27
Сб, апр

Совершение хаджа от имени другого человека

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Аль-Махаббату Лиллях

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Дорогой брат, достопочтенный шейх Ата Абу ар-Рашта, пусть приумножит Аллах Ваши знания и силу, а также дарует победу Вашими руками.

У меня имеются вопросы, которые хотел бы задать Вам: каковы хукмы о совершении хаджа вместо другого? Можно ли совершать хадж от имени живых или мёртвых? Например, человек ранее совершил хадж за себя, а теперь решил совершить хадж вместо другого живого человека; естественно, ему покрываются все расходы хаджа. Можно ли совершить хадж от имени умершего человека? При совершении хаджа от имени другого нужно ли наличие родственной связи между совершающим и тем, за кого совершают хадж?

Пусть приумножит Аллах Ваши знания и силу, а также дарует победу Вашими руками!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Совершать хадж за другого человека дозволено по Шариату, но с соблюдением следующих условий:

Первое: человек, совершающий хадж от имени другого, вначале должен совершить хадж за себя. Доказательством этому служит следующее:

● Приводит ад-Дарукъутни в своём «Сунане»:

«Нам рассказали Абу Мухаммад ибн Са́ид и аль-Хусайн ибн Исмаиль: «Нам рассказал Якуб ибн Ибрахим ад-Даураки: «Нам рассказал Хушайм: «Нам рассказал Ибн Абу Ляйля от Аты, а он — от Аиши:

أَنَّ النَّبِىَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَمِعَ رَجُلاً يُلَبِّى عَنْ شُبْرُمَةَ فَقَالَ وَمَا شُبْرُمَةُ قَالَ فَذَكَرَ قَرَابَةً لَهُ قَالَ فَقَالَ أَحَجَجْتَ عَنْ نَفْسِكَ قَالَ فَقَالَ لاَ قَالَ فَاحْجُجْ عَنْ نَفْسِكَ ثُمَّ حُجَّ عَنْ شُبْرُمَةَ

«Как-то Пророк ﷺ услышал человека, произносящего тальбию1 от имени Шубрумы, после чего спросил: «Кто такой Шубрума?». Человек сообщил, что это его родственник. На что Пророк ﷺ спросил: «Совершал ли ты хадж за самого себя?». На это человек ответил: «Нет!». Тогда Пророк ﷺ сказал ему: «Сначала соверши хадж за себя, а потом уже — за Шубруму».

● Приводит аль-Байхакый в своём «Ас-Сунану аль-Кубра»: «Нам сообщил Абу Наср ибн Ката́да: «Абу аль-Хасан Мухаммад ибн аль-Хасан ас-Сарра́дж известил о следующем: «Нам рассказал Мутайин: «Нам рассказал Ибн Нумайр: «Нам рассказал Абда ибн Суляйман:…». Другой иснад: «Нам сообщил Абу Наср ибн Катада: «Нам под диктовку рассказал Абу Бакр Мухаммад ибн Мухаммад ибн Дауд ас-Сиджзи: «Нам рассказал Абдур-Рахман ибн Мухаммад ибн Идрис аль-Ханзали: «Нам рассказал Харун ибн Исхак аль-Хамаза́ни: «Нам рассказал Абда ибн Суляйман аль-Киля́би от Саида ибн Абу Ару́ба, а он — от Катады, а он — от Азра, а он — от Саида ибн Джубайра, а он — от Ибн Аббаса:

أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَمِعَ رَجُلاً يَقُولُ لَبَّيْكَ عَنْ شُبْرُمَةَ فَقَالَ مَنْ شُبْرُمَةُ فَذَكَرَ أَخاً لَهُ أَوْ قَرَابَةً قَالَ أَحَجَجْتَ قَطُّ قَالَ لَا قَالَ فَاجْعَلْ هَذِهِ عَنْكَ ثُمَّ حُجَّ عَنْ شُبْرُمَةَ

«Однажды Посланник Аллаха ﷺ услышал, как какой-то человек говорит: «Вот я перед Тобой от имени Шубрумы». Он ﷺ спросил: «Кто такой Шубрума?», — на что человек сказал (передатчик точно не помнил слова этого человека, поэтому передал так): «Мой брат или мой родственник». Тогда Посланник ﷺ спросил: «Совершал ли ты хадж за самого себя?», — на что он ответил: «Нет». Тогда он ﷺ сказал ему: «Сначала соверши хадж за себя, а потом уже — за Шубруму». Данный хадис имеет достоверный иснад, и нет на эту тему более достоверного хадиса, чем тот, который был передан Абу Даудом в его «Сунан» от Исхака ибн Исмаиля и Ханна́да ибн ас-Сарийя, а они — от Абды. Яхъя ибн Маин сказал: «Самым точным слушателем Саида является Абда ибн Суляйман...». Данный хадис также приводит ат-Табари в своём «Аль-Муджам аль-Кабир» от Саида ибн Джубайра, а он — от Ибн Аббаса.

Второе: дозволяется совершить хадж от имени умершего, но при условии, что умерший не совершал его при жизни. Доказательством этому служит следующее:

● Приводит Бухари в своём «Сахихе»: «Нам рассказал Муса ибн Исмаиль: «Нам рассказал Абу Ава́на от Абу Саида ибн Джубайра, а он — от Ибн Аббаса:

أَنَّ امْرَأَةً مِنْ جُهَيْنَةَ جَاءَتْ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَتْ إِنَّ أُمِّي نَذَرَتْ أَنْ تَحُجَّ فَلَمْ تَحُجَّ حَتَّى مَاتَتْ أَفَأَحُجُّ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ حُجِّي عَنْهَا أَرَأَيْتِ لَوْ كَانَ عَلَى أُمِّكِ دَيْنٌ أَكُنْتِ قَاضِيَةً اقْضُوا اللَّهَ فَاللَّهُ أَحَقُّ بِالْوَفَاءِ

«Однажды из местности Джухайна к Посланнику Аллаха ﷺ прибыла женщина и спросила: «Моя мать при жизни дала обет совершить хадж, но умерла. Можно ли мне за неё совершить хадж?», — на что Посланник ﷺ сказал: «Конечно же, соверши хадж за неё! Скажи, если бы у твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его? Посему выполни её обязательство перед Аллахом, ведь долг перед Аллахом ещё более заслуживает того, чтобы его вернули».

● Приводит Бухари в своём «Сахихе»: «Нам рассказал А́дам: «Нам рассказал Шуаба от Абу Бишра: «Я слышал, как Саид ибн Джубайр передавал от Ибн Аббаса следующее:

أَتَى رَجُلٌ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ لَهُ إِنَّ أُخْتِي نَذَرَتْ أَنْ تَحُجَّ وَإِنَّهَا مَاتَتْ فَقَالَ النَّبِىُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَوْ كَانَ عَلَيْهَا دَيْنٌ أَكُنْتَ قَاضِيَهُ قَالَ نَعَمْ قَالَ فَاقْضِ اللَّهَ فَهْوَ أَحَقُّ بِالْقَضَاءِ

«Однажды к Пророку ﷺ пришёл мужчина и сказал: «Моя сестра при жизни дала обет совершить хадж, но умерла». На что Пророк ﷺ сказал: «Скажи, если бы у твоей сестры был долг, стала бы ты выплачивать его?». На что он сказал: «Да!». Тогда Пророк ﷺ сказал ему следующее: «Посему выполни её обязательство перед Аллахом, ведь долг перед Аллахом ещё более заслуживает того, чтобы его вернули».

Обет при жизни о выполнении хаджа означает обязательность его исполнения. Поэтому совершение хаджа от имени человека, который дал обет, но не выполнил его из-за своей кончины, разрешается, поскольку выполнение хаджа от его имени подобно выплате его долга.

Третье: что касается совершения хаджа от имени живого человека, то это дозволено, если человек неспособен совершить его сам из-за слабости своего тела. Например, человек парализован или он не может передвигаться на своих ногах и т.п. Другими словами, человек не имеет физических возможностей, но при этом у него могут быть финансовые возможности. Доказательством этому служит следующее:

● Приводит Бухари в своём «Сахихе»: «Нам рассказал Абу А́сим от Ибн Джурайджа, а он — от Ибн Шиха́ба, а он — от Суляймана ибн Яса́ра, а он — от Ибн Аббаса:

جَاءَتْ امْرَأَةٌ مِنْ خَثْعَمَ عَامَ حَجَّةِ الْوَدَاعِ قَالَتْ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ فَرِيضَةَ اللَّهِ عَلَى عِبَادِهِ فِي الْحَجِّ أَدْرَكَتْ أَبِي شَيْخاً كَبِيراً لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يَسْتَوِيَ عَلَى الرَّاحِلَةِ فَهَلْ يَقْضِي عَنْهُ أَنْ أَحُجَّ عَنْهُ قَالَ نَعَمْ

«В год прощального хаджа [к Пророку] пришла женщина из племени Хасъам и сказала: «О Посланник Аллаха, предписание Всевышнего совершить хадж застало моего отца уже старым, он не может ездить верхом, могу ли я совершить хадж за него?», — на что он ﷺ сказал: «Да!».

● Приводит Муслим в своём «Сахихе»: «Мне рассказал Али ибн Хашрам: «Нам рассказал Иса от Ибн Джурайджа, а он — от Ибн Шиха́ба: «Нам рассказал Суляйман ибн Ясар от Ибн Аббаса, а он — от аль-Фадля:

أَنَّ امْرَأَةً مِنْ خَثْعَمَ قَالَتْ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أَبِي شَيْخٌ كَبِيرٌ عَلَيْهِ فَرِيضَةُ اللَّهِ فِي الْحَجِّ وَهُوَ لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يَسْتَوِيَ عَلَى ظَهْرِ بَعِيرِهِ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَحُجِّي عَنْهُ

«Однажды к Пророку пришла женщина из племени Хасъам и сказала: «О Посланник Аллаха, мой отец достиг старости, но на нём лежит предписание Аллаха совершить хадж, однако он не может сидеть на спине своего верблюда», — на что он ﷺ сказал: «Соверши за него хадж!».

● В хадисе Абу Разины аль-Укайли упоминается:

أَنَّهُ أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أَبِي شَيْخٌ كَبِيرٌ لاَ يَسْتَطِيعُ الْحَجَّ وَلاَ الْعُمْرَةَ وَلاَ الظَّعَنَ‏ قَالَ حُجَّ عَنْ أَبِيكَ وَاعْتَمِرْ

«Однажды Абу Разина пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, мой отец стар и не может совершить ни хадж, ни умру, он не может отправиться даже в поездку». На это он ﷺ сказал: «Соверши хадж и умру вместо отца!» (привели Ахмад и авторы книг под названием «Сунан». Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, достоверный хадис»).

Четвёртое: вещи, связанные с этой темой:

а) Не является условием, чтобы совершающий хадж был родственником того, за кого он совершает хадж, т.е. он может быть ему чужим человеком. Доказательством этому служит то, что Посланник ﷺ сравнил долг хаджа с обычным долгом. Выплата обычного долга за должника может быть, как со стороны родственника, так и со стороны чужих людей, главное, чтобы человек был согласен. Именно поэтому не ставится условием наличие родства между совершающим хадж и тем, за кого он совершается, но при условии, что выполняются все упомянутые ранее условия хаджа за другого.

б) Что касается совершения хаджа от имени живого человека, то последний должен уполномочить в этом другого человека, поскольку совершение хаджа от имени другого должно быть с его разрешения. Что касается умершего человека, то здесь имеется разногласие среди факихов:

— ряд факихов считает, что умерший должен оставить завещание о совершении хаджа от его имени;

— другие считают, что это не является условием, поэтому если человек совершит хадж за умершего без наличия на это завещания, то это дозволено.

Сам же я склоняюсь в сторону последнего мнения факихов, потому что совершение хаджа за другого было сопоставлено Посланником ﷺ с обычным долгом. А погашение долга за умершего, даже если он не завещал этого, будет правильным. Следует отметить, что этого мнения также придерживаются шафииты и ханбалиты, об этом упоминается в Кувейтской энциклопедии по фикху: «Если человек умер, а на нём лежало обязательство хаджа, то хадж должен быть совершён от его имени. Оплата за хадж должна браться из его наследства, и не важно, оставил он завещание по этому поводу или нет. Это подобно тому, как его долги погашаются из его наследства, независимо от того, есть завещание на это со стороны умершего или нет. Если же у умершего не осталось наследства, то будет мустахабом для его наследника совершить хадж за свой счёт.

Если наследник совершит от имени умершего хадж или пошлёт кого-то другого, то обязанность совершить хадж спадёт с умершего. Чужой человек так же может совершить хадж от имени умершего, даже если наследник умершего не дал на это своё разрешение, поскольку это похоже на погашение долга умершего без разрешения наследника».

Учёные ссылаются на то, что Пророк ﷺ сравнил хадж с обычным долгом, поэтому в вопросе совершения хаджа за другого они применили законы о погашении обычного долга.

в) Человек, совершающий хадж за другого, совершает намерение сердцем и проговаривает языком: «Я вошёл в ихрам от имени такого-то, вот я перед Тобой от имени такого-то…». Произнести такие слова вслух более предпочтительно, нежели этого не делать, но если человек совершит лишь намерение, то и этого будет достаточно.

г) Совершающий хадж за другого может брать из его имущества на свои расходы и расходы по обязательствам хаджа в рамках разумного.

д) Совершение хаджа за другого может быть лишь за одного человека, т.е. человек не может за один раз совершать хадж за двоих или троих людей.

е) Следует поручать совершение хаджа за других людям честным и внушающим доверие, дабы их намерение было правильным и ради Аллаха, а не ради прибыли.

И этому я отдаю своё предпочтение и считаю правильным, но Аллах знает лучше.

 

30 Шавваля 1442 г.х.
11.06.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

1. Молитва, повторяемая многократно паломниками во время всего паломничества, пока паломник находится в состоянии ихрама.

Главное меню