20
Сб, апр

Основные потребности человека

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: В наших книгах пишется, что к основным потребностям относятся три вещи: пища, одежда, жильё. Однако мы знаем, что есть ряд болезней, отсутствие лечения которых приводит к явному вреду организма, а ведь, как мы знаем, существует шариатское правило:

لاَ ضَرَرَ وَلاَ ضِرَارَ

«Не позволяется причинять вред ни себе, ни другим».

Отсюда возникли вопросы: можно ли отнести лечение к основным потребностям человека? Можно ли поделить болезни на две категории: тяжёлая форма и лёгкая форма? Это позволит сказать, что лечение таких болезней, как простуда, насморк, головная боль и т.п. является мандубом, а лечение недугов сердца, головного мозга, переломов и т.п. является фардом.

Ответ:

1) Основные потребности делятся на две категории:

а) основные потребности индивида: пища, одежда, жильё;

б) основные потребности Уммы: медицина, безопасность, образование.

Данный аспект подробно изложен в 125 статье книги «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том. По-видимому, данная книга не переведена на Ваш язык, иначе Вы наверняка нашли бы ответ.

В любом случае я приведу цитату оттуда: «Доказательством того, что пища, одежда и жильё являются основными потребностями индивидов, а остальное сюда не относится, служит хадис от Усмана ибн Аффана (р.а.), в котором Пророк ﷺ сказал:

كُلُّ شَيْءٍ سِوَى ظِلِّ بَيْتٍ، وَجِلْفِ الْخُبْزِ، وَثَوْبٍ يُوَارِي عَوْرَتَهُ، وَالْمَاءِ،فَمَا فَضَلَ عَنْ هَذَا فَلَيْسَ لِابْنِ آدَمَ فِيهِ حَقٌّ

«Не имеет сын Адама права на что-то свыше, чем тень дома, хлеб, одежда для покрытия своего аурата, вода» (Ахмад).

Немного в другой формулировке, но с таким же смыслом служит другой хадис:

لَيْسَ لِابْن آدَمَ حَقٌّ فِي سِوَى هَذِهِ الْخِصَالِ: بَيْتٌ يَسْكُنُهُ، وَثَوْبٌ يُوَارِي عَوْرَتَهُ، وَجِلْفُ الخُبْزِ، وَالمَاءِ

«Сын Адама имеет права только на три вещи: дом, в котором будет жить; одежда для покрытия аурата; хлеб и вода» (ат-Тирмизи, назвав его «хасан сахих»).

Данные версии указывают на то, что перечисленные выражения:

ظِلُّ بَيْتٍ

«тень дома»,

بَيْتٌ يَسْكُنُهُ

«дом, в котором будет жить»,

ثَوْبٌ يُوَارِي عَوْرَتَهُ

«одежда для покрытия аурата»,

جِلْفُ الخُبْزِ، وَالمَاءِ

«хлеб и вода», —

являются достаточными средствами для жизни. Слова:

فَمَا فَضَلَ عَنْ هَذَا فَلَيْسَ لِابْنِ آدَمَ فِيهِ حَقٌّ

«Не имеет сын Адама права на что-то свыше», —

гласят о том, что именно эти три потребности человека (пища, одежда, жильё) являются основными и что при их удовлетворении можно говорить, что основные потребности индивида удовлетворены. А то, что свыше пищи, одежды, жилья, будет относиться к второстепенным потребностям индивида.

Кроме этого, шариатские доказательства не только обязывают удовлетворять основные потребности каждого индивида, но и обязывают также удовлетворять основные потребности Уммы в сфере безопасности, медицины и образования.

Что касается обеспечения безопасности, то этот вопрос относится к основным обязанностям государства. Оно обязано обеспечивать безопасность и спокойствие для населения. Более того, государство теряет возможность существования, если оказывается неспособным сохранять свою безопасность. Поэтому в отношении Дар уль-Ислям имеется условие, чтобы Исламское Государство было способным сохранять свою безопасность своими силами. Именно по этой причине, когда Посланник Аллаха ﷺ осведомил мусульман о месте их переселения, первое, что было упомянуто им, это безопасность. Приводит Ибн Исхак, что Посланник ﷺ сказал своим сподвижникам в Мекке:

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ جَعَلَ لَكُمْ إِخْوَاناً وَدَاراً تَأْمَنُونَ بِهَا

«Поистине, Аллах дал вам братьев и землю, в которой вы найдёте безопасность».

Также, когда ансары встретили Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижника Абу Бакра, то в первую очередь сказали им то, что привёл Ахмад с достоверным иснадом от Анаса:

فَاسْتَقْبَلَهُمَا زُهَاءُ خَمْسِمائةٍ مِنَ الأَنْصَارِ حَتَّى انْتَهَوْا إِلَيْهِمَا. فَقَالَتْ الأَنْصَارُ: اِنْطَلِقَا آمِنَيْنِ مُطَاعَيْنِ

«Их встретили ансары (около пятисот человек) и сказали им: «Входите в безопасности, и вам принадлежит подчинение».

Таким образом, обеспечение государством безопасности граждан является одной из его главных задач и обязанностей.

Что касается здравоохранения и медицины, то это также входит в обязанность государства перед гражданами, ибо клиники и больницы — это учреждения, в которых нуждаются мусульмане для госпитализации и лечения. Таким образом, медицина стала относиться к числу общественных интересов. Предоставление медицинских услуг входит в обязанность государства в соответствии со словами Посланника Аллаха ﷺ:

اَلْإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Имам является попечителем и несущим ответственность за своих подданных» (Бухари от Абдуллаха ибн Умара).

Этот общий (амм) текст указывает на ответственность государства за здравоохранение и медицину, т.к. они относятся к необходимой заботе государства о гражданах. Также есть частные (хасс) доказательства относительно здравоохранения и медицины:

— Приводит Муслим от Джабира, что он сказал:

بَعَثَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، إِلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ طَبِيباً فَقَطَعَ مِنْهُ عِرْقاً ثُمَّ كَوَاهُ عَلَيْهِ

«Посланник Аллаха ﷺ отправил к Убаю ибн Кабу лекаря, который надрезал ему вену, а затем прижёг её»;

— Приводит аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» от Зайда ибн Асляма, который передал следующие слова своего отца:

مَرِضْتُ فِي زَمَانِ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ مَرَضاً شَدِيداً فَدَعَا لِي عُمَرُ طَبِيباً فَحَمَانِي حَتَّى كُنْتُ أَمُصُّ النَّوَاةَ مِنْ شِدَّةِ الْحِمْيَةِ

«Я очень сильно заболел во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба, и тогда Умар вызвал ко мне врача, который посадил меня на такую диету, что я обсасывал косточки от её строгости».

Мы видим, как Посланник Аллаха ﷺ в статусе правителя послал врача к Убаю, и Умар в качестве правителя вызвал врача для лечения Зайда. Оба факта являются доказательствами того, что здравоохранение и медицина относятся к основным потребностям населения, которые государство должно удовлетворять на бесплатной основе.

Относительно образования известно, что Посланник Аллаха ﷺ в качестве выкупа предложил пленникам обучить грамоте десятерых детей из числа мусульман. Возмещение за выкуп относится к трофеям, а трофеи относятся к имуществу всех мусульман. Иджма ус-сахаба (единодушие сподвижников) было в том, чтобы давать определённую плату учителям из государственной казны.

Таким образом, государство должно обеспечивать безопасностью, медицинскими услугами и образованием всех гражданам за счёт государственной казны. Здесь нет разницы между мусульманином и зиммием, между богатым и бедным.

Именно из-за важности основных потребностей индивида и Уммы Посланник Аллаха ﷺ пояснил, что удовлетворение их подобно обладанию всем миром. Такое сравнение подразумевает под собой важность данных потребностей. Приводит ат-Тирмизи от Салямы ибн Убайдуллаха ибн Михсана аль-Ансария, а тот — от своего отца, который был сподвижником, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَصْبَحَ مِنْكُمْ آمِنًا فِي سِرْبِهِ، مُعَافًى فِي جَسَدِهِ، عِنْدَهُ قُوتُ يَوْمِهِ، فَكَأَنَّمَا حِيزَتْ لَهُ الدُّنْيَا

«Кто встретил утро в своём доме в безопасности, в здравии, с пищей на один день, тот как будто бы овладел этим миром» (ат-Тирмизи сказал, что это хасан гариб хадис).

Этот же хадис приводит Ибн Маджа с хорошей цепочкой передачи. Также этот хадис приводится у Абу Нуайма в книге «Хильят аль-авлия» от Абу ад-Дарды, но с добавлением:

حِيزَتْ لَهُ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَا

«овладел этим миром со всем его содержимым» (конец цитаты).

Подводя итоги: основные потребности делятся на две категории:

а) основные потребности индивида: пища, одежда, жильё.

Эти потребности должны быть удовлетворены со стороны государства в адрес каждого человека в соответствии с законами Шариата:

— либо через его работу;

— либо через его опекуна/кормильца в случае его неработоспособности;

— либо через Исламское Государство в случае отсутствия опекуна/кормильца.

б) основные потребности Уммы: медицина, безопасность, образование.

Удовлетворение этих потребности так же должно быть гарантировано со стороны государства за счёт Байт уль-Маль. Для этого государство строит государственные медицинские учреждения, выпускает врачей, открывает государственные аптеки в таком объёме, какой необходим для покрытия основных нужд Уммы. То же самое делается в сфере безопасности и образования.

2) Что касается Вашего упоминания шариатского закона о лечении заболеваний лёгкой формы и что якобы это мандуб, то здесь дело обстоит иначе. Шариатский закон гласит, что лечить заболевания как лёгкой, так и тяжёлой формы является мандубом, поскольку болезнь — это Божественное када (судьба). Доказательством этому служит следующий хадис:

جَاءَ أَعْرَابِيٌّ فَقَالَ يَا رَسُولُ اللَّهِ أَنَتَدَاوَى نَعَمْ فَإِنَّ اللَّهَ لَمْ يُنْزِلْ دَاءً إِلَّا أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً عَلِمَهُ مَنْ عَلْمَهُ وَجَهِلَهُ مَنْ جَهِلَهُ

«Однажды к Пророку ﷺ пришёл бедуин и спросил: «О Посланник Аллаха, следует ли нам лечиться?». На что он ﷺ ответил: «Да, какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё, кто-то знает о нём, а кто-то не знает» (Ахмад от Усамы ибн Шурайка).

Приводит ат-Табарани в книге «Аль-Муджам аль-Кабир» от Усамы ибн Шурайка:

كُنَّا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَتَاهُ نَاسٌ مِنَ الْأَعْرَابِ فَسَأَلُوهُ فَقَالُوا يَا رَسُولَ اللهِ أَنَتَدَاوَى قَالَ نَعَمْ إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يُنْزِلْ دَاءً إِلَّا أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً

«Мы были с Посланником Аллаха, когда к нему пришли бедуины и спросили: «О Посланник Аллаха, следует ли нам лечиться?». На что он ответил: «Да! Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё».

Ат-Тирмизи приводит от Усамы ибн Шурайка следующий текст этого хадиса (сказав, что это хасан сахих хадис):

قَالَتِ الْأَعْرَابُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَلَا نَتَدَاوَى قَالَ نَعَمْ يَا عِبَادَ اللَّهِ تَدَاوَوْا فَإِنَّ اللَّهَ لَمْ يَضَعْ دَاءً إِلَّا وَضَعَ لَهُ شِفَاءً أَوْ قَالَ دَوَاءً إِلَّا دَاءً وَاحِدًا قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَا هُوَ قَالَ الْهَرَمُ

«Бедуины спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам лечиться?». Он ответил: «Да, о рабы Аллаха, лечитесь! Воистину, Аллах не создал болезни, от которой бы не создал исцеление. (Передатчик добавил): «Или он ﷺ сказал: «исцеления кроме одного недуга». Они спросили: «О Посланник Аллаха, что это за недуг?». И он ответил: «Старость!».

Имеется в виду старческая слабость, после которой следует смерть, т.е. не существует исцеления от смерти.

Приводит Ахмад от Анаса: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ حَيْثُ خَلَقَ الدَّاءَ خَلَقَ الدَّوَاءَ فَتَدَاوَوْا

«Поистине, там, где Всевышний Аллах создал болезнь, Он создал и излечение, так лечитесь же».

В этих хадисах мы видим, как Посланник Аллаха ﷺ иногда говорил в форме приказа «лечитесь», а иногда в форме ответа на вопрос: «следует ли нам лечиться?», — говорил утвердительно: «Да!».

В основе приказ подразумевает требование в абсолютной форме (мутляк). Приказ будет указывать на ваджиб, если приказ является решительным (джазим). Для того, чтобы узнать, имеется решительность в приказе или нет, необходима карина (посыл). В данном случае в хадисах о лечении нет карины, указывающей на обязательность лечения той или иной болезни, т.е. это не ваджиб.

Кроме того, имеется ряд хадисов, указывающих на отказ от лечения, тем самым отрицая обязательность лечения при болезнях. Приводит Муслим от Имрана ибн Хасина, что Пророк ﷺ сказал:

يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مِنْ أُمَّتِي سَبْعُونَ أَلْفًا بِغَيْرِ حِسَابٍ قَالُوا وَمَنْ هُمْ يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ هُمُ الَّذِينَ لَا يَكْتَوُونَ وَلَا يَسْتَرْقُونَ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Зайдут в Рай без расчёта из моей Уммы семьдесят тысяч человек». Его спросили: «О Посланник Аллаха, кто они?», — на что он ﷺ ответил: «Они те, кто не просят, чтобы им читали рукъю (молитвенные формулы, используемые при лечении), не делают прижигания и на своего Господа только полагаются!».

Приводит Бухари от Аты ибн Абу Рабаха: «Ибн Аббас (р.а.) сказал мне: «Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?». Я сказал: «Да». Ибн Аббас продолжил:

هَذِهِ الْمَرْأَةُ السَّوْدَاءُ أَتَتِ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَتْ إِنِّي أُصْرَعُ وَإِنِّي أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ تَعَالَى لِي قَالَ إِنْ شِئْتِ صَبَرْتِ وَلَكِ الْجَنَّةُ وَإِنْ شِئْتِ دَعَوْتُ اللَّهَ تَعَالَى أَنْ يُعَافِيَكِ فَقَالَتْ أَصْبِرُ فَقَالَتْ إِنِّي أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ لِي أَنْ لَا أَتَكَشَّفَ فَدَعَا لَهَا

«Эта чернокожая женщина пришла к Пророку ﷺ и сказала: «Когда у меня бывают приступы, я начинаю обнажаться. Обратись к Аллаху с мольбой за меня!», — на что он ﷺ сказал: «Если хочешь, терпи, и тогда тебе будет Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: «Я буду терпеть», — а потом добавила: «Я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась», — и он обратился к Аллаху с мольбой за неё».

Приведённые выше два хадиса указывают на дозволенность оставления лечения. Так в первом хадисе те, кто войдёт в Рай без расчёта, описываются как категория людей, которая не прибегает к лечению рукъей (молитвенные формулы, используемые при лечении), не делает прижигание, а своё положение они оставили в руках своего Господа и на Него Одного лишь полагаются во всех делах. Нужно отметить, что рукъя и прижигание — это методы лечения. Приводится хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ побуждал к чтению рукъи, более того, сам Джибриль читал ему ﷺ рукъю.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اَلشِّفَاءُ فِي ثَلَاثَةٍ شَرْبَةِ عَسَلٍ وَشَرْطَةِ مِحْجَمٍ وَكَيَّةِ نَارٍ وَأَنْهَى أُمَّتِي عَنِ الْكَيِّ

«Исцеление приносят три вещи: глоток мёда, применение банок (для кровопускания), прижигание. Но я запрещаю моей Умме делать прижигания» (Бухари от Ибн Аббаса).

Во втором хадисе Посланник Аллаха ﷺ предоставил женщине право выбора между тем, чтобы проявлять терпение в отношении эпилепсии, за что её ожидает Рай, и исцелением от болезни. Данный подход указывает на то, что дозволено оставить лечение.

Таким образом, оба хадиса отклоняют обязательность лечения, т.е. приказ лечиться не является решительным. Однако, учитывая то, что Посланник ﷺ побуждает к лечению, это указывает на то, что лечиться — мандуб.

Что касается хадиса:

لاَ ضَرَرَ وَلاَ ضِرَارَ

«Не позволяется причинять вред ни себе, ни другим» (Ибн Маджа), —

то здесь речь идёт о человеке, который причиняет вред себе или другим. Хукм такого действия подробно изложен в правиле о вреде. Данный хадис никак не связан с вопросом болезни, поскольку болезнь является Божественным када.

 

26 Шавваля 1432 г.х.
24.09.2011 г.

Главное меню