Обновление — это признак жизни и неотъемлемое её качество. Поэт Ахмад Кандиль аль-Хиджази описал жизнь так:
إِنَّ الْحَيَاةَ تَـدَافُعٌ وَتَسَارُعٌ *** وَالْمَوْتُ فِي لَوْنَيْهِ شِيمَتُهُ الرُّكُودُ
لَمْ يَدْرِ أَلْوَانَ الْحَيَاةِ وَطَعْمَهَا *** مَنْ بَاتَ مُنْزَوِيًا يُرَافِقُهُ الْجُمُودُ
يَخْشَى التَّمَرُّدَ وَالتَّمَرُّدُ لَمْ يَزَلْ *** بَابًا إِلَى طُرُقِ الْمُفِيدِ مِنَ الْجَدِيدِ
Жизнь наполнена толкотнёй и спешкой.
Смерть же по своей природе — застой.
Не познает красок и вкуса жизни тот,
кто отделился от других, кого сопровождает неподвижность.
Он боится восстаний, но ведь восстания
— это дверь к путям, ведущим к новому.
Живой организм всегда обновляется, а рост, движение и обновление — это его качества и признак. Врождённое качество человека (фитра) превосходит фитру остальных живых существ, т.к. на человека возложена шариатская ответственность (таклиф). Шариатская ответственность возложена на человека из-за наличия у него разума (акля). Такое достоинство подразумевает, что человек, размышляющий должным образом, не довольствуется монотонностью жизни, которая больше похожа не безжизненность или смерть, а также он не довольствуется совершением действий наугад.
В то же время такой человек не бежит за каждым появившимся на горизонте обновлением, преобразованием или революцией. Если он будет поступать таким образом, то он будет похож на того, кто ищет убежище от зноя у огня. И здесь не важно, насколько человек наслаждается мирской жизнью посредством достижений цивилизации или тем, что вытекает из неисламской культуры, т.к. он никогда не достигнет соответствия с фитрой. Обыденностью для разумных людей является обновление, которое соответствует фитре и разуму.
Мудрость и милость Всевышнего Аллаха в создании человека заключается в том, чтобы, живя в этом мире, он добивался Его довольства. Следовательно, жизнь человека, его жизненная сила, его революции, его обновления и другие дела должны быть направлены в сторону этой цели. Более того, он не должен бояться за свою жизнь на пути освобождения от всякого рода оков и препятствий, которые мешают достичь довольства Всевышнего. Если же человек, кем бы он ни был, проявит свою гениальность в обновлении, которое не направлено на достижение изначальной цели, то он — из числа тех, кого называют «рабами страстей», «ухватившимися за этот мир».
Одной из милостей Всевышнего является то, что Он посылал человечеству Своих посланников, которые призывали людей к истине и разъясняли, как не отклониться от правильного поклонения своему Господу. Последним посланием было Откровение Пророка Мухаммада ﷺ под названием «Ислам». Это Послание представляет собой мабду (идеологию), где имеется акъыда, из которой вытекают законы для жизни. Это Послание является полноценной системой для жизни общества, в ней нет изъянов и упущений. Данное Послание упорядочивает жизнь человека от колыбели до могилы, в частности — от того, как будущий отец должен выбирать будущую мать для своих детей, и вплоть до упорядочивания процесса деления наследства. Другими словами, Ислам разъясняет, как должна выстраиваться:
— связь человека с Господом, т.е. как поклоняться Аллаху, как нести Его Послание остальному миру и т.д.;
— связь человека с самим собой, т.е. что употреблять в пищу, что носить в качестве одежды, какие нравственные качества должны быть ему присущи;
— связь с другими людьми, т.е. он должен ощущать, что является частью Уммы, что он — один из тех, на кого возложена обязанность нести Божественное Послание остальному миру.
Именно таким образом Ислам изменил, обновил поколение сподвижников, он воспитал новое поколение, возродил их на основе правильного возрождения. Ведь незыблемым остаётся тот факт, что преобразование сознания человека происходит вследствие его размышлений о жизни, Вселенной и человеке, а также вследствие размышлений об их связи с тем, что предшествовало этой жизни, и с тем, что ожидает после неё. Именно поэтому в сподвижниках воплотилось свидетельство «Нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха», оно стало универсальной идеей (фикра куллия), стало основным фундаментом для преобразования. Причина этого заключается в том, что именно идея формирует у человека мафхумы (устойчивый взгляд) о вещах и сосредоточивает их в нём.
А ведь образ жизни человека формируется именно в соответствии с его мафхумами об этой жизни. Например, наш мафхум о любимом человеке определяет положительное отношение к нему, а мафхум о том, кто не нравится, определяет отрицательное отношение к нему. Отношение же к незнакомому человеку, о котором нет никаких мафхумов, будет отличаться от двух предыдущих. Следовательно, образ жизни человека связан с его мафхумами. Вот так сподвижники понимали текущую жизнь, пусть Аллах будет доволен ими, именно так в них воплотилось обновление и возрождение, к которому побуждает следующий аят:
إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡۗ
«Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не изменят то, что в них» (13:11).
Универсальная идея (фикра куллия) изменила души сподвижников, заменила мафхумы джахилии на мафхумы Ислама, в результате чего сподвижники стали тем поколением, посредством которого Аллах изменил карту мира и баланс сил. Далее те, кто последовал за сподвижниками по их стопам, стали Уммой, которая проявляла заботу о других нациях, и в результате были открыты новые земли перед правлением Ислама, были донесены Коран и Сунна до других народов. Сегодня Аллах и Его Посланник ﷺ требуют от нас возродиться и обновиться на основе идей Ислама точно так же, как это сделали сподвижники, дабы затем жизнь Уммы двигалась в лоне правления, которое было во времена пророчества.
Именно это является методом Ислама в призыве людей, чтобы люди стали искренними рабами Всевышнего.
Поколение сподвижников восприняло метод Ислама идейным образом, они размышляли о человеке, жизни и Вселенной до тех пор, пока не признали, что только Творец достоин поклонения, что только Его Посланник ﷺ является лидером и тем, чьи приказы и запреты выполняются. Идейное восприятие делает человека носителем идеи, т.к. он посредством разума пришёл к её правильности. Сподвижники упраздняли каждое препятствие, которое мешало людям начать размышлять над сотворением небес и земли, над своим сотворением, пока у них не сформируется правильная акъыда, пока они не передадут идейное руководство над собой во власть Аллаха. То есть, пока не признают идейное руководство за Кораном и Сунной, и в результате Ислам станет для них идейным правилом (аль-каида аль-куллия).
Плодом всего этого станет то, что жизнь мусульманина получит свой определённый окрас, ведь жизнь будет наполнена подчинением Божественному руководству. Об этом хорошо выразился гонец от мусульман на переговорах с персами Риби ибн Амир, когда иранский командир Рустам спросил его: «Зачем вы пришли?», — на что Риби ибн Амир ответил: «Аллах послал нас, чтобы вывести того, кто пожелает, от поклонения рабам Аллаха к поклонению Самому Аллаху, от узости этого мира к его широте, от несправедливости других религий к справедливости Ислама» (ат-Табари в книге «Тариху аль-умами ва аль-мулюк»).
Поколение сподвижников было обновляющим, усердным, славным. С дозволения Аллаха, появится поколение, которое поможет Умме возобновить исламский образ жизни так же, как в эпоху первых поколений. Это произойдёт, несмотря на все коварства и интриги, которые днём и ночью плетут неверные, их агенты в лице правителей мусульман и их придворные учёные. Они пытаются обвинить павшее Исламское Государство во всех смертных грехах, дабы оправдать свою приверженность западному колонизатору и его культуре.
Каждый, кто обладает разумом и проницательностью, понимает, что исламская культура и её идейное руководство, которые основаны на единобожии и следовании Посланнику ﷺ, должны быть главенствующими на мировой арене. Положение исламской цивилизации над остальными подобно положению Корана над остальными Небесными книгами:
وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ مُصَدِّقًا لِمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ الْكِتَابِ وَمُهَيْمِنًا عَلَيْهِ
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний и для того, чтобы оно возвысилось над ними» (5:48).
Умма должна нести исламскую культуру остальному миру, пока слова неверных не окажутся под властью слов Всевышнего Аллаха. Акъыда мусульман (идейное руководство) не позволяет Умме брать от разного рода атеистов и секуляристов их мафхумы о человеке, жизни и Вселенной. Именно их мафхумы заложили основы их идеям, заложили основу их враждебности к Исламу. Именно их мафхумы идут вразрез с законами Вселенной и тем, что мы наблюдаем в ней, а ведь законы Вселенной и то, что в ней, в очередной раз подтверждают единство её Создателя.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Тахир Абдуррахман — Египет
17 Джумада ас-сани 1441 г.х.
11.02.2020 г.