Вопрос: Можно ли применить выражение «опекун сироты» к благотворительным организациям, которые берут на себя функцию опеки над сиротами?
Ответ:
Задача опекуна заключается в том, чтобы заботиться о делах и интересах сироты. Ибн аль-Асир в своей книге «Ан-Нихая фи гариб аль-хадис ва аль-асар» говорит: «Опекун — это тот, кто заботится о делах сироты и его воспитании».
Передают со слов Сахля ибн Саада (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
أَنَا وَكَافِلُ الْيَتِيمِ فِى الْجَنَّةِ هَكَذَا وَقَالَ بِإِصْبَعَيْهِ السَّبَّابَةِ وَالْوُسْطَى
«Я и опекун сироты будем в Раю вот так же (близки)», — и, сказав это, он ﷺ сделал знак указательным и средним пальцами» (Бухари, ат-Тирмизи и другие).
В версии ат-Табари, которую он передаёт от Умму Саида, дочери Мурра аль-Фихрийя, а она — от своего отца, говорится:
أَنَا وَكَافِلُ الْيَتِيمِ لَهُ أَوْ لِغَيْرِهِ
«Я и опекун сироты из числа его родственников или посторонних ему людей …», —
т.е. любой опекун сироты, не важно, родственник он ему, как, например, дед, дядя, брат и т.п., или это чужой для него человек.
Во всех положениях, связанных с опекой сирот, должна быть забота об их делах и интересах. Что касается благотворительных организаций, то на них не распространяется выражение «опекун сироты», потому что они являются юридической стороной, а не реальным человеком. Поэтому в качестве опекуна должен быть назначен реальный человек, который будет заботиться о делах и интересах сирот в соответствии с Шариатом. В отношении благотворительных организаций более уместно применить выражение «помощь сиротам». В случае, если эти организации предоставляют сиротам помощь без условий, противоречащих Шариату, то принять их помощь (в качестве пожертвования, подарка и т.п. вещей) будет дозволено.