14
Сб, дек

Разрешается ли женщине сесть одной, без махрама или мужа, в автотранспорт к инструктору по вождению

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Разрешается ли женщине сесть одной, без махрама или мужа, в автотранспорт к инструктору по вождению в целях изучить вождение на том основании, что учебный автотранспорт является общественным транспортом, а не частным, где требуется махрам?

Совершит ли грех инструктор по вождению, если будет обучать женщину одну, без присутствия в автотранспорте её махрама или мужа?

Ответ:

Верно, учебный автотранспорт, предназначенный для обучения вождению, является общественным. Тем не менее, является ваджибом присутствие мужа или махрама вместе с женщиной. В противном случае, при отсутствии кого-нибудь из них, ей будет записан грех. Также инструктор по вождению совершит грех, если начнёт обучать её без присутствия махрама.

Такое понимание строится на следующих аспектах:

а) Всевышний Аллах разрешил женщине совершать общественные дела, которые относятся к категориям: ваджиб, мандуб, мубах. Следовательно, она имеет право осуществлять их в общественной жизни надлежащим образом.

При этом, дела делятся на две категории:

1) Выполнение данной категории дел не требует собрания мужчин с женщинами или смешанного нахождения обоих полов (ихтилат). Ихтилат — это нахождение рядом друг с другом и общение между собой. Например, совместная прогулка по улице, на свежем воздухе, в общественном парке, совместный поход в мечеть и т.п. В таких ситуациях женщине запрещено быть с мужчинами, т.е. запрещён ихтилят. Причина этого заключается в том, что в основе лежит раздельное нахождение полов, — об этом упоминается в шариатских законах, связанных с мужчинами и женщинами.

Если выполнение действия, разрешённого Шариатом, не требует смешения полов и совместного нахождения, то оно выполняется в рамках своей основы (разделение полов). Другими словами, женщина должна идти по улице, или в мечеть, или к родственникам, или в парк и т.д., не смешиваясь с посторонними мужчинами, т.е. без их компании и общения. И здесь не важно, совершается это пешим ходом или на транспорте. Если женщина садится в автобус, то она не должна разговаривать с находящимися там посторонними мужчинами.

Если она вошла на территорию парка, то не должна прогуливаться в нём в компании постороннего мужчины или мужчин. Во всех упомянутых случаях присутствие махрама необязательно. Также это не требует наличия отдельных дорожек для мужчин и отдельных для женщин, или строительства отдельных городских дорог для мужчин и отдельных для женщин. Дорожки и дороги остаются общими, но при этом не допускается в обществе положения, когда возникает запретный ихтилят.

Таково положение разрешённых для женщин дел, выполнение которых не требует совместного нахождения мужчин и женщин.

2) Выполнение второй категории дел требует совместного нахождения мужчин и женщин. Например, купля-продажа, аренда, наём, лечение, некоторые виды обучения и учёбы, общественные научные лекции, сельскохозяйственные и промышленные работы, связанные с увеличением имущества, и т.д. Для всех этих положений имеются свои законы, которые регулируют порядок совместного нахождение полов в рамках Шариата.

Например:

— Совершение коллективного намаза в мечети предусматривает собрание мужчин и женщин. Поэтому был ниспослан определённый закон, который требует разделения рядов. Этот закон требует, чтобы ряды мужчин были впереди, а ряды женщин были за ними. При этом нет необходимости присутствия махрама для женщины среди молящихся.

— Хадж предусматривает совместное нахождение мужчин и женщин без разделения рядов. Поэтому законы хаджа хорошо известны мужчинам и женщинам.

— Лечение предусматривает совместное нахождение мужчин и женщин в определённых положениях. Поэтому в отношении этого имеется свой закон, позволяющий врачу осмотреть больное место, даже если это место является ауратом.

б) Обучение вождению предусматривает совместное нахождение мужчин и женщин. И если невозможно для женщин найти инструкторов вождения из числа женщин, или для мужчин — инструкторов вождения из числа мужчин, в таком случае в силу вступают специальные законы.

Что касается обучения вождению, то после изучения этой реальности проясняются следующие вещи:

— обучение вождению непосредственно в автотранспорте ограничивается инструктором и обучающейся женщиной. Целью этого является обучение индивида, а не масс. В данном случае цель — совместное нахождение мужчин и женщин — является частной, поэтому ограничивается инструктором и ученицей. Это положение отличается от положения в мечети или на публичной лекции, когда цель собрания охватывает множество индивидов. Ведь в таких случаях отсутствует положение хальвы (уединение), но есть проблема в разделении рядов между мужчинами и женщинами. Поэтому имеются шариатские доказательства, гласящие о разделении рядов в мечети, и они не затрагивают вопроса хальвы или присутствия махрама.

Что касается обучения вождению в автотранспорте, то данная цель, объединяющая мужчин и женщин, касается только двоих: инструктора по вождению и ученицы. Поэтому в силу положения, когда необходима совместная поездка по различным дорогам, дабы обучить вождению, имеет вероятность (занн) того, что хальва будет иметь место. А это происходит вдобавок к ихтилату, т.е. к совместному нахождению и общению во время обучения. Поэтому необходимо решить вопрос хальвы (уединение), а также ограничить ихтилят в рамках обучения вождения, —для этого требуется присутствие махрама. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ إِلَّا وَمَعَهَا ذُو مَحْرَمٍ

«Пусть не уединяется мужчина с женщиной без присутствия махрама» (Бухари).

Следовательно, когда женщина садится в автотранспорт, чтобы научиться водить его, является ваджибом присутствие рядом с ней мужа или махрама.

Всё это необходимо в том случае, если нет инструктора-женщины.

Вывод: женщина может сесть в учебный автотранспорт с инструктором по вождению, если вместе с ней в машине будут присутствовать её супруг или кто-то из махрамов. В случае отсутствия рядом с ней кого-либо из их числа она и инструктор по вождению получат грех.

Примечание: во всех ситуациях общественной жизни женщина должна покрывать свой аурат посредством облачения в шариатское одеяние — джильбаб, платок, — как того требует Ислам.


18 Рамадана 1427 г.
10.10.2006 г.