качеств, природы и основы. Если же подтвердится, что данное вещество перестало быть опьяняющим или не является ядовитым, то на него не будут распространяться хукмы хамра и яда. Если же подтвердится, что данное вещество хоть и не является опьяняющим, но при этом становится ядовитым, то на него распространится хукм яда.
Следовательно, если полученная смесь будет опьянять, как, например, одеколон, тогда на неё распространится хукм хамра, поскольку в хадисе от Аиши говорится:
كُلُّ مُسْكِرٍ خَمْرٌ وَكُلُّ خَمْرٍ حَرَامٌ
«Всё опьяняющее считается хамром, а любой вид хамра — харам» (Бухари, Муслим).
В версии Абдуллаха ибн Умара также говорится:
كُلُّ مُسْكِرٍ خَمْرٌ وَكُلُّ خَمْرٍ حَرَامٌ
«Всё опьяняющее считается хамром, а любой вид хамра — харам» (Муслим).
Стоит отметить, что хамр является запретным в десяти положениях, а не только при употреблении. Передаётся от Анаса ибн Малика:
لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الخَمْرِ عَشَرَةً عَاصِرَهَا وَمُعْتَصِرَهَا وَشَارِبَهَا وَحَامِلَهَا وَالمَحْمُولَةُ إِلَيْهِ وَسَاقِيَهَا وَبَائِعَهَا وَآكِلَ ثَمَنِهَا وَالمُشْتَرِي لَهَا وَالمُشْتَرَاةُ لَهُ
«Десять категорий людей, связанных с хамром, прокляты:
— изготовитель хамра;
— кто просит изготовить его;
— кто пьёт его;
— кто приносит его;
— тот, для кого его несут,
— торговец хамром;
— кто поедает прибыль от него;
— кто покупает;
— тот, для кого его покупают» (ат-Тирмизи).
Это означает, что любой из этих десяти категорий людей совершает харам» (конец цитаты).
Во-вторых, парфюм, содержащий в себе этиловый спирт, является наджасом. К условиям намаза относится чистота одежды и тела от разного рода наджаса. Доказательством этому служат следующие шариатские тексты:
● Чистота тела:
— Передаётся от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
تَنَزَّهُوا مِنَ الْبَوْلِ فَإِنَّ عَامَّةَ عَذَابِ الْقَبْرِ مِنْهُ
«Очищайтесь от мочи, ведь большинство мучений в могиле из-за неё» (ад-Дарукъутни).
— Передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَكْثَرُ عَذَابِ الْقَبْرِ مِنَ الْبَوْلِ
«Наказание в могиле чаще всего происходит из-за мочи» (ад-Дарукъутни).
● Чистота одежды:
— Слова Всевышнего:
وَثِيَابَكَ فَطَهِّرْ
«Одежды свои очищай» (74:4).
— Передаётся от Асмы дочери Абу Бакра:
سَأَلَتْ امْرَأَةٌ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَتْ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ إِحْدَانَا إِذَا أَصَابَ ثَوْبَهَا الدَّمُ مِنَ الْحَيْضَةِ كَيْفَ تَصْنَعُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَصَابَ ثَوْبَ إِحْدَاكُنَّ الدَّمُ مِنَ الْحَيْضَةِ فَلْتَقْرُصْهُ ثُمَّ لِتَنْضَحْهُ بِمَاءٍ ثُمَّ لِتُصَلِّي فِيهِ
«Однажды одна женщина задала Посланнику Аллаха ﷺ следующий вопрос: «О Посланник Аллаха! Что нам делать, если на одежду одной из нас попала менструальная кровь?», — на что он ﷺ сказал: «Если на одежду одной из вас попала менструальная кровь, то пусть она соскоблит её, польёт это место водой, и только затем совершит в ней намаз» (Бухари).
3) Следовательно, намаз после того, как на одежду или тело был нанесён спиртосодержащий парфюм, будет неправильным.
Таково моё мнение в этом вопросе, но Аллах знает лучше.
19 Рабиъ уль-авваль 1442 г.х.
05.11.2020 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»