от Soufien HT и Amel Ht
Первый вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.
Да благословит Аллах Ваши усилия и принесёт Умме Вашими руками пользу. Дорогой амир, пусть Аллах поддержит Вас победой и силой, пусть сделает тяжёлыми чаши Ваших праведных дел.
У меня к Вам следующий вопрос: есть ли закят с мёда? Если есть, то какой нисаб у мёда?
Soufien HT
Второй вопрос: Ассаляму алейкум.
Пусть Аллах благословит Вас и Ваши дела, пусть они окажутся тяжёлыми на чаше праведных дел.
Я работаю в отделе по продаже золотых изделий, т.е. украшений. Отсюда у меня следующий вопрос: как рассчитать с них закят? При этом мы знаем, что золотые изделия украшают драгоценными камнями. Закят рассчитывается с чистого золота без учёта камней? Или же камни нужно учитывать наряду с золотом, а следовательно, выплачивать закят с общего веса? Как рассчитывается закят с драгоценных камней, таких как алмазы, рубины, изумруды?
Пусть Аллах воздаст Вам благом!
Amel Ht
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Ваши вопросы — из одного раздела, поэтому, с дозволения Аллаха, мы дадим на них один общий ответ:
1) Закят взимается лишь с того имущества, на которое указал Шариат. Например, закят взимается с денег, торговой продукции (товаров), скота, зерновых и плодовых культур. Следовательно, закятом облагаются лишь те вещи, о которых упомянуто в достоверных шариатских текстах. К этим вещам относятся: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, золото, серебро, пшеница, ячмень, финики, изюм. Об этом мы подробно и с доказательствами писали в статье 143 книги «Проект конституции. Шариатские доказательства», 2 том. Обратитесь к этой статье для получения более подробной информации.
2) Что касается закята с мёда, то в этой же статье мы разъяснили следующее: «Передаётся от Абу Сайяра аль-Мутаи:
قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ، إِنَّ لَي نَحْلًا، قَالَ: فَأَدِّ الْعُشُورَ، قَالَ: قُلْتُ يَا رَسُولَ اللهِ، احْمِ لِي جَبَلَهَا، قَالَ: فَحَمَى لِي جَبَلَهَا
«Как-то я сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть пчёлы», — на что Пророк ﷺ сказал: «Отдавай десятину». Я сказал ему ﷺ: «О Посланник Аллаха, выдели мне гору в долине». И он выделил мне эту гору».
Также передаётся от Амра ибн Шуайба, который передаёт от своего отца, от своего деда:
جَاءَ هِلَالٌ، أَحَدُ بَنِي مُتْعَانٍ، إِلَى رَسُولِ اللهِ،صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، بِعُشُورِ نَحْلٍ لَهُ، وَكَانَ سَأَلَهُ أَنْ يَحْمِيَ لَهُ وَادِيًا يُقَالُ لَهُ سَلَبَةُ، فَحَمَى لَهُ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، ذَلِكَ الْوَادِي. فَلَمَّا وُلِّيَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ كَتَبَ سُفْيَانُ بْنُ وَهْبٍ إِلَى عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ يَسْأَلُهُ عَنْ ذَلِكَ فَكَتَبَ عُمَرُ: إِنْ أَدَّى إِلَيْكَ مَا كَانَ يُأَدِّي إِلَى رَسُولِ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، مِنْ عُشُورِ نَحْلِهِ، فَاحْمِ لَهُ سَلَبَةَ، وَإِلَّا فَإِنَّمَا هُوَ ذُبَابُ غَيْثٍ يَأْكُلُهُ مَنْ يَشَاءُ
«Один человек из Бану Мутъан по имени Хиляль пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и отдал ему десятину со своих пчёл, затем попросил его выделить ему в пользование долину Саляба. Посланник Аллаха ﷺ удовлетворил его просьбу. А когда правителем стал Умар ибн аль-Хаттаб, Суфьян ибн Вахб написал ему, спрашивая, что делать с этой долиной, на что Умар ответил следующее: «Если он отдаёт тебе десятину со своих пчёл, как отдавал Посланнику Аллаха, то пусть земли Саляба останутся за ним в пользование. В противном случае эти пчёлы приумножают мёд из-за дождя, так что их мёд может есть любой, кто пожелает».
Эти два хадиса не могут использоваться как доказательство того, что с мёда выплачивается закят. Хадис Абу Сайяра является прерванным, поскольку передаётся Сулейманом ибн Мусой от Абу Сайяра. Бухари сказал: «Сулейман не застал ни одного из сподвижников, и касательно закята с мёда нет ни одного достоверного сообщения». Хадис Амра ибн Шуайба передали Абу Дауд и ан-Насаи, о котором в книге «Аль-Истизкар» Ибн Абд аль-Барр сказал, что это хороший (хасан) хадис. Но, несмотря на это, хадис не указывает на обязательность закята с мёда, а то, что Хиляль отдавал, было добровольным. Взамен того, что с них брали, им были выделены территории, и доказательством тому служит действие Умара (р.а.), который понял мотив (иллят) в этом, повелев то же самое. Это подтверждается также сообщением от Саада ибн Абу Зубаба о том, что:
أَنَّ النَّبِيَّ (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) اسْتَعْمَلَهُ عَلَى قَوْمِهِ وَأَنَّهُ قَالَ لَهُمْ: أَدُّوا الْعُشْرَ فِي الْعَسَلِ
«Пророк ﷺ назначил его руководителем в своём народе, и он сказал им: «Выплачивайте ушр с мёда» (аль-Байхакый и Ибн Абу Шайба). Бухари, аль-Азади и другие назвали его слабым (даиф) хадисом. При этом имам Шафии сказал: «Саад ибн Абу Зубаб рассказывал о том, что:
أَنَّ النَّبِيَّ (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) لَمْ يَأْمُرْهُ فِيهِ بِشَيْءٍ، وَأَنَّهُ شَيْءٌ رَآهُ هُوَ فَتَطَوَّعَ لَهُ بِهِ قَوْمُهُ
«Пророк ﷺ не приказывал ему ничего подобного. Он сам посчитал это нужным, и его народ добровольно подчинился ему в этом».
Всё это свидетельствует о том, что с мёда не берётся закят, и даже хадисы, которые были приведены людьми в качестве доказательств, свидетельствуют о том, что в нём нет обязательного закята» (конец цитаты).
3) Точно так же не является обязательным взимать закят с драгоценных камней, поскольку на это не указал Шариат. Следовательно, с золота, украшенного камнями, выплачивается закят после вычета веса драгоценных камней. Другими словами, закят взимается лишь с золота без учёта драгоценных камней.
4) Что касается мёда и драгоценных камней, предназначенных для торговли, то с них выплачивается закят. Об этом более подробно мы разъяснили в книге «Имущество в Государстве Халифат» и ответе на вопрос от 03.04.2016. В ответе мы писали следующее: «Торговые товары — это любое имущество кроме валюты, которое используется в торговле, продаётся или покупается ради извлечения прибыли, например, продукты питания, одежда, мебель, промтовары, скот, полезные ископаемые, земля, здания и всё остальное, что можно купить и продать.
Выплата закята обязательна за торговые товары, в чём не было разногласий среди сподвижников. От Самуры ибн Джундуба передаётся:
فَإِنَّ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كَانَ يَأْمُرُنَا أَنْ نُخْرِجَ الصَّدَقَةَ مِنَ الَّذِي نُعِدُّ لِلْبَيْعِ
«Посланник Аллаха ﷺ приказывал, чтобы мы отдавали закят из того, что мы подготовили к продаже» (Абу Дауд).
Абу Зарр передал, что Пророк ﷺ сказал:
وَفِي الْبُزِّ صَدَقَتُهُ
«Имеется закят за «аль-Базз» (передали Дарукъутни и Байхакый).
«Аль-Базз» — это одежда и ткани, которыми торгуют. Передал Абу Убайд от Абу Амра ибн Хамаса, а тот — от своего отца: «Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо и сказал: «Хамас, выплати закят за свою собственность». Я сказал: «Я не имею ничего, кроме дрожжей и кожи». Он сказал: «Оцени это и выплати из этого закят».
Абдуррахман ибн Абдулькари сказал: «Я был назначен ответственным за Байт уль-Маль во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба. Когда приходило время выплат, Умар собирал имущество торговцев и подсчитывал его, независимо от того, находилось ли оно непосредственно перед ним или нет. Затем Умар взимал закят со всего подсчитанного им имущества из того, что находилось непосредственно перед ним» (Абу Убайд).
Вывел Ахмад в своём «Муснаде» от Малика ибн Ауса ибн аль-Хадасана ан-Насри, от Абу Зарра, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
فِي الْإِبِلِ صَدَقَتُهَا، وَفِي الْغَنَمِ صَدَقَتُهَا، وَفِي الْبَقَرِ صَدَقَتُهَا، وَفِي الْبَزِّ صَدَقَتُهُ
«С верблюдов есть садака, с овец — садака, с коров — садака и с аль-Базза — садака».
Сказал имам ан-Навави в «Сборнике толкования мазхаба»: «Обязательна выплата закята с предметов торговли согласно тому, что передал Абу Зарр (р.а.) от Пророка ﷺ, который сказал:
فِي الْإِبِلِ صَدَقَتُهَا، وَفِي الْبَقَرِ صَدَقَتُهَا، وَفِي الْبَزِّ صَدَقَتُهُ
«С верблюдов есть садака, с коров — садака, с аль-Базза — садака».
Это происходит потому, что торговля способствует приумножению денег, и к ней привязывается закят, как, например, с крупного рогатого скота ... Его слова «وَفِي الْبَزِّ صَدَقَتُهُ» с фатхой над «ба» и с буквой «за» передают все передатчики. С «за» передают Дарукъутни, Байхакый, старые и новые тексты Шафии (р.а.), свидетельствующие об обязанности закята с торговли ... Для людей договора известно, что мазхаб Шафии (р.а.) обязал это ...».
Говорит Ибн Кудама в «Аль-Мугни»: «Закят обязателен с предметов торговли согласно мнению большинства учёных. Сказал Ибн Мунзир: «Учёные единогласны в том, что предметы, используемые в торговле, облагаются закятом по прошествии года...». Мы же придерживаемся мнения риваята Абу Дауда по цепочке передатчиков от Самуры ибн Джундаба, который сказал:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ، صل الله عليه وسلم، يَأْمُرُنَا أَنْ نُخْرِجَ الزَّكَاةَ مِمَّا نُعِدُّهُ لِلْبَيْعِ
«Посланник Аллаха ﷺ приказывал нам выплачивать закят из того, чем мы торгуем».
Также передал Дарукъутни от Абу Зарра: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فِي الْإِبِلِ صَدَقَتُهَا، وَفِي الْغَنَمِ صَدَقَتُهَا، وَفِي الْبَزِّ صَدَقَتُهُ
«С верблюдов есть садака, с овец — садака, с аль-Базза — садака».
Он использовал букву «за», и нет противоречий в том, что тут не указывается обязанность закята по причине самой вещи, а указывается на обязанность его из-за её стоимости».
Также передал Абу Амр ибн Хаммас от своего отца, который сказал: «Меня подозвал Умар и сказал: «О Хаммас, выплати закят со своего имущества». Я сказал: «У меня нет имущества, кроме колчанов и кожи». Он сказал: «Подсчитай их стоимость, а потом выплати с них закят» (передали Имам Ахмад и Абу Убайда).
Вывел Байхакый в «Сунан аль-Кубра»: «Нам передал Ахмад ибн Мухаммад ибн аль-Харис аль-Факих от Али ибн Умара аль-Хафиза, от Абу Бакра ан-Найсабури, от Ахмада ибн Мансура, от Абу Асима, от Мусы ибн Убайды, который сказал: «Передал мне Имран ибн Абу Анас от Малика ибн Ауса ибн Хадасана, который сказал: «Я сидел у Усмана, и к нам пришёл Абу Зарр и упомянул хадис. Ему сказали: «О Абу Зарр, расскажи нам о Посланнике Аллаха ﷺ». Он сказал: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
فِي الْإِبِلِ صَدَقَتُهَا وَفِي الْغَنَمِ صَدَقَتُهَا وَفِي الْبَقَرِ صَدَقَتُهَا وَفِي الْبَزِّ صَدَقَتُهُ
«С верблюдов есть садака, с овец — садака, с коров — садака, с аль-Базза — садака».
Он использовал букву «за».
Закят с предметов торговли обязателен, если их стоимость достигла нисаба золота или серебра, при условии, что прошёл год.
Если торговец начал свою торговлю с количеством имущества, меньшим, чем размер нисаба, а в конце года его имущество доросло до уровня нисаба, то он не должен выплачивать закят, поскольку ещё не прошёл год. Он должен выплатить закят по нисабу после того, как пройдёт целый год.
Если торговец начал свою торговлю с имуществом, которое превышает размер нисаба, как если он начал торговлю с 1000 динаров, а в конце года его имущество выросло, он получил прибыль и у него стало уже 3000 динаров, то он должен выплатить закят с 3000 динаров, а не с 1000, с которых начинал, потому что рост имущества привязан к стартовому капиталу, а годовая прибыль относится в основе к завершённому году. Например, козлята — это потомство коз, ягнята — потомство овец, а поэтому они засчитываются вместе со взрослыми особями, и с них так же выплачивается закят, потому что их год жизни входит в год жизни самок, которые их родили. Так же следует относиться и к прибыли в финансах, которые учитываются в связке с тем имуществом, от которого началась потом прибыль.
По прошествии года торговец оценивает предметы торговли, всё равно, обязательно ли было выплачивать с них закят напрямую (т.е. самими товарами), как это обстоит с верблюдами, коровами, овцами, или же нужно было выплачивать закят не самими вещами, как это обстоит с одеждой, с изделиями, с землёй и зданиями. Он подсчитывает всё это имущество единым образом по мерке золота или серебра, после чего выплачивает 1/40 часть стоимости, т.е. 2,5% в том случае, если их стоимость достигнет уровня нисаба золота или серебра. Он может выплатить закят этими деньгами вместо товара, если для него так будет легче.
Это касается тех, кто торгует, к примеру, овцами, или коровами, или одеждой. Также может случиться и так, что размер закята, который он должен выплатить, равен стоимости овцы, или коровы, или одежды. Тогда он может выплатить закят деньгами или же отдать овцой, или коровой, или одеждой, т.е. он поступает в данном случае на свой выбор как хочет.
Закят выплачивается с предметов торговли, с которых непосредственно нужно выплачивать закят (как верблюды или коровы) именно как с предметов торговли, но не как с обычного крупного рогатого скота, потому что суть торговли – это обладать товаром, а не добывать его (создавать, изготавливать).
С пониманием шариатской реальности ответом на Ваш вопрос будет следующее:
1. Предметы торговли перед закятом оцениваются по рыночной цене, т.е. по цене продажи, потому что эта цена является истинной ценой этих предметов на данный момент. Они не оцениваются по цене покупки, потому что она может быть меньше, а может быть и больше рыночной цены, которая может отличаться от той, что есть в настоящий момент. А поэтому опираться следует на рыночную стоимость.
2. Если продавец продал товары по оптовой цене, то он оценивает их по оптовой цене, а если продал их в розницу, то оценивает по розничной цене ... Если он продал часть оптом, а часть — в розницу, то он оценивает их с учётом коэффициента между проданным оптом и проданным в розницу. Так, например, если он продал половину оптом, а вторую половину — в розницу, то он оценивает одну половину по оптовой цене, а вторую — по розничной, потому что такой расчёт более близок к истинной стоимости товаров.
3. Товары оцениваются по рыночной цене того города, в котором они находятся, а не по ценам того города, в котором находится продавец, потому что рыночная цена того города, в котором находятся товары, более близка к истинной цене самих товаров.
4. Весь товар оценивается тогда, когда наступает время выплатить закят, всё равно, был ли спрос на этот товар, или же он был в застое, потому как товар в основе является имуществом … Товар, который попал в застой, оценивается по его рыночной цене, когда приходит время выплатить с него закят. В таком случае, конечно же, его стоимость будет ниже, чем тогда, когда на него был спрос. Так проводится закят каждый год, потому что в этом товаре — оборотные деньги, а значит, с него берётся закят так же, как и с денег, каждый год.
5. Закят с предметов торговли выплачивается деньгами, но можно выплачивать и самими товарами. Если, к примеру, закят, который необходимо выплатить, составлял 2000, а цена каждой единицы товара составляла 500, то тот, кто выплачивает закят, может расплатиться четырьмя единицами товара, которые у него имеются. Такой способ может стать хорошим выходом для него, когда он расплатится застоявшимся товаром, т.е. он расплатится не деньгами, а товаром, что будет более соответствовать его интересам.
Таково моё мнение в этом вопросе, но Аллах знает лучше» (конец цитаты).
Я привёл ответ полностью, чтобы показать то, каким образом поступать при выплате закята с мёда и драгоценных камней, предназначенных для торговли. Однако это касается не только их, но и других предметов торговли.
27 Рабиъ уль-авваль 1442 г.х.
13.11.2020 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»