от Умму Садин аль-Макдисии
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Пусть Аллах примет Ваше поклонение. Я прошу Аллаха, чтобы Он почтил Вас и нас победой, властью, стойкостью, и оказал Вам содействие, почтил Вас установлением Второго Праведного Халифата, где Вы будите шестым праведным халифом. Ведь Аллах Покровитель и Он над всякой вещью мощен!
Дорогой шейх, в книге «Социальная система» в главе «Смотреть на женщину» говорится:
«Относительно джильбаба (верхней одежды в виде покрывала или цельного платья) в качестве условия ставится то, чтобы он был опущен донизу и закрывал ступни ног, поскольку в аяте Всевышний Аллах говорит:
يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّۚ
«опускать свои джильбабы» (33:59), —
т. е. отпускать их донизу. В этом аяте частица «مِنْ» служит для пояснения, а не для выделения из общего какой-то его части. От Ибн Умара передано:
قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خَيْلاَء لَمْ يَنْظُرِ اللَّهُ إِلَيْهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَقَالَتْ أُمُّ سَلَمَة فَكَيْفَ يَصْنَعْنَ النِّسَاءُ بِذُيُولِهِنَّ قَالَ يُرْخِينَ شِبْرًا فَقَالَتْ إِذَا تَنْكَشِفُ أَقْدَامُهُنَّ قَالَ فَيُرْخِينَهُ ذِرَاعًا لَا يَزِدْنَ عَلَيْهِ
«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто горделиво волочит свою одежду по земле, не будет в Судный день удостоен взгляда Аллаха». Умму Саляма спросила: «Что делать женщинам со своими подолами?». Посланник ﷺ ответил: «Пусть опускают на пядь». Тогда Умму Саляма сказала: «В таком случае их ступни будут открыты». Посланник ﷺ сказал: «Пускай опускают на локоть и не более»» (ат-Тирмизи).
Это ясно говорит о том, что одежда (покрывало или цельное платье), которую женщина надевает поверх других своих одежд, должна быть опущена донизу и закрывать ступни. Если же ступни закрыты носками или обувью, то нет необходимости покрывать их снова, но это не может заменить опускания одежды донизу и не может указывать на то, что одежда опущена» (конец цитаты).
1) Я ощутила некоторое противоречие между: «Это ясно говорит о том, что одежда (покрывало или цельное платье), которую женщина надевает поверх других своих одежд, должна быть опущено донизу и закрывать ступни» и «Если же ступни закрыты носками или обувью». Как понять этот момент? Должна ли женщина покрывать свои стопы подолом джильбаба? Или покрытие их носками достаточно, и нет нужды для опускания подола джильбаба поверх них?
Ещё кое-что, дорогой шейх, прошу простить за то, что обременяю Вас:
2) Вопрос касается хадиса от Ибн Умара: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خَيْلاَء لَمْ يَنْظُرِ اللَّهُ إِلَيْهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَقَالَتْ أُمُّ سَلَمَة فَكَيْفَ يَصْنَعْنَ النِّسَاءُ بِذُيُولِهِنَّ قَالَ يُرْخِينَ شِبْرًا فَقَالَتْ إِذَا تَنْكَشِفُ أَقْدَامُهُنَّ قَالَ فَيُرْخِينَهُ ذِرَاعًا لَا يَزِدْنَ عَلَيْهِ
«Тот, кто горделиво волочит свою одежду по земле, не будет в Судный день удостоен взгляда Аллаха». Умму Саляма спросила: «Что делать женщинам со своими подолами?». Посланник ﷺ ответил: «Пусть опускают на пядь». Тогда Умму Саляма сказала: «В таком случае их ступни будут открыты». Посланник ﷺ сказал: «Пускай опускают на локоть, и не более» (ат-Тирмизи).
От какого места Умму Саляма отмеряла, от щиколотки или середины стопы? Насколько женщина должна опускать свой джильбаб? Должен ли джильбаб волочиться по земле, или достаточно его краями скрыть стопы, или достаточно надеть лишь носки?
Пусть Аллах благословит Вас и Ваши старания.
Умму Садин аль-Макдисия
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
а) Раньше женщины, в частности — жившие в пустыне, ходили босиком или надевали сандалии, или что-то подобное, что не позволяло до конца покрыть стопы. Но когда их одежда волочилась по земле, то это давало возможность скрывать ступни во время ходьбы. После того, как Посланник Аллаха ﷺ запретил волочить одежду по земле из-за высокомерия, Умму Саляма заметила, что если одежда не волочится по земле во время ходьбы, то стопы женщин становятся видны, поскольку они ничем не покрыты. Поэтому она спросила Посланника Аллаха ﷺ: «Что делать женщинам со своими подолами?», — поскольку до этого женщины волочили края своего джильбаба или абы (вид одежды) по земле, чтобы их стопы не были видны. Тогда Посланник ﷺ позволил опустить края одежды сначала на пядь, а затем на локоть, т.е. ровно настолько, чтобы при ходьбе стопы скрывались под одеждой.
Сама тема касается волочения краёв одежды по земле, чтобы стопы были скрыты от глаз, т.е. вопрос был связан с покрытием стоп. Другими словами, волочение краёв джильбаба по земле было ради покрытия стоп. Следовательно, иллятом (мотивом) в волочении одежды по земле (а не просто в опускании донизу), будет покрытие стоп. Нужно помнить, что присутствие или отсутствие мотивированной вещи (маалюль) напрямую зависит от своего иллята (мотива). Поэтому, если будут покрыты стопы, тогда нет необходимости волочить края одежды по земле. И будет достаточным опустить края одежды лишь до покрытых ступней, чтобы воплотить в жизнь смысл слов в аяте «опускать донизу»:
يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلابِيبِهِنَّ
«опускать свои джильбабы» (33:59).
б) Что касается того, от какого места Умму Саляма отмеряла пядь или локоть, то вопрос заключался в волочении одежды по земле. Именно об этом спросила Умму Саляма. Она заметила, что во время ходьбы, когда одежда не волочится по земле, то у женщин становились видны стопы ног. И это правильно. Ведь когда женщины ходят босиком или надевают сандалии, и при этом края их одежд не волочатся по земле, то во время ходьбы части стоп будут обнажены. С учётом этого Посланник ﷺ позволил ей опускать края одежды на пядь, ведь хадис касался волочения одежды по земле. Слово «جَرّ» (волочить) касается земли, т.е. речь идёт о пяди, которая будет ниже стоп и волочиться по земле.
Я повторюсь, опускание одежды должно быть настолько, чтобы во время ходьбы стопы не были видны. Если же стопы покрыты носками, то будет достаточно опустить края джильбаба до покрытой части стоп, т.е. до щиколоток.
26 Рабиъ уль-авваль 1435 г.х.
27.01.2014 г.