Статья написана в рамках кампании женского отдела Хизб ут-Тахрир под девизом: «Мусульманская молодёжь – пионеры реальных перемен»
В двадцать первом веке невозможно отрицать огромное давление на женщин (и молодёжь – в частности) из-за того, что они ходят одетые определённым образом в мире глобализации, который вращается вокруг поп-культуры и знаменитостей, а также телевизионных средств массовой информации, которые способствуют распространению определённых норм во всех сферах, из-за чего невозможно избежать внимания, обращённого на внешний вид.
К сожалению, девушка-мусульманка не выдерживает этого давления, и в течение последних нескольких лет, одежда мусульманок (хиджаб) заняла место в индустрии моды. По причине множества роликов о девушках, одетых в хиджаб, которых можно увидеть на интернет-канале «You-Tube», или на «показах исламских мод», а также в журналах и магазинах мод, мусульманок побуждают к тому, чтобы они следили за «модницами» в хиджабах, которых показывают как элегантных со стройными фигурами девушек в платках, одетых на них подобно чалме или просто накинутых или оборачивающих тело, не обращая внимания на западную моду, вкус и поддерживаемые тенденции. Это привело многих западных модельеров, таких как «H&M», к тому, что они наняли моделей в хиджабах и создали специальные отделы по моделированию одежды для мусульманок. В начале этого года компания «Dolce & Gabbana» поступила таким же образом.
К сожалению, эти тенденции изменили и трансформировали хиджаб в такой степени, что он не выглядит так, как должна выглядеть шариатская одежда мусульманок. Ажиотаж СМИ вокруг химара (платка) привёл к тому, что к хиджабу начали относиться как к простому куску ткани, который покрывает голову, и, таким образом, хиджаб утерял цель своего предназначения в качестве шариатской одежды. А параллельно с потерей понятий о скромности и комплексных детальных объяснений сути хиджаба эта одежда превратилась непонятно во что.
Мусульманки забыли, что в Исламе мода не является частью одежды мусульманской женщины. Всемогущий Аллах определил реальность одежды, а поэтому на нас не должны влиять требования дизайнеров, людей или общества. Никто не имеет права решать, что должны носить или не носить женщины в разные времена года. Всемогущий Аллах по своей милости освободил нас от этого. Но означает ли это, что я говорю о том, что мусульманка не может носить красивую одежду? Конечно, она может носить красивую одежду, однако Всемогущий Аллах описал нам то, какой должна быть наша одежда в общественной жизни в рамках системы общественного порядка.
Всемогущий Аллах ясно разъяснил в Коране и Сунне то, какой должна быть одежда мусульманки и не оставил это на прихоть людей, чтобы они выбирали одежду в соответствии с тем, как они её видят. Всемогущий Аллах говорит в суре «Ан-Нур»:
وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الإرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاءِ وَلا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِنْ زِينَتِهِنَّ
«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (24:31)
Всемогущий Аллах приказал в этом аяте мусульманке срывать от всех свои прикрасы (за исключением того, что могут видеть чужие мужчины), кроме их мужей, отцов, сыновей, сыновей мужа и других, о которых говорится в аяте. Слова Всевышнего «…за исключением тех…» означают лицо и руки. Это – мнение большинства учёных, таких как г-жа Аиша, да будет доволен ею Аллах, мнение Имама Малика, Имама Шафии, Имама ат-Табари, Имама аль-Къуртуби, Абу Катады, Муджахида, Хасана и Ибн Хазма. Всемогущий Аллах приказал верующим женщинам прикрыть химаром (химар – это платок, которым покрывают головы) их шеи и груди – «вырез на груди», – чтобы скрыть те места, которые видны. Женщины во времена Пророка ﷺ ещё до ниспослания этого аята покрывали свои головы платками, концы которых свисали на спинах, и их шеи, уши и верхняя часть груди были видны. Затем через откровение Всемогущий Аллах приказал им в суре «Ан-Нур», 31 аят, покрыть эти части тела платком.
Имам Ибн Кясир сказал: «…что касается аята «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», то тут имеется в виду платок – пусть набрасывают шаль на грудь, пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди, чтобы скрыть от чужих взоров шею и грудь и чтобы отличиться от женщин, которые во времена невежества не покрывали шеи и вырез на груди». Более того, женщина в те времена, проходя возле мужчин, не скрывала свою шею, грудь, показывала свои волосы и уши. И поэтому Всемогущий Аллах приказал женщинам, чтобы их платки покрывали их головы, шеи и груди. Кроме того, Пророк ﷺ сказал: ««Если женщина достигает возраста половой зрелости, ничто не должно быть замечено у неё, кроме этого и этого», – и он указал на её лицо и руки».
Согласно этим и многим другим шариатским доказательствам, женщине фард покрывать все её части тела, за исключением лица и кистей рук, перед посторонними мужчинами, которые не являются её махрамами. Одежда женщины не должна быть прозрачной, нельзя, чтобы был виден цвет её кожи, а также она должна носить платок таким образом, чтобы её шея не была видна и не должно быть видно даже одной её волосинки.
Кроме того, Шариат установил для женщин определённую одежду и обязал их носить её, когда они выходят из их домов в общественные места. В общественной жизни Шариат предписал ей носить платок (химар) и джильбаб (одно цельное платье поверх её одежды, которое должно свисать до низу и покрывать ноги). Как уже упоминалось ранее, аят «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» в суре «Ан-Нур» говорит о платке (химаре), а также слова Всевышнего Аллаха в суре «Аль-Ахзаб»:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لأزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلابِيبِهِنَّ
«О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала…» (33:59), – говорят о джильбабе.
Кроме того, передаётся от Умму Атийи, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха ﷺ приказал нам выводить во время праздников ‘Ид аль-Фитр и ‘Ид аль-Адха молодых девушек, женщин, переживающих менструации, и замужних женщин. Что касается женщин с менструациями, то они отдалялись от молитвы (в другой версии: «от места молитвы») и наблюдали за благом и обращениями мусульман к Аллаху со своими мольбами. Я сказала: «О Посланник Аллаха ﷺ, у кого-то и нас нет джильбаба», – и он ответил: «Пусть одевает джильбаб своих сестёр»».
В этом хадисе Посланник Аллаха ﷺ ясно показывает нам, что ношение джильбаба является обязательным условием, которое должна выполнить женщина, если она хочет выйти в общественное место, так как он ﷺ не дал разрешения выйти той, которая не имеет одежды (джильбаба), которую она оденет поверх своей одежды, чтобы выйти в общество.
Посланник Аллаха ﷺ приказал женщине занять джильбаб у её сестры, чтобы выйти в общественное место, и это является къариной, указывающей на то, что приказ в этом хадисе означает обязательность джильбаба.
Таким образом, в общественной жизни женщине недостаточно носить платок (химар), рубашку и юбку, или брюки, или какую-либо иную форму одежды, несмотря на то, что эта одежда покрывает её аврат, если эта одежда не соответствует тому, чему обязал женщину Всемогущий Аллах из химара и джильбаба.
Кроме того, Ислам запрещает женщинам выставлять напоказ свою красоту (табаррудж): это означает ношение женщиной любого вид одежды, украшений и т.п., которые привлекают внимание к её украшениям чужих ей мужчин. Всевышний Аллах говорит в суре «Аль-Ахзаб»:
وَقَرْنَ فِي بُيُوتِكُنَّ وَلا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الأولَى
«… не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества…» (33:33)
Таким образом, совершенно очевидно, что любая одежда, которая покрывает аврат, не означает того, что женщины могут носить её в присутствии чужих (не махрам) людей, то есть в обществе. Например, если одежда облегает её, описывая форму её тела, или она наряжена таким образом, что привлекает внимание к её красоте, то женщине нельзя носить такую одежду, потому что это будет считаться табаррудж. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнажённые женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии».
На самом деле, создатели исламской моды работали только для укрепления западного образа идеала красоты, а этого нет в Исламе. Давайте не будем наивными и не будем думать, что это не было подстроено сознательно. Более того, постоянная связь между модой и одеждой мусульманок делается для того, чтобы попытаться отдалить мусульманок от Ислама и сделать так, чтобы они следовали этому обществу вместо того, чтобы следовать приказам Всевышнего Аллаха. Разве это не глумление, когда светские либеральные государства запрещают сёстрам-мусульманкам носить хиджаб и никаб в общественных местах и параллельно с этим мода демонстрирует и развивает «модные хиджабы»?! Это происходит потому, что Запад с его индустрией моды осознаёт силу мусульманки, которая принимает Ислам должным образом. Запад осознаёт угрозу, которую она представляет для капиталистической системы, которая эксплуатирует незащищённость женщин для своей собственной финансовой выгоды. У мусульманки, которая освободилась от требований «свободного общества», мышление становится самостоятельным; она любит себя такой, какая она есть, и посвящает себя поклонению Всемогущему Аллаху, а не поклонению дизайнерам. Истинная ценность и сохранение прав и возможностей женщины и её освобождение могут исходить только из Ислама, так как система Ислама рассматривает проблемы женщины как проблемы человека, в то время как светские общества опасаются этого и поэтому создают «исламскую» моду, чтобы отдалить мусульманок от Ислама в целом.
Это благое предвещание, хвала Аллаху, что многие мусульманки стали носить шариатскую одежду ради того, чтобы сильнее соответствовать своей религии и достичь довольства Аллаха. Но, тем не менее, тенденция следования «модному хиджабу» или принятие любой одежды, не соответствующей ясным исламским текстам, противоречит основной цели, ради которой они начали носить это одеяние. Кроме того, это просто означает замену образа мусульманки с целью сделать так, чтобы она следовала за теми образами, которые вводятся западными модельерами, работающими над якобы исламской модой. Конечно же, в этом нет никакого освобождения для мусульманки!
Мусульманская девушка должна знать, что это манипулирование мусульманской одеждой было разработано с целью секуляризации, чтобы мусульманки шли на уступки, чтобы сделать так, чтобы они выбирали то, что они хотят претворять из Ислама, и оставляли то, что не хотят. Мусульманка должна противостоять этой атаке и быть крепкой в своей решимости носить шариатскую одежду только ради довольства Всевышнего Аллаха. И в такие тяжёлые времена мы должны вспоминать хадис нашего Пророка Мухаммада ﷺ: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чём были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас!».
Посланник Аллаха ﷺ предупредил нас о том, что настанут такие времена, но мы должны быть уверены в том, что плоды таких времён будут велики и что эта религия стоит этой борьбы и жертвования за неё.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Аиша Хасан
13 Раджаб 1437
20.04.2016