22
Пт, нояб

Правда ли, что читать Коран нараспев — макрух?

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Дозволено ли читать Коран нараспев, опираясь на хадис, в котором говорится:

لَيْسَ مِنَّا مَنْ لَمْ يَتَغَنَّ بِالْقُرْآنِ

«Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев»?

Ведь я слышал от одного человека хадис, говорящий об обратном:

لَيْسَ مِنَّا مَنْ تَغَنَّى بِالْقُرْآنِ

«Не относится к нам тот, кто читает Коран нараспев».

Он пояснил, что при совмещении обоих хадисов становится понятным, что речь идёт о нежелательности (макрух) читать Коран нараспев. Правильно ли подобное суждение?

Ответ:

1) Передаётся от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيْسَ مِنَّا مَنْ لَمْ يَتَغَنَّ بِالْقُرْآنِ

«Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев».

Другой передатчик (т.е. не Абу Хурайра) этого хадиса добавил следующее:

يَجْهَرُ بِهِ

«Читая его вслух» (Бухари).

Аль-Ха́ким приводит этот же хадис от Саада ибн Малика в своём «Муснаде», сказав, что его иснад (цепочка передатчиков) достоверен по условиям Бухари и Муслима, но они не вывели его через этот иснад. Также этот хадис приходит в «Муснаде» Абда ибн Хамида и в «Муснаде» аш-Шиха́ба аль-Када́и.

Однако учёные разошлись в комментарии слова «يَتَغَنَّى» (нараспев):

— Суфьян ибн Уяйна пояснил, что тот, кто не смог посредством Корана избавиться от стремления накапливать мирское, тот не из нас, т.е. он идёт не по пути Пророка ﷺ.

— Ибн аль-Араби растолковал это в значении, что чтение Корана должно стать обычным делом для мусульманина, как пение стало обычным делом для путников и свободных от дел людей.

— Ибн аль-Араби сказал, что арабы, когда садились на верблюда или сидели во дворе дома, то напевали (يَتَغَنَّى), так они поступали в большинстве случаев. Когда был ниспослан Коран, то Пророк ﷺ пожелал, чтобы их обычным делом вместо пения стало чтение Корана.

— Абу Авана передал от аль-Лайса ибн Саада следующее его толкование: «Выражение «يَتَغَنَّى بِهِ» означает, что при чтении Корана навеивается грусть и смягчается сердце».

— Ат-Табари упомянул от Имама аш-Шафии, что когда его спросили о толковании Суфьяном ибн Уяйной слова «يَتَغَنَّى» как «اَلِاسْتِغْنَاءُ» (отсутствие нужды), то он не одобрил его толкование и добивал, что если бы Посланник Аллаха ﷺ подразумевал «اَلِاسْتِغْنَاءُ», то он бы сказал «لَمْ يَسْتَغْنِ». Здесь Посланник ﷺ подразумевал улучшение голосом (тахсину ас-саут). Далее ат-Табари сказал: «Если бы в хадисе речь шла об «اَلِاسْتِغْنَاءُ», то в другой версии не было бы добавлено:

يَجْهَرُ بِهِ

«Читая его вслух».

Таким образом, я склоняюсь к тому, что под словом «يَتَغَنَّى» подразумевается улучшение голосом чтения Корана через соблюдение всех правил чтения, которые были переданы от Посланника ﷺ. Подтверждением этому служит хадис, приведённый Ахмадом, Абу Даудом, ан-Нисаи, Ибн Маджой от аль-Бара ибн Азиба: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

زُيِّنُوا الْقُرْآنَ بِأَصْوَاتِكُمْ

«Украшайте Коран своими голосами».

Смысл заключается в том, чтобы улучшить чтение Корана голосом в соответствии с правилами чтения, которые пришли достоверным путём от Посланника ﷺ. Поэтому тот, кто не украшает Коран своим голосом в соответствии с имеющимися правилами, тот не следует пути, следовать которому требует Посланник ﷺ.

Что касается чтения Корана на основе ритма той или иной мелодии (ляхн), так называемые «макамы» (манеры напева) и им подобное, то здесь факихи разошлись во мнении. Они рассматривали вопрос: можно согласовать ритм мелодий с правилами чтения Корана или нет?

Одни сказали, что чтение на основе ритма мелодии изначально харам, потому что соблюдение ритма мелодии волей-неволей выводит за рамки, установленные правилами чтения Корана. Поскольку во время соблюдения мелодичности буквы тянутся и отклоняются от своего правильного произношения.

Другие факихи поставили условия, чтобы чтение на основе той или иной мелодии не выходило за рамки правильного метода чтения. Иначе читать на основе мелодии запрещено.

Я же лично склоняюсь к тому, что не дозволяется читать Коран на основе ритма той или иной мелодии, потому что в большинстве случаев, соблюдая ритм, невозможно произнести буквы в соответствии с правилами чтения Корана. Учёные пишут, что в большинстве случаев тот, кто соблюдает ритм мелодии во время чтении Корана, не способен придерживаться надлежащего чтения. Именно к этому я больше склоняюсь.

Что касается хадиса:

لَيْسَ مِنَّا مَنْ تَغَنَّى بِالْقُرْآنِ

«Не относится к нам тот, кто читает Коран нараспев», —

то я о нём никогда не слышал.

Подводя итоги: улучшать чтение Корана голосом, соблюдая правила чтения, является мустахабом (желательным делом, т.е. мандубом). Чтение Корана на основе мелодии запрещено, поскольку это способствует произношению букв ненадлежащим образом, т.е. не так, как этого требуют правила чтения Корана. Причина этого заключается в том, что буквы начинают тянуться и отклоняться от своего правильного произношения, что выходит за рамки правил чтения, которые были переданы от Посланника Аллаха ﷺ.

 

7 Рабиъ ус-сани 1432 г.х.
12.03.2011 г.