22
Пт, нояб

Видение аурата до женитьбы

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Один мусульманин пожелал засватать девушку. В связи с чем он спрашивает, может ли он попросить её открыть некоторые места аурата. Как, например, волосы, голень и т.п. Может ли девушка ответить на его просьбу?

Вопросы возникли из-за того, что есть мнение о дозволенности этого тому, кто сватается к девушке, якобы он может взглянуть не только на её лицо и кисти рук, но и на другие части тела.

Ответ:

Если человек пожелал засватать девушку или женщину, то он может смотреть на неё, а также, если сможет, ему дозволено увидеть больше, нежели просто лицо и кисти рук, и это не будет для него харамом. Но при условии, что она не будет знать об этом. Ведь в хадисе от Джабира ибн Абдуллаха приводится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا خَطَبَ أَحَدُكُمُ الْمَرْأَةَ فَإِنِ اسْتَطَاعَ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى مَا يَدْعُوهُ إِلَى نِكَاحِهَا فَلْيَفْعَلْ

«Если кто-то из вас сватается к женщине, и если у него появится возможность посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть так и сделает» (ат-Тирмизи, Ибн Хаджар сказал, что хадис хасан (хороший)).

Также этот хадис вывел аль-Хаким, упомянув, что он соответствует условиям Муслима.

Джабир ибн Абдуллах продолжил: «И я посватался к одной женщины и тайком смог увидеть у неё то, что побудило меня к женитьбе на ней, после чего я заключил с ней брак».

Выражение «и если у него появится возможность посмотреть» указывает на то, что увиденные части тела не являются мубахом для обычного взгляда, т.е. это не просто лицо и кисти рук, а это — части аурата. Ведь лицо и кисти рук видны всем, а не только тому, кто сватается. Более того, когда речь идёт о мубахе, не говорят «и если будет у него возможность». Поэтому и слова Джабира «и тайком от неё» указывают на то, что увиденные части тела женщины относятся к аурату.

В то же время слова Посланника ﷺ «и если будет у него возможность» и комментарий сподвижника «и тайком от неё» указывают на большее, нежели просто лицо и кисти рук. Но повторюсь, при условии, что женщина не знает об этом.

Что касается положения, когда женщина даёт согласие на открытие части аурата, или её валий даёт на это согласие, — в любом из этих положений сватающемуся запрещено видеть больше, чем лицо и кисти рук. Причина этого заключается в том, что шариатские тексты полностью запрещают показывать свой аурат чужим мужчинам, и в них нет оговорки, что это дозволено тем, кто сватается. Например, слова Всевышнего:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ

«Пусть они не выставляют напоказ своих украшений, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают свои украшения никому, кроме своих мужей ...» (24:31).

Под словами «за исключением тех, которые видны» имеются в виду лицо и кисти рук, на это указывают как слова Ибн Аббаса, так и слова Посланника ﷺ:

إِنَّ الْجَارِيَةَ إِذَا حَاضَتْ لَمْ يصلحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلاَّ وَجْههَا وَيَدَاهَا إِلَى المَفْصِلِ

«Когда у девушки начинает происходить менструальный цикл, не дозволяется, чтобы кто-либо видел её (аурат), за исключением лица и кистей рук» (Абу Давуд).

Во всех этих текстах отсутствует исключение для жениха. Напротив, женщина должна скрывать аурат своего тела как перед женихом, так и перед чужим мужчиной. Единственное, в чём есть ограничение (тахсыс) — это взгляд. Ведь запрет смотреть на аурат женщины касается тех, кто не сватается к ней, даже если они могут это сделать тайком от неё. Аят гласит:

قُل لِّلۡمُؤۡمِنِينَ يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры» (24:30).

Также приводится от Джарира ибн Абдуллаха:

سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ نَظَرِ الْفُجَاءَةِ فَأَمَرَنِي أَنْ أُصَرِّفَ بَصَرِي

«Я спросил Посланника Аллаха ﷺ о неожиданном взгляде, и он велел мне отклонять взор» (Муслим).

Поэтому, если взгляд нечаянно упал на аурат женщины, то требуется сразу отвести его в сторону.

Приводится от Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.):

كَانَ الْفَضْلُ رَدِيفَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَجَاءَتِ امْرَأَةٌ مِنْ خَثْعَمَ فَجَعَلَ الْفَضْلُ يَنْظُرُ إِلَيْهَا وَتَنْظُرُ إِلَيهِ وَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصْرِفُ وَجْهَ الْفَضْلِ إلَى الشِّقِّ الْآخَرِ

«Когда аль-Фадль сидел верхом позади Посланника Аллаха ﷺ, подошла какая-то женщина из племени Хасъам. И аль-Фадль стал смотреть на неё, а она — на него. Тогда Пророк ﷺ повернул лицо аль-Фадля в другую сторону» (Муслим).

В другой версии приводится:

فَأَخَذَ الْفَضْلُ بْنُ عَبَّاسٍ يَلْتَفِتُ إِلَيْهَا وَكَانَتِ امْرَأَةً حَسْنَاءَ فَأَخَذَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْفَضْلَ فَحَوَّلَ وَجْهَهُ مِنَ الشِّقِّ الْآخَرِ

«Аль-Фадль ибн Аббас стал обращать на неё внимание, т.к. она была красивой женщиной. Тогда Посланник Аллаха ﷺ, взял и повернул лицо Фадля в другую сторону» (ан-Насаи).

Т.е. Посланник ﷺ воспрепятствовал аль-Фадлю смотреть на лицо женщины, причина этого была в том, что в его взгляде присутствовала страсть.

Смысл всех этих хадисов касается лишь тех, кто не сватается, т.е. здесь имеется тахсыс. В то время как хадис, переданный Джабиром ибн Абдуллахом, дозволяет тем, кто сватается, увидеть, как лицо и кисти рук, так и другие части тела, которые побудят его к никяху.

Из разъяснённого выше становится понятным, что не существует шариатского текста, позволяющего показать ту или иную часть аурата сватающемуся человеку. На него также распространяется хукм текстов, которые говорят о запрете чужим мужчинам смотреть на аурат женщин. Единственным исключением является тайный взгляд сватающегося на аурат женщины, но при условии, что женщина не знает об этом.

Следовательно, если сватающийся сможет тайком увидеть аурат женщины, т.е. без её ведома, то дозволено ему это сделать. Что касается того, чтобы она сама открыла перед ним части своего аурата, то это запрещено, и здесь не важно, дал согласие её отец на это или нет.

Подводя итоги: дозволяется сватающему увидеть то, что из категории мубах (лицо и кисти рук). И не важно, происходит это без её разрешения, т.к. это видно и на улице, или с её разрешения, или с разрешения её валия. Например, придя к ней в дом для сватовства, мусульманин может попросить у её валия разрешения увидеть девушку. Валий может позволить увидеть её в его присутствии. Также девушка может вынести угощения и сесть рядом, и при этом сватающийся может видеть её лицо и кисти рук. Другими словами, сватающийся может видеть, как с её ведома, так и без её ведома, то, что является мубахом (лицо и кисти рук).

Что касается взгляда на большее, нежели просто лицо и кисти рук, то это запрещено, даже если будет на то её согласие или согласие её валия. Ведь показывать части аурата чужим мужчинам харам, и здесь не важно, сватается человек или нет. Однако дозволено сватающемуся видеть большее, чем лицо и кисти рук, если сможет. Но при условии, что женщина не будет знать об этом. Это должно происходить втайне, как об этом упомянуто в хадисе.

Это касательно взгляда, который дозволен сватающемуся. Что касается хальвы (уединения), то оно запрещено с любым человеком, будь то чужой или сватающийся, и нет положений, когда это дозволяется.


18 Рамадана 1427 г.
10.10.2006 г.