Вопрос: В книге «Экономическая система» в теме «Отношение обмена валют» говорится:
«Не разрешается покупать один нормальный динар за два поддельных динара». Далее в теме «Обменный курс» говорится: «В этом случае валютный курс между этими двумя государствами является соотношением между чистым золотым весом валюты первого государства и чистым золотым весом валюты другого государства».
Первую цитату я понял как запрет на обмен двух поддельных динаров на один нормальный, даже если вес золота двух поддельных динаров (исключая примеси) будет равен весу золота нормального динара, и здесь не учитываются караты. Отталкиваясь от этого, у меня сложилось понимание, что при обмене пробы золота в 24 карата на пробу золота в 21 карат нужно учитывать вес, а не пробу.
Однако то, что упомянуто во второй цитате, ясно говорит о том, что обмен происходит с учётом пробы золота, а не веса золота. Отсюда у меня возникло непонимание, поэтому хотел спросить у Вас: какое понимание будет правильным, или же оба понимания как-то согласуются между собой? Другими словами, что учитывается при обмене сплавов: вес золота или проба? Также возникли другие вопросы: при обмене золота одной пробы на золото другой пробы нужно учитывать вес золота или же его пробу? Или же при обмене нужно учитывать лишь вес чистого золота в каждом из них, т.к. разница проб означает обязательную разницу чистого золота в обоих сплавах?
Также моё внимание в теме «Отношение обмена валют» привлёк хадис об обмене хороших фиников на плохие. Этот хадис был использован в качестве доказательства на запрет покупать один нормальный динар за два поддельных. Но ведь обмен хороших фиников на плохие относится к торговле, а обмен динаров — это обмен валют. Более того, в вопросе фиников не идёт речь о примесях, в то время как в обмене поддельных динаров на нормальный речь идёт о разного рода примесях. Поэтому мне кажется, что здесь реальность вопроса фиников и вопроса динаров отличаются друг от друга, а значит, неправильно использовать реальность одного в качестве доказательства для реальности другого.
Ответ:
1) Обмен золота на золото должен быть один к одному. Под словом «золото» подразумевается золото любой пробы, будь то 18 карат, 21 карат или 24 карата.
Если человек захочет обменять золото на золото, то должен обменивать вес на вес. Когда заключился договор, т.е. ударили по рукам, уже запрещено разрывать договорённость, если, конечно, не выявится обман (аль-гиш). Например, у Вас проба золота в 24 карата, а у другого — 18 карат, и никто из вас не должен скрывать пробу своего золота.
Если же один сказал, что у него золото в 24 карата, а после обмена выяснилось, что оно пробой в 21 карат, то здесь присутствует обман (аль-гиш). Поэтому обманутый может либо аннулировать договор, либо оставить всё как есть. В случае аннулирования договора золото возвращается к своему владельцу, при этом запрещается владельцу золота в 24 карата вместо расторжения сделки взять лишь разницу у владельца золота в 21 карат. Причина этого заключается в том, что оба вида золота считаются золотом, а, следовательно, запрещено неравенство (тафа́дуль) при обмене.
Это пояснение имеется в самой книге «Экономическая система» в теме «Отношение обмена валют»: «Если покупатель при покупке пробы золота в 24 карата на такой же вид золота будет обманут, т.е. получит золото в 18 карат, то он имеет право либо вернуть, либо согласиться с произошедшим обменом. Однако запрещено взять образовавшуюся разницу деньгами из-за недостатка купленного золота, поскольку это является повышением стоимости одной из обмениваемых валют и нарушением обусловленной равномерности при обмене валют одного вида».
2) Что касается слов в теме «Отношение обмена валют»: «Не разрешается покупать один нормальный динар за два поддельных динара. Однако можно купить один нормальный динар за серебряные дирхамы, а затем купить за дирхамы два поддельных динара, равно купил ли он их у того же, кто продал ему, или у другого. Передаёт Абу Саид: «Билял принёс Пророку ﷺ качественные финики, и Посланник Аллаха ﷺ спросил его, откуда он взял их. Билял ответил: «Наши финики испортились, и я продал их по два са за один с тем, чтобы угостить Пророка». В ответ на это Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَوَّهْ عَيْنُ الرِّبَا لَا تَفْعَلْ وَلَكِنْ إِذَا أَرَدْتَ أَنْ تَشْتَرِيَ التَّمْرَ، فَبِعْهُ بِبَيْعٍ آخَرَ ثُمَّ اشْتَرِ بِهِ
«Именно это и есть ростовщичество, не делай так. Когда захочешь купить финики, продай свои (за деньги или за что-нибудь другое), а затем купи то, что хочешь» (Муслим)».
Использование упомянутого хадиса о финиках в качестве доказательства на запрет обменивать один нормальный динар на два поддельных будет правильно, поскольку обмен валют — это тоже торговля, ведь происходит продажа наличных денег за наличные.
Обратитесь к следующим словам в теме «Обменный курс»: «Валютный обмен — это обмен денег на деньги, то есть обмен одних денег на другие. Обмен может происходить либо между однородными валютами, как обмен золота на золото и серебра на серебро, либо между неоднородными, как обмен золота на серебро или серебра на золото».
3) Что касается слов: «В этом случае валютный курс между этими двумя государствами является соотношением между чистым золотым весом валюты первого государства и чистым золотым весом валюты другого государства», — то здесь речь идёт о другом. То есть, речь не о нормальном динаре или о поддельном, а, например, о динаре Исламского Государства и английском фунте. Поэтому, когда происходит их обмен, должно соблюдаться правило «из рук в руки», т.е. расчёт должен произойти на месте. Например, обмен золотого динара весом 4,25 г. пробой в 24 карата на золотой английский фунт весом 2,125 г. в 21 карат должен произойти на месте.
Таким образом, при обмене золотого динара и английского фунта учитывается вес золота, а не проба. А значит, запрещено требовать надбавки за низкую пробу. Причина этого заключается в том, что золото, какой бы пробы оно ни было (24 карата, 21 карат, 18 каратов), остаётся золотом, а значит, обменивается с учётом веса, а не пробы. Стоит напомнить, что после завершения договора об обмене валют сделка не может быть расторгнута, если только не был выявлен факт обмана (аль-гиш). Более того, при обмене стороны должны оповещать о пробе своего золота друг другу.
Если обнаружился факт обмана, то обманутая сторона вправе либо аннулировать договор, либо оставить всё как есть. Например, англичанин в силу своего скверного характера сказал, что данную купюру можно обменять в Английском банке на 2,125 г. золота пробой в 24 карата, а мусульманин как доверчивый человек посчитал это правдой и согласился обменять свой динар на две английские купюры. Затем, когда настала необходимость обмена английских фунтов на золото, мусульманин отправился в банк и узнал, что обменённые им купюры подкреплены золотом пробой в 21 карат. В этом случае он вправе либо вернуть англичанину его деньги, либо оставить как есть. Причиной для оставления как есть является тот факт, что проба в 24 карата и проба в 21 карат являются золотом. А значит, запрещено брать разницу деньгами между пробами, т.к. то, что считается золотом, обменивается один к одному, без надбавки.
Конечно, англичанин подвергается наказанию за мошенничество, если обмен валют произошёл на территории Дар уль-Ислям, но если этот англичанин является послом, то мы изгоняем его из государства, и этого достаточно.
10 Рабиъ ус-сани 1432 г.х.
15.03.2011 г.