29
Пт, март

Как Халифат противостоит политической коррупции?

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Аллах, Субханаху ва Тааля, говорит:

وَلَوِ اتَّبَعَ الْحَقُّ أَهْوَاءَهُمْ لَفَسَدَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ وَمَنْ فِيهِنَّ ۚ بَلْ أَتَيْنَاهُمْ بِذِكْرِهِمْ فَهُمْ عَنْ ذِكْرِهِمْ مُعْرِضُونَ

«А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Мы даровали им их Напоминание (Коран), однако они отвернулись от своего Напоминания» (23:71).

«Если бы Он, Субханаху ва Тааля, исполнял всё, что желают эти язычники, регулировал бы их дела согласно их воле и страстям, умолчал бы об истине, ненавистной для них, то «пришли бы в расстройство и небо, и земля, и те, кто на них», потому что этим язычникам на самом деле неведомы последствия их деяний, они не знают о том, как правильно вести дела, и о разрухе в их управлении» (из тафсира ат-Табари). Следовательно, управление жизненными делами людей (иначе говоря — политика) невозможно и вовсе непригодно, если оно ведётся вопреки законам и решениям, которые ниспослал Аллах в качестве милости и руководства для людей.

Ислам — это акъыда, выступающая основой для системы, которая ведёт людей по прямому пути к благу и успеху, ниспосланная для исправления мира и управления им. Если люди лишатся его, то сгинут, и возобладает разруха и нечестие (аль-фасад). Аль-фасад — это выход из прямого верного пути, неповиновение Аллаху на земле и непреклонность перед Его Всемогущим Господством, Азза ва Джаль.

إِنَّ هَٰذَا لَهُوَ الْقَصَصُ الْحَقُّ ۚ وَمَا مِنْ إِلَٰهٍ إِلَّا اللَّهُ ۚ وَإِنَّ اللَّهَ لَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴿٦٢﴾ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ بِالْمُفْسِدِينَ

«Воистину, это — правдивый рассказ. Нет иного божества кроме Аллаха, и, воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый. Если же они отвернутся, то ведь Аллаху известно о тех, кто распространяет нечестие (аль-фасад)» (3:62,63).

Значит, то, что Аллах определил как нечестие (аль-фасад), и является таковым, даже если некоторым кажется иначе. Аллах Тааля сказал:

وَإِذَا تَوَلَّىٰ سَعَىٰ فِي الْأَرْضِ لِيُفْسِدَ فِيهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ ۗ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ الْفَسَادَ

«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие (аль-фасад) на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия» (2:205).

Для того, чтобы определить поступок как праведный или нечестивый, нам следует иметь критерий. Он должен быть шариатским, а не рациональным, исходя из человеческого понимания, иначе каждый утверждал бы о том, что от него исходит праведность, а всё остальное — нечестивость, как, например, обстояло дело со знатными из народа фараона:

وَقَالَ الْمَلَأُ مِنْ قَوْمِ فِرْعَوْنَ أَتَذَرُ مُوسَىٰ وَقَوْمَهُ لِيُفْسِدُوا فِي الْأَرْضِ وَيَذَرَكَ وَآلِهَتَكَ

«Знатные люди из народа Фараона сказали: «Неужели ты позволишь Мусе (Моисею) и его народу распространять на земле нечестие (аль-фасад) и отречься от тебя и твоих богов?» (7:127).

Так, эта знать решила, что Муса и его народ — нечестивцы, творящие нечестие, а фараон — благое. В основе их мнения лежали исключительно прихоти и интерес — главные источники ошибочного и нечестивого правления. Обращение к человеческому суждению об определении блага или нечестия приводит к неверному результату. Закон, выведенный человеческим разумом, характеризует всё, что находится за его рамками, незаконным, нечестивым, а тех, кто к нему призывает — творящим нечестие. Так, к примеру, капиталист является беззаконником и нечестивцем для социалиста, а мусульманин — для капиталиста... Всё это основано на понятиях, образовавшихся на основе доктрины (акъыды), которая у каждой идеологии своя.

وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ لَا تُفْسِدُوا فِي الْأَرْضِ قَالُوا إِنَّمَا نَحْنُ مُصْلِحُونَ ﴿١١﴾ أَلَا إِنَّهُمْ هُمُ الْمُفْسِدُونَ وَلَٰكِنْ لَا يَشْعُرُونَ

«Когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» — они отвечают: «Только мы и устанавливаем порядок». Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого» (2:11,12).

Говоря о политической коррупции, иными словами — о политическом нечестии (аль-фасад ас-сиясий) в общем, то это — разруха и нечестие в системе, регулирующей жизненные дела людей, которые никогда не придут в порядок, пока не станут регулироваться системой от Создателя.

وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَىٰ

«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).

Коррупция — это отказ от закона Аллаха и принятие иного шариата. Посланник Аллаха ﷺ стремился установить правление Аллаха на земле, поэтому он ﷺ распространил Послание, установил безопасность и основал государство, защищающее Благо от всех его врагов, стоящее на его страже, и он ﷺ предотвращал любую коррупцию в государстве и за его пределами. Каким же образом государство Халифат противостояло коррупции и её разносчикам?

— Посредством джихада государство Халифат распространило Шариат Аллаха, благодаря джихаду добро и праведность возобладали на земле, а люди были выведены из мрака к свету, к поклонению Господу рабов, отбросив все виды нечестия. Государство не принуждало людей вступать в Ислам, но работало над тем, чтобы в мире главенствовали исключительно благо Ислама и его законы справедливости и милости для всех людей!

На межгосударственном уровне Халифат распространял благо Ислама во все уголки света, расширяя свои территории... Халифат препятствовал нечестию — рукотворным законам — и стремился навсегда покончить с ним. На внутригосударственном же уровне Исламское Государство противостояло всем видам аль-фасада и его разносчикам, боролось с гнётом и угнетателями, а также не позволяло управлять делами мусульман никому кроме того, кого избрала Умма — истинная обладательница права избирать достойного правителя, способного претворить Шариат Аллаха. Никто не может быть обязан стать халифом так же, как никто не может быть принуждён избирать кого-то на этот пост. Потому что «Халифат — это договор на основе взаимного согласия и выбора сторон» (статья 25 «Проекта Конституции Исламского государства Халифат», предложенного со стороны Хизб ут-Тахрир).

Каждый мусульманин имеет право выбора Халифа, вслед за этим даётся присяга на заключение договора о назначении халифа теми, кто назначил его, а остальной части мусульман надлежит принести присягу на повиновение халифу. Также «те, в ком наблюдается вероятность непокорности и разделения единства мусульман, принуждаются к этой присяге» (статья 27 Проекта Конституции).

— Если человек получает должность халифа, не получив присягу от Уммы, то это считается узурпацией её прав и первым шагом на пути к нечестию, что требует от Уммы выступить против него, вернуть себе власть и право выбора того, кого она посчитает достойным и способным на этот пост, в связи с тем, что «никто не может стать халифом без назначения со стороны мусульман, а также никто не может обладать полномочиями халифа без заключения договора на принятие поста халифа в соответствии с Шариатом, как обстоит дело с любым другим договором в Исламе» (статья 28 Проекта Конституции).

— «Правом всех мусульман, а также их коллективной обязанностью (фард кифая) является требование отчёта от правителей за их действия. Немусульмане из числа граждан государства обладают правом подачи жалобы на несправедливость со стороны правителя и его неправильное применение законов Ислама по отношению к ним» (статья 20 Проекта Конституции).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَلا مَنْ ظَلَمَ مُعَاهَدًا، أَوِ انْتَقَصَهُ، أَوْ كَلَّفَهُ فَوْقَ طَاقَتِهِ، أَوْ أَخَذَ مِنْهُ شَيْئًا بِغَيْرِ طِيبِ نَفْسٍ مِنْهُ، فَأَنَا حَجِيجُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Тот, кто притеснил обладателя договора (муахида), или нарушил его право, или возложил на него больше, чем он может вынести (взял с него слишком большую джизью или харадж), или взял у него что-то без его согласия, — я выступлю против него в Судный День» (передал Абу Дауд).

В связи с этим неправильное применение законов Шариата считается гнётом, а жалоба (оспаривание) является правом мусульман и немусульманских подданных (зиммиев) государства. Передаёт ат-Тирмизи, что Пророк ﷺ сказал:

وَإِنِّي لَأَرْجُو أَنْ أَلْقَى رَبِّي، وَلَيْسَ أَحَدٌ مِنْكُمْ يَطْلُبُنِي بِمَظْلِمَةٍ فِي دَمٍ وَلَا مَالٍ

«Я хочу предстать перед Аллахом, чтобы никто не требовал с меня возмездие за несправедливость, которую я, возможно, причинил ему в его имуществе и крови»,

مَنْ أَخَذْتُ لَهُ مَالاً فَهَذَا مَالِي فَلْيَأْخُذْ مِنْهُ، وَمَنْ جَلَدْتُ لَهُ ظَهْراً فَهَذَا ظَهْرِي فَلْيَقْتَصَّ مِنْهُ

«Если я отобрал у кого-либо имущество, то вот моё имущество, пусть он возьмёт из него. Если я ударил хлыстом кого-либо по спине, вот моя спина, пусть он ответит мне» (ат-Табарани).

Таким образом, для осуществления правления Аллаха и Его справедливости на земле Умме после того, как она предоставит байат на повиновение человеку, которого избрала, надлежит отчитывать халифа, выносить вопрос его несправедливого отношения в Суд по вопросам несправедливости (Махкамат уль-мазалим) посредством Собрания Уммы (Маджлис уль-Умма). В случае, если правитель не прекратит нечестие (аль-фасад), то данный суд имеет право отстранить его от должности.

— Абу Бакр аль-Сиддик (р.а.) во время своего назначения на пост халифа произнёс следующие слова: «Если я буду совершать благое, то помогайте мне. А если я буду совершать дурное, поправьте меня. Правдивость — это верность, а ложь — предательство. Слабый из вас — сильный передо мной до тех пор, пока я не обеспечу ему его права, если это будет угодно Аллаху. А сильный среди вас будет слабым передо мной до тех пор, пока я не заберу с него то, что не принадлежит ему по праву, если будет на это воля Аллаха». Так понял послание Посланника Аллаха ﷺ его друг и сподвижник, который последовал его ﷺ пути, проявил честность, просил у людей совета и помощи и стал примером для других сподвижников и табиинов, правивших, творивших справедливость и распространивших милость Аллаха по всей Земле.

— Послание Ислама заключается в законах Шариата, которые претворяются на Земле для того, чтобы осчастливить человечество, а их претворение невозможно без наличия халифа. Наличие халифа неминуемо для осуществления блага, без которого возобладают нечестие и коррупция. Однако и халиф, являясь человеком, и назначенные им должностные лица порой могут ошибаться, претворяя законы. Поэтому Ислам определил правила для того, чтобы не оставить места для гнёта и нечестия. Жизнь нашего любимого Пророка ﷺ полна наилучшими примерами того, как он строго придерживался всех законов Аллаха, исполнял шариатские наказания, не выискивая снисхождения одних перед другими, не разделяя жителей общины между собой. Он ﷺ клялся:

وَايْمُ اللَّهِ لَوْ أَنَّ فَاطِمَةَ بِنْتَ مُحَمَّدٍ سَرَقَتْ لَقَطَعْتُ يَدَهَا

«Клянусь Аллахом, если бы украла Фатыма, дочь Мухаммада, то я обязательно отрубил бы руку и ей!» (Бухари).

Он ﷺ показал чистый и ясный путь, по которому следовал и вёл тех, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника ﷺ. Так Умар (р.а.) исполнил шариатское наказание в отношении своего сына, когда узнал о том, что он употребил опьяняющий напиток.

— Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) однажды спросил: «Как вы думаете, выполню ли я по отношению к вам наилучшее из того, что знаю, если прикажу своему подчинённому быть справедливым к вам?». Люди ответили: «Да». Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Нет, до тех пор, пока я воочию не увижу, исполнил ли он мой приказ или нет!». Несмотря на то, что контроль над мусульманином начинается с самоконтроля, однако человеку свойственно ошибаться, мало кто из людей способен избегать ошибок. Поэтому человека надо контролировать. Аллах возложил ответственность контроля за правителем на общество. Данную коллективную ответственность осуществляют государство и всё мусульманское общество. «В обязанности халифа входит инспектирование действий уполномоченного помощника и его ведение дел с целью утверждения правильных из них и исправления ошибок в случае их допущения, поскольку управление делами Уммы поручено халифу и возложено на его ижтихад» (статья 46 Проекта Конституции).

«Халиф должен осуществлять строгий контроль над деятельностью валиев и знакомиться с положением дел в провинциях. Он должен определять людей для осмотра деятельности валиев и контроля над ними. Затем периодически собирать таких людей для выслушивания жалоб людей относительно валиев» (статья 60 Проекта Конституции). Праведные предшественники Уммы следовали этому пути, чтобы искоренить аль-фасад в исламском сообществе и устранить все его проявления.

Следовательно, проблема не в наличии нечестивых коррумпированных людей в государстве, а, скорее, в том, что закрываются глаза на коррупцию и не преследуются коррупционеры. Существует огромная пропасть между праведным правителем, который борется с нечестием и просит Аллаха даровать ему успех в претворении законов Аллаха, и между коррумпированным правителем, уклоняющимся от этого, торгующимся и имеющим дело с нечестивцами, предавая таким образом Аллаха, Его Посланника ﷺ и верующих. Такой непременно получит от Аллаха то, на что заслуживает.

В «демократическом правлении» коррумпированные люди узаконивают свою коррупцию, и в рамках демократии они принимают законы, которые служат их интересам и одобряют их преступления. Мы видим, как они активизируют свои предвыборные кампании, общаются с людьми и тратят деньги, чтобы обеспечить наибольшее количество голосов, и после этого, правя ими своей «демократией», они отворачиваются и копят большие суммы денег, дабы компенсировать свои затраты и приумножить богатства. В Шариате же мы видим, что эта ответственность не предоставляется тому, кто её выпрашивает, т.к. есть риск того, что человек может обмануться, обольстится и испортиться. Посланник ﷺ сказал:

إِنَّا وَاللَّهِ لا نُوَلِّي عَلَى هَذَا الْعَمَلِ أَحَدًا سَأَلَهُ، وَلا أَحَدًا حَرَصَ عَلَيْهِ

«Мы, клянусь Аллахом, не поручим руководство над этим делом никому, кто его выпрашивает, и никому, кто его жаждет».

Тот, кто просит пост халифа, разузнаёт о нём и жаждет его, тот ищет его для себя, имеет амбиции и личные интересы. Такой человек не будет стремиться ради интересов и пользы других людей и не будет стремиться приносить им пользу.

Муслим передал от Абу Зарра (р.а.): «Однажды я сказал Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня править чем-либо?». Он ﷺ похлопал меня рукой по плечу, а потом сказал:

يَا أَبَا ذَرٍّ إِنَّكَ ضَعِيفٌ وَإِنَّهَا أَمَانَةُ وَإِنَّهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ خِزْيٌ وَنَدَامَةٌ إِلَّا مَنْ أَخَذَهَا بِحَقِّهَا وَأَدَّى الَّذِي عَلَيْهِ فِيهَا

«О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а власть представляет собой ответственность (аманат), и в День Воскресения она обернётся позором и сожалением для любого, за исключением тех, кто получит её по праву и выполнит то, что он должен был делать».

Политическую коррупцию — аль-фасад ас-сиясий, — поразившую Исламскую Умму и весь мир в целом, невозможно искоренить в условиях этой гнилой демократии с её несправедливыми законами. Она может быть устранена только с помощью исламской системы правления посредством Халифата по методу пророчества. Только он действенно выступит против коррупции, т.к. он претворит законы в соответствии с приказами Аллаха, Субханаху ва Тааля, а не в соответствии с прихотями и желаниями отдалившихся от Уммы огромными рвами правителей, от которых нет никакой безопасности ни для религии, ни для людей, а только польза неверным и коррупционерам. Они препятствуют Умме вернуть Ислам, его законы и справедливую жизнь под ними.

А для того, чтобы искоренить нечестие, коррупцию и вернуть людям безопасность, спокойствие и процветание, мусульманам необходимо присоединиться к деятельности по восстановлению исламского образа жизни в сени справедливых законов Господа, а также стремиться положить конец демократии, её коррупции и издевательствам над человечеством до тех пор, пока не будет выполнено обещание Аллаха:

وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَىٰ لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُمْ مِنْ بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا ۚ يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا ۚ وَمَنْ كَفَرَ بَعْدَ ذَٰلِكَ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55) —

и благая весть Посланника Аллаха ﷺ:

مَّ تَكُونُ مُلْكاً جَبْرِيَّةً فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ ثُمَّ سَكَتَ

«Затем будет тирания, и продлится она столько, сколько пожелает Аллах, а затем Он заберёт её. А затем снова будет Халифат по методу пророчества», — а затем он замолчал» (Ахмад).


Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Зайнат ас-Самит

10 Раджаба 1440 г.х.10 Раджаба 1440 г.х.
17 марта 2019 

Главное меню