25
Пн, янв

Возобновление диалога между сторонами ливийского конфликта

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: В понедельник 23 ноября 2020 года возобновился второй раунд диалога между ливийскими сторонами в формате видеоконференции.

Участники диалога сфокусировали своё внимание на обсуждении механизмов формирования единой исполнительной власти — обновлённого Президентского совета и Правительства национального единства. Ранее, 15 ноября 2020 года, состоялся первый раунд диалога, на котором участники договорились по некоторым вопросам, но другие вопросы не были затронуты и оставались в неопределённом состоянии. Этот диалог начался одновременно с тем, который проводился в Марокко — так же между ливийскими сторонами. Кто стоит за войной диалогов? Можно ли сказать, что стороны смогли договориться по важным вопросам, способным урегулировать ливийский кризис? В чём выражаются позиции геополитических сил в Ливии?

Ответ:

Для ответа на этот вопрос необходимо пролить свет на следующие обстоятельства:

1 — Турция поддерживала Сарраджа до тех пор, пока силы Правительства национального согласия (ПНС) Ливии не разбили силы армии Хафтара, заставив последних покинуть столицу Триполи и отступить из Сирта и Аль-Джуфры. Затем Анкара потребовала от Сарраджа согласиться с прекращением огня на постоянной основе, началом диалога и проведением переговоров с другой стороной, которую Турция считает мятежниками, находящимися вне закона. Вот почему министр иностранных дел Турции 17 июня 2020 года посетил столицу Триполи и встретился с главой Правительства национального согласия Фаизом Сарраджем, чтобы объявить следующее: «Мы обсудили пути долгосрочного режима прекращения огня в Ливии и достижения постоянного политического решения» (см. «Anadolu Ajansı» за 18.06.2020).

По всей вероятности, Турция вмешалась в конфликт не в интересах Сарраджа и его правительства, а скорее, чтобы заставить его принять другую сторону. Турция открыто вращается в политической орбите США. Вашингтон заявил, что поддерживает шаги Турции в Ливии, а это значит, что усилия Анкары прилагаются в пользу американских интересов в регионе. 8 июня 2020 года состоялся телефонный разговор между президентами двух стран — Трампом и Эрдоганом, — в ходе которого они обсудили ливийский вопрос. Эрдоган отметил двусторонние усилия, направленные на реализацию американо-турецкой инициативы по урегулированию ливийского кризиса. «Мы договорились по некоторым вопросам», — сказал Эрдоган в интервью телеканалу «TRT», намекая на возможность разработки совместной инициативы и не вдаваясь в подробности.

Аналогичное заявление сделал глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в интервью телеканалу «NTV» от 11 июня 2020 года: «Турецкие и американские официальные лица обсудят возможные шаги и наши двусторонние консультации по Ливии, как было согласовано президентами Турции и США в ходе телефонного разговора 8 июня». Чавушоглу дал знать, что в скорое время будет разработана турецко-американская инициатива по Ливии. Всё это свидетельствует о том, что Турция исполняет в Ливии исключительно американскую политику.

2 — Как известно, Саррадж настаивал на штурме и полном взятии городов Сирт и Аль-Джуфра, чтобы нанести сокрушающий удар по Хафтару. Однако Турция прекратила его поддерживать и не позволила ему установить полный контроль над этими городами. Саррадж оказался под давлением, от него потребовали согласиться с прекращением огня и сесть за стол переговоров со второй стороной. В ответ на это 16 сентября Саррадж объявил, что он хочет покинуть свой пост не позднее конца октября, чтобы тем самым поставить Эрдогана в затруднительное положение. «Я заявляю об искреннем желании передать мои полномочия будущей исполнительной власти не позднее конца октября. Я надеюсь, что к этому времени переговорный комитет завершит свою работу и выберет новый Президентский совет, а также изберёт и назначит нового главу правительства», — сказал он в своей речи, которая транслировалась в прямом эфире по ливийскому гостелевидению.

Саррадж признался в том, что на него оказывают давление, заявив: «Состояние поляризации сделало все дискуссии, направленные на поиск мирного урегулирования, очень сложными и трудными», — обвиняя стороны, которые он не назвал, «в ставках на выбор войны». Саррадж признался в том, что «его правительство работало в непростой и очень сложной политической и социальной атмосфере с самого начала своего формирования и ежедневно подвергалось заговорам внутри страны и за её пределами». При этом следует учесть, что Саррадж занял пост главы ливийского правительства, сформированного Британией в Тунисе и перенесённого затем в Триполи сразу после заключения Схиратского соглашения в 2015 году. В связи с этим вряд ли его отставка была самостоятельным выбором без определённых диктовок со стороны Европы, в частности — Британии.

3 — Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в Анкаре огорчены в связи с планами главы Правительства национального согласия Ливии Фаиза Сарраджа сложить полномочия. «На прошлой неделе я провёл встречу с Сарраджем в Стамбуле. И такой разворот событий после этого, и полученное нами известие, естественно, огорчили нас. На этой неделе могут пройти переговоры с различными делегациями. Благодаря этим встречам, по воле Бога, мы сможем перенаправить этот вопрос в нужное русло», — заявил Эрдоган (см. «Anadolu Ajansı» за 18.09.2020).

В конечном счёте, Саррадж передумал и решил остаться во власти. «Премьер-министр Ливии Фаиз Саррадж заявил об отказе от ранее принятого решения подать в отставку. Саррадж останется у власти до тех пор, пока не завершатся переговоры о внутриливийском политическом диалоге, сообщил в «Twitter» официальный представитель правительства Ливии Галиб аль-Заклай», — сообщает международная телекомпания «Аль-Джазира» со ссылкой на ливийское гостелевидение (см. «Aljazeera» за 30.10.2020).

Европа была вынуждена одобрить отказ Сарраджа от своего намерения уйти в отставку, чтобы продемонстрировать свою самостоятельность в принятии своих решений, т.е. чтобы не выглядеть так, как будто она подчиняется Эрдогану. «Министр иностранных дел Германии Хайко Маас в телефонном разговоре с ливийским премьер-министром Сарраджем настоял на том, чтобы последний продолжил выполнять свои обязанности в течение всего внутриливийского диалога. Стороны также обсудили последние события в Ливии», — как об этом сообщается на официальной странице ливийского правительства в «Facebook». «Глава германского внешнеполитического ведомства в ходе телефонного разговора подчеркнул «важность пребывания» Сарраджа на своём посту для защиты руководства ливийского правительства на данном этапе», — сообщает международная телекомпания «Аль-Джазира» (см. «Aljazeera» за 30.10.2020).

4 — Таким образом, вместо того, чтобы поставить Эрдогана в затруднительное положение своей отставкой, ливийский премьер-министр Саррадж был вынужден отказаться от ранее принятого решения уйти в отставку. Однако, несмотря на этот отказ, турецкий президент Эрдоган всё же позвонил Сарраджу и повторно сказал об этом последнему, что его решение уйти в отставку было неправильным. Турецкий новостной портал «Haber» 7 сообщил со ссылкой на дипломатические источники, что «Эрдоган сказал Сарраджу, что принятое им решение об отставке было неправильным. По мнению Эрдогана, такое решение может вызвать изменение баланса в пользу враждебных ливийскому народу политических сил».

5 — Что касается российского вмешательства, то оно произошло с согласия США, т.к. все эти движения происходят в координации с Турцией. Россия пытается занять нейтральную позицию в отношении обеих сторон и делает вид, что является посредником, несмотря на негласную отправку своих сил для поддержки Хафтара под прикрытием российской частной охранной кампании «Вагнер», которая связана с президентом Путиным. При этом Россия не желает разрывать свою связь с правительством Сарраджа, чтобы иметь на последнего влияние, получить определённую роль и стать участником в переговорах по Ливии.

«Москва поддерживает контакты со всеми влиятельными международными игроками, включая Турцию, учитывая её особые отношения с властями Триполи», — заявил замглавы МИД РФ и личный посланник президента России на Ближнем Востоке и в Африке Михаил Богданов. Он высоко оценил российско-турецкое сотрудничество по Ливии и отметил позитивную роль инициативы, которую обнародовали президенты России и Турции 13 января 2020 года, в объявлении прекращения огня обеими сторонами конфликта, что обеспечило надлежащий фон для Берлинской конференции (см. «Al-Ahram — Home» за 20.07.2020).

6 — Вот почему Америка устами госсекретаря США Майка Помпео потребовала 10 июля 2020 года «немедленно прекратить огонь в Ливии, вывести иностранные войска из страны и возобновить политический процесс под эгидой ООН» (т.е. вернуться за стол переговоров). «Соглашение между ПНС и ЛНА о возобновлении переговоров под эгидой ООН — хороший первый шаг. Теперь требуются быстрые и добросовестные переговоры для реализации прекращения огня и запуска внутриливийских политических переговоров», — сказал Помпео на брифинге в госдепартаменте (см. «Sky News Arabia» за 10.06.2020).

Америка приветствовала недавнее соглашение о прекращении огня, достигнутое обеими сторонами. «Мы поздравляем ливийское руководство со всех сторон, сделавшее этот смелый шаг. Все иностранные боевики должны покинуть страну в течение 90 дней, как это предусмотрено в соглашении. Мы поддерживаем передачу власти в Ливии новым исполнительным органам власти для подготовки к выборам», — заявил 26 октября 2010 года госсекретарь США Майк Помпео.

23 октября 2020 года миссия ООН по поддержке в Ливии объявила о том, что «представители сторон межливийского конфликта достигли исторического соглашения о введении постоянного режима прекращения огня после пяти дней переговоров в Организации Объединённых Наций», — (см. «Reuters» за 23.10.2020). Америка осуществляет прямое дипломатическое и политическое вмешательство в Ливию от имени ООН для того, чтобы убрать почву из-под ног Европы, в частности — Британии.

7 — Вне всяких сомнений, происходящее в Ливии представляет собой политическую борьбу, которая время от времени переплетается с военными действиями. В связи с этим идёт гонка за проведение встреч со всеми ливийскими сторонами для запуска внутриливийского диалога и подписания соглашений, а точнее — одобрения внешнеполитических диктовок. Британия провела в марокканском городе Бузника три раунда так называемого процесса «Ливийский диалог» с участием делегаций Высшего государственного совета Ливии (представляющей признанное ООН Правительство национального единства) и Палаты представителей в Тобруке (политического союзника лидера незаконных вооружённых формирований Халифы Хафтара). Первый раунд прошёл 10.09.2020, второй — 06.10.2020, а третий — 05.11.2020.

Стороны подписали черновой проект соглашения о критериях отбора, касающийся назначения на должности в ключевые органы власти. Были видно, что за этими встречами стояла Британия через своих агентов. Участники встречи обсуждали 15-ю статью Схейратского соглашения от 2015 года, подписанного представителями основных ливийских фракций. Со стороны правительства Ливии в Триполи протокол соглашения был подписан главой делегации Высшего государственного совета Ливии Фавзи аль-Укабом, а со стороны Палаты представителей в Тобруке — главой парламентской делегации Юсефом аль-Акури.

Первый абзац 15-й статьи гласит: «Ливийский парламент проконсультируется с Высшим государственным советом Ливии для достижения консенсуса в отношении имён, которые будут представлены в ключевых органах власти в стране. К указанным должностям относится директор Центрального банка Ливии, председатель Счётной палаты, начальник отдела административного контроля, глава Антикоррупционного управления, председатель и члены Высшей избирательной комиссии, председатель Верховного Суда и генеральный прокурор».

Второй абзац той же статьи гласит: «В случае реализации первого абзаца статьи 15-й требуется одобрение двух третей членов парламента для увольнения старых лиц в важных органах власти и назначения новых». Обе стороны диалога провели первый раунд встречи с 6 по 10 сентября. Они достигли всестороннего консенсуса относительно механизма назначения на ключевые органы власти и возобновления заседаний для завершения процедур, связанных с соглашением и его реализацией.

8 — Америка решила перетасовать все карты через исполняющую обязанности посланника Организации Объединённых Наций в Ливии Стефани Уильямс — американскую гражданку и дипломатического деятеля, — которая призвала к проведению форума «Ливийский диалог» под лозунгом «Ливия прежде всего» параллельно с теми встречами, которые проходят в Бузнике. Первый раунд переговоров стартовал 9 ноября 2020 года между сторонами ливийского конфликта. На встречу были приглашены 75 выбранных международными посредниками, а точнее — самой Стефани Уильямс, представителей со всей Ливии. В рабочую группу диалога вошли депутаты, члены Верховного Совета, видные деятели и представители трёх регионов, а именно — Триполи, Барки и Феццана.

Вечером 15 ноября 2020 года Стефани Уильямс заявила: «Первый раунд прямого ливийского диалога в Тунисе завершился с весьма положительными результатами. Следующий раунд решено провести через неделю в онлайн-формате. Эти положительные результаты можно суммировать в то, что сторонам удалось согласовать дату выборов, определить компетенции органов исполнительной власти и критерии отбора имён для назначения на посты в госструктурах. После семи дней дискуссий участники ливийского диалога достигли консенсуса по трём основным вопросам, и самым главным является проведение всеобщих выборов в стране 24 декабря 2021 года — в день провозглашения независимости Ливии в 1951 году. Участники определили компетенции органов исполнительной власти и критерии отбора имён для назначения в Президентский совет, который возьмёт на себя роль исполнительной власти, в т.ч. — работу над национальным примирением граждан страны, и будет состоять из трёх членов, представляющих южные, восточные и западные регионы страны.

Совет должен состоять из одного руководителя и двух его заместителей, представляющих все три региона Ливии (Триполитанию, Киренаику и Феццан). Третий вопрос, который был согласован участниками форума, касается компетенции правительства в обеспечении ливийскому народу жилищно-коммунальных услуг, таких как водоснабжение, электричество и тому подобное. Президентский совет и правительство будут отдельными структурами в своей работе. Избираемые на государственные посты лица будут назначаться на короткий период времени и должны быть технократами, а не партийными деятелями. Многое ещё предстоит сделать.

10-летний конфликт не может быть урегулирован за одну неделю. Участники договорились вновь собраться через неделю с помощью видеоконференции, чтобы разработать механизмы формирования правового комитета и определить конституционную основу выборов» (см. «Anadolu Ajansı» за 16.11.2020). Стефани Уильямс полностью проигнорировала Схиратское соглашение и сделала вид, как будто начинает с нуля, заявив: «10-летний конфликт не может быть урегулирован за одну неделю». Она принялась пересматривать все вопросы, дабы официально аннулировать Схиратское соглашение и уменьшить британское влияние с дальнейшей его ликвидацией или взятием под контроль, если ликвидация окажется невозможной.

9 — Исполняющая обязанности посланника Организации Объединённых Наций Стефани Уильямс пригрозила санкциями тем, кто препятствует диалогу: «Те, кто пытается предоставить участникам диалога средства, будут классифицированы как препятствующие диалогу. Будет начато расследование информации о даче взяток и подкупе голосов». Она указала, что «существует кодекс поведения в отношении вмешательства коррумпированных политических денег». Также она сказала: «Предложение о внесении в чёрный список лиц, причастных к коррупции, и недопущении их прихода к власти не получил необходимых для консенсуса 75% голосов, набрав всего 61%» (см. «Asharq Al-Awsat» за 17.11.2020).

Стефани Уильямс ведёт себя как представитель американской политики под прикрытием миссии посланника ООН. Сама Америка поддержала это предположение через Палату представителей США, поскольку Палата представителей США одобрила «Законопроект о поддержке стабильности в Ливии». В законопроекте отмечается «важность переговоров по Ливии под руководством ООН». Данный законопроект призывает к введению санкций в отношении любого физического или юридического лица, незаконно эксплуатирующего ливийские нефтяные ресурсы или финансовые учреждения, и ужесточению наказания тех, кто причастен к нарушению прав человек» (см. «Sky News Arabia» за 19.11.2020).

10 — Состоялись переговоры между делегациями Совместной военной комиссии (СВК), в состав которой входят по пять членов от Правительства национального согласия (ПНС) и Ливийской национальной армии (ЛНА). Эта комиссия «5+5» была образована в ходе Берлинской конференции по соблюдению режима прекращения огня под наблюдением исполняющего обязанности посланника ООН Стефани Уильямс — гражданки Соединённых Штатов. 4 ноября 2020 года она объявила о достижении консенсуса по условиям мирного соглашения.

«Участники смогли достичь договорённостей по 12 пунктам соглашения о введении постоянного режима прекращения огня. Наиболее ярким из них стало формирование военного подкомитета для наблюдения за возвращением всех иностранных наёмников в свои страны и отводом вооружённых сил обеих конфликтующих сторон из городов Сирта и Аль-Джуфры в соответствии с соглашением, подписанным в Женеве 23 октября 2020 года. Стороны подробно обсудили механизм наблюдения за выполнением соглашения о прекращении огня, который включает вывод иностранных войск и наёмников из страны в течение трёх месяцев», — отметила глава миссии ООН по Ливии Стефани Уильямс (см. «Reuters» за 23.10.2020).

Президент Турции Эрдоган заявил: «Мы не знаем и не уверены, действительно ли такие наёмники, как боевики ЧВК «Вагнер», уйдут из Ливии в течение трёх месяцев» (см. «Reuters» за 23.10.2020). Нам известно, что Турция координирует свои действия в Ливии с Россией, что Америка не настаивает, чтобы Россия вывела эти и другие войска, пока Америка не достигнет своих целей в Ливии — и в регионе, в целом — подобно тому, как она поступила в Сирии.

11 — Подытоживая вышеизложенное, можно сказать следующее:

а) — Правительство Сарраджа хотело использовать поддержку Турции во благо проевропейскому проекту, в частности — Британии, чтобы подавить Хафтара и вернуть под контроль регионы своего влияния, особенно Сирт и Аль-Джуфру. Между тем, Турция использовала свою поддержку Сарраджа во благо проамериканского проекта. Стоило только силам Сарраджа прибыть в Сирт и Аль-Джуфру, как Турция прекратила их поддерживать и попросила Сарраджа принять прекращение огня и вернуться к переговорам и диалогу с конфликтующей стороной, которую она признаёт как мятежников и находящихся вне закона.

Саррадж понял это и хотел поставить Эрдогана в неловкое положение, объявив о своём намерении уйти в отставку, но Турция оказала на Сарраджа давление, чтобы не дать ему возможности осуществить задуманное. Европа почувствовала, что турецкое давление на Сарраджа может усилиться и сломить последнего. И для того, чтобы Саррадж не оказался и не выглядел подчинённым давлению Эрдогана, Британия посоветовала Сарраджу отказаться от своего намерения уйти в отставку. Этого хочет Европа, в частности — Британия, поскольку пребывание Сарраджа во власти необходимо для интересов европейцев, хотя изначально за его намерением уйти в отставку стояли именно они.

б) Происходящее — не что иное, как искусственные события, провоцируемые действующими в регионе сверхдержавами, чтобы Ливия оказалась заложником этих сверхдержав, которые будут решать или усугублять её проблемы и вынуждать стороны исполнять заокеанские диктовки с целью утверждения своего геополитического влияния. Эти сверхдержавы не собираются решать проблему должным образом. Схиратское соглашение служит ярким подтверждением тому. Британия приступила к его реализации и сразу же сформировала правительство Сарраджа.

На недавних встречах в марокканском городе Бузника Британия пыталась осуществить другие положения Схиратского соглашения, но американский дипломат Уильямс, работающая под прикрытием исполняющего обязанности посланника ООН, организовала в Женеве и Гадамесе в Ливии параллельные диалоговые встречи между двумя сторонами для установления режима прекращения огня, а затем организовала форум в Тунисе, чтобы достичь соглашения о проведении выборов на следующий год, Америка будет использовать все свои инструменты, чтобы дипломатическая миссия США была успешной, дабы устранить почву из-под ног Британии и взять конфликт под личный контроль, как этого хочет Белый дом.

в) Основные конкурирующие сверхдержавы, Америка и Британия, будут препятствовать реализации проектов друг друга, пока проект одной из сторон не потерпит крах, а проект второй не увенчается успехом. Таким образом, маловероятно, что эти страны найдут решение, которое обеспечит безопасность и защиту ливийского народа. Намеченные выборы, даже если и состоятся, не приведут к окончательному и безопасному решению. Напротив, конфликт и дальше будет тлеть, пока Америка или Европа не получат контроль над Ливией, а ливийцы будут топливом для этого конфликта.

Ливийский народ должен отвергнуть все эти заговоры и не следовать за той или иной сверхдержавой или за тем или иным агентом. Ливийскому народу нужно работать над тем, чтобы вырвать страну из рук грязных политиков и передать в руки безупречным искренним и сознательным политикам из числа сынов Исламской Уммы. Ливийскому народу следует готовить свою страну к тому, чтобы стать частью исламской державы, которая сплотит все исламские земли и возведёт Праведный Халифат по методу пророчества, о котором говорил Пророк Мухаммад (с.а.с.):

ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَة عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ

«Затем пребудет Халифат по методу пророчества».

 

10 Рабиъ ус-сани 1442 г.х.
25.11.2020 г.