Всевышний сказал:
فَمَن يُرِدِ ٱللَّهُ أَن يَهۡدِيَهُۥ يَشۡرَحۡ صَدۡرَهُۥ لِلۡإِسۡلَٰمِۖ وَمَن يُرِدۡ أَن يُضِلَّهُۥ يَجۡعَلۡ صَدۡرَهُۥ ضَيِّقًا حَرَجٗا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي ٱلسَّمَآءِۚ كَذَٰلِكَ يَجۡعَلُ ٱللَّهُ ٱلرِّجۡسَ عَلَى ٱلَّذِينَ لَا يُؤۡمِنُونَ ١٢٥ وَهَٰذَا صِرَٰطُ رَبِّكَ مُسۡتَقِيمٗاۗ قَدۡ فَصَّلۡنَا ٱلۡأٓيَٰتِ لِقَوۡمٖ يَذَّكَّرُونَ ١٢٦ لَهُمۡ دَارُ ٱلسَّلَٰمِ عِندَ رَبِّهِمۡۖ وَهُوَ وَلِيُّهُم بِمَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ
«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует. Таков прямой путь твоего Господа. Мы уже подробно разъяснили знамения людям поминающим. Им уготована Обитель мира и благополучия у их Господа. Он является их Покровителем благодаря тому, что они совершали» (6:125–127).
Ощущение сладости веры — это один из даров и милостей Аллаха. С этим не сравнится никакой другой дар. Ощущение сладости веры — это дар имана в Аллаха и в Мухаммада как в Пророка и Посланника ﷺ Аллаха. Только с таким даром жизнь человека протекает в рамках Божественных законов и стремления попасть в Рай. Этот дар не познают те, кто лишил себя поклонения Творцу.
Сладость имана может почувствовать лишь тот:
— кто уверовал, кто пошёл по пути имана,
— кто нашёл своего Господа,
— кто упорядочил свою жизнь посредством Его законов,
— кто сформировал у себя правильный идейный фундамент.
Без Ислама человек словно мёртвый, ведь он пьёт глотками горечь неверия. Всевышний сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱسۡتَجِيبُواْ لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمۡ لِمَا يُحۡيِيكُمۡۖ وَٱعۡلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ يَحُولُ بَيۡنَ ٱلۡمَرۡءِ وَقَلۡبِهِۦ وَأَنَّهُۥٓ إِلَيۡهِ تُحۡشَرُونَ
«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах — между человеком и его сердцем (может помешать человеку добиться того, что он желает), и что вы будете собраны к Нему» (8:24).
В тафсире имама аль-Куртуби пишется: «…к тому, что дарует вам жизнь», т.е. к тому, что оживляет вашу религию, обучает вас. Некоторые сказали: «…к тому, что оживляет и объединяет ваши сердца».
О сладости имана знали сподвижники, они прожили жизнь, ощущая его сладость, они были словно путеводные звёзды, которые указывали Умме правильный путь. Также и Умма обучалось на их примере тому, что значит подчинение, что значить прочувствовать вкус имана.
Например, наш господин Билял ибн Рабах на вопрос о том, как он смог столько стерпеть, сказал следующее: «Я смешал сладость имана с горечью мучений. Сладость имана превысила горечь мучений, и я смог проявить терпение».
Да, в его сердце был иман, он ощущал сладость имана и вкусил горечь мучений от рук курайшитов. Ведь они подвергли его таким наказаниям, описать которые не повернётся язык. Но сладость имана преобладала над горечью мучений. Таков путь каждого, кого Аллах одарил иманом. Мы просим Аллаха укрепить в наших сердцах иман и не лишать нас его сладости.
Ибн Таймия в своей книге «Аль-Убудия» пишет: «Без сомнения, искренний человек испытывает сладость от своего поклонения Аллаху, именно это мешает ему совершать поклонение кому-то другому. Ведь нет ничего более сладкого или более благословенного для непорочного сердца, чем сладость имана, который заключает в себе: поклонение Аллаху, любовь к Нему, искренность перед Исламом. А это требует, чтобы сердце тянулось к Аллаху, раскаивалось перед Ним искренне и испытывая страх».
Иман в Аллаха как в Господа и в Мухаммада ﷺ как в Пророка несёт в себе сладость, и эту сладость невозможно описать или передать. Передаётся от Амира ибн Саъда, а он — от аль-Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, что тот слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
ذَاقَ طَعْمَ الْإِيمَانِ مَنْ رَضِيَ بِاللهِ رَبًّا وَبِالْإِسْلَامَ دِيناً وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولًا
«Почувствовал сладость имана тот человек, который доволен Аллахом как Господом, Исламом — как религией, Мухаммадом ﷺ — как Посланником» (Муслим, Ахмад).
Сладость имана имеет ряд условий, при соблюдении которых человек сможет ощутить эту сладость и жить ей. Передаётся от Анаса ибн Малика, что Посланник ﷺ сказал:
ثَلاَثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ بِهِنَّ حَلاَوَةَ الإِيمَانِ أَنْ يَكُونَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا وَأَنْ يَكْرَهَ الْعَبْدُ أَنْ يَرْجِعَ عَنِ الإِسْلاَمِ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي النَّارِ وَأَنْ يُحِبَّ الْعَبْدُ الْعَبْدَ لاَ يُحِبُّهُ إِلاَّ للهِ عَزَّ وَجَلَّ
«Сладость имана ощутит тот, в ком соединятся три качества:
— кто будет любить Аллаха и Его Посланника больше всего;
— кто не желает отвернуться от Ислама, как не желает быть ввергнутым в огонь Ада;
— кто будет любить того или иного человека только ради Аллаха» (Муслим, Ахмад).
Мусульманин должен осознавать, что благодать имана и его сладость не должны противопоставляться другим благам. Он должен понимать, что благо имана и его сладость — самое великое из благ Всевышнего, живя ими, человек живёт в земном раю. Ибн Таймия сказал: «На земле есть рай, кто не сможет войти в него, тот не войдёт в Рай Последующей жизни … Сердце сможет ощутить полную радость и вкус только в любви к Всевышнему Аллаху, в приближении к Нему посредством того, что Он любит. Любовь к Аллаху возможна лишь с оставлением любви к другому».
Земным раем является сладость имана и ощущение вкуса поклонения Одному лишь Аллаху.
Хвала Аллаху за благо имана!
Уроки и назидания, полученные от сподвижников Посланника ﷺ, важны для нас. Ведь они пили из чистого Божественного источника, формировали свои взгляды на основе Ислама, они хорошо поняли суть имана в Аллаха. Так Ибн Халид после того, как вкусил вкус имана, сказал следующее: «Клянусь Аллахом! Мне любимей зимняя, холодная ночь вместе с отрядом муджахидов в ожидании утра, дабы напасть на врагов Аллаха, нежели ночь, под покровом которой меня ожидает любимая невеста, и ночь, в которой меня обрадуют рождение сына».
Пречист Тот, Кто наделил иман сладостью, которая наделяет его обладателей силой и величием, что делает ничтожным этот мир со всеми его прикрасами. Более того, каждая трудность становится лёгкой, а жизнь наполняется красками, ведь раб становится довольным своим Господом. Всевышний сказал:
رَّضِيَ ٱللَّهُ عَنۡهُمۡ وَرَضُواْ عَنۡهُۚ ذَٰلِكَ ٱلۡفَوۡزُ ٱلۡعَظِيمُ
«Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это — великое преуспеяние!» (5:119).
Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «В тех потрясениях, что постигали меня, Аллах давал мне четыре блага:
— они не касались моей религии;
— они не превышали дарованные блага;
— я не проявлял недовольства, когда снисходило потрясение;
— я всегда надеялся на награду от Аллаха».
Хоть сладость имана отличается от мусульманина к мусульманину из-за разницы в силе имана, разницы силы связи со своим Господом, однако каждый мусульманин стремится возвысить себя, усердствует в приобретении сладости имана, вкуса поклонения, чтобы войти в земной рай и добиться Рая Последующей жизни. Религия — это наставление. Поэтому наставляйте себя, приучайте свои души к поклонению и подчинению Аллаху. Всевышний сказал:
وَنَفۡسٖ وَمَا سَوَّىٰهَا ٧ فَأَلۡهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقۡوَىٰهَا ٨ قَدۡ أَفۡلَحَ مَن زَكَّىٰهَا ٩ وَقَدۡ خَابَ مَن دَسَّىٰهَا
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик (или тем, как Он сделал её облик совершенным) и внушил ей порочность её и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто скрыл её (опорочил, облёк в несправедливость)» (91:7–10).
Мы должны действовать ради Последующей жизни, подчиняться Аллаху, не совершать то, что гневит Его, а затем говорить, что Он — Прощающий, Милостивый. Удивительно, что человек заявляет о милости своего Господа во время совершения грехов, но при этом забывает о Его гневе и наказании. Человек должен исправить ситуацию, прочувствовать правильный путь и не отклоняться от него ни на йоту. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اَلْكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ وَعَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ وَالْعَاجِزُ مَنْ أَتْبَعُ نَفْسَهُ هَوَاهَا وَتَمَنَّى عَلَى اللهِ
«Благоразумен тот, кто контролирует себя и действует согласно Шариату ради того, что будет после смерти. Беспомощным из вас является тот, кто следует своим желаниям и при этом тешит себя надеждой, считая, что Аллах смилостивится над ним» (Ахмад, Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
Так давайте же усердствовать, чтобы удержать душу, которая гоняется за страстями и удовольствиями, чтобы приучить её к поклонению, к преодолению трудностей. Однако, необходимо установить между нами и искушениями этой жизни непреодолимый барьер. Передаётся от Малика ибн Динара: «Абдуллах ар-Рази сказал: «Если тебя радует достижение сладости поклонения и достижение её пика, то установи между собой и страстями этого мира стену из железа».
Человек может столкнуться с трудностями и препятствиями на своём пути, но упование на Аллаха, просьба Его о стойкости и прямом пути, приучение себя соблюдать Его приказы и запреты, даже если в этом есть трудность, — все эти факторы позволяют человеку идти по пути истины в поисках её сладости и наслаждения её вкуса.
Как Ибн Каййим сказал: «Идущий по прямому пути в самом начале встречает сложность в исполнении шариатских обязанностей, т.к. его сердце ещё не чувствует симпатии к поклонению. Когда же сердце приобретёт дух симпатии, то все ощущения сложности в исполнении шариатских обязанностей улетучатся, и они станут отрадой его глаз, силой и удовольствием».
Сколько душ ушло к своему Господу плачущими, но и есть те, кто подчинился Аллаху и ушёл к Нему с улыбкой.
С падением Исламского Государства и по сегодняшний день мусульмане пребывают в страданиях от гнёта капитализма и его законов. Более того, законы их Господа отсутствуют в жизни. Вследствие этого мусульмане утратили сладость жизни, которую они получали от претворяемых законов Творца, они утратили сладость от поклонения Аллаху. Сегодня мусульмане, как и остальной мир, блуждают, не прилагая усилий, чтобы наладить разорванную связь с Аллахом, они гонятся за мирскими наслаждениями. И в этом виновата западная культура и её законы. Именно западная культура испортила образ жизни мусульман, заменила их исламские взгляды на порочные.
Если бы мусульмане знали, что самым большим наказанием для них станет лишение вкуса поклонения по причине беспечности, слабой проницательности, слабости имана, то они не согласились бы с тем положением, когда ими недоволен Аллах. Они бы приложили все усилия, чтобы исправить свои сердца, усилить свой иман. Так Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи сказал: «Один учёный муж из Бану Исраиль говорил: «О мой Господь! Я столько раз ослушался Тебя, но Ты не наказывал меня за это. Почему?». В ответ он услышал следующее: «А сколько раз Я наказывал тебя, но ты не знал об этом! Разве лишение тебя сладости от тайной беседы со Мной — это не наказание?».
Как же мусульманин может оставлять такое благо, жить без него? Ведь если человек прочувствовал сладость поклонения, имел возможность возвыситься перед своим Господом, то как он может отказаться от такого? И как сегодня Умма желает оживиться и возродиться без законов Аллаха, без их сладости? А ведь она ощущала эту сладость на протяжении веков, была на почётном месте, управляла всем миром, вела человечество к свету!
В связи с отсутствием Ислама в жизни и главенством капиталистической системы Умма лишилась вкуса поклонения Аллаху, лишилась вкуса жизни под сенью Божественных законов, утратила сладость имана и своего величия, она стала лишь ощущать горечь грехов и несчастья.
О Умма! До каких пор ты будешь находиться вдалеке от Шариата Аллаха, от сладости жизни под их главенством? До каких пор ты будешь пить горечь несчастной жизни из-за власти врагов Ислама над тобой, над твоими сыновьями, твоими землями? До каких пор ты позволишь главенствовать законам джахилии?
Подготовила ли ты для себя султана, призвала ли ты на помощь законы Аллаха, дабы направить жизнь в нужное русло, дабы быть самой счастливой и осчастливить других благом, милостью и светом?!
Мы просим Аллаха ускорить установление Второго Праведного Халифата, чтобы он проявил заботу о людях, дал им возможность снова ощутить сладость имана и поклонения!
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Зайнат ас-Самит
18 Сафара 1441 г.
17.10.2019 г.