19
Вт, март

Что значит «майсир»?

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Всевышний Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ، إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاء فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ ، وَأَطِيعُواْ اللَّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَاحْذَرُواْ فَإِن تَوَلَّيْتُمْ فَاعْلَمُواْ أَنَّمَا عَلَى رَسُولِنَا الْبَلاغُ الْمُبِينُ

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры (майсир), каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернётесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» (5:90‒92).

Майсир — это любое приобретение, основанное на случайной удаче. Игра на деньги называется «кимар», но также называется «майсир» от слова «йуср» (лёгкость), что говорит о лёгком получении прибыли.

Майсир имеет качество отвлекать от поминания Аллаха и намаза. Имам Малик говорил: «Майсир бывает двух видов: майсир забавы/развлечения, как нарды, шахматы и все другие развлечения; и майсир азарта/ставки (кимар), как если человек рискует чем-то». «Рисковать» означает заключать пари или делать ставки на деньги, предмет или пользу.

Игры, соревнования и турниры могут содержать одну из трёх свойств, как могут содержать и все три:

1 — развлечение, не мешающее поминанию Аллаха и намазу. Такой вид содержит некоторые детали. Решение по нему — дозволенность (мубах), если нет прямого запрещающего текста, как запрет на нарды (кости).

2 — развлечение, мешающее поминанию Аллаха и намазу. Такой вид запрещён.

3 — развлечение, имеющее материальный риск. Такой вид развлечения запрещён в трёх случаях:

Первый: при общей дозволенности есть случаи отдельного запрета, как запрет на саму игру в нарды (кости). Соревнования по этой игре нежелательны по мнению Шафии и запрещены по мнению Малика, Ханбала и Ханафи, поскольку есть прямой текст, запрещающий или делающий нежелательным саму игру в нарды.

Здесь стоит упомянуть типы соревнований и развлечений, которые перерастают в зависимость у детей, молодёжи и даже взрослых людей, например, компьютерные игры и тому подобное. Такие игры приводят к некоторым типам психической зависимости, а в книгах по медицине даже упоминается диагноз «игровая зависимость». Всё начинается с одной игры или двух, одного часа или двух, одного дня или двух, а затем человека можно отлучить от игры только с помощью психиатра и длительных сеансов лечения. Те, кто живёт на Западе, знают, насколько распространена эта зависимость среди молодёжи, детей и даже некоторых взрослых людей.

Ибн Таймия писал: «Вред майсира больше, чем вред ростовщичества (риба́), потому что майсир совмещает два вреда: поедание запрещённого имущества и запрещённое развлечение. Он отвлекает от поминания Аллаха и намаза, сеет между людьми вражду и ненависть. Поэтому майсир страшнее, чем риба́» («Энциклопедия исламской юриспруденции»). Слова Ибн Таймии свидетельствуют о том, что развлечение бывает дозволенное и запрещённое.

Второй случай: развлечение, которое отвлекает от поминания Аллаха и намаза. Относительно запретности этого нет разногласий.

Третий случай: развлечение, несущее финансовый риск. Тут требуется уточнение:

В целом не разрешается делать ставки на развлечение, за исключением некоторых видов, а именно: конные скачки, верблюжьи бега и стрельба из лука. Относительно дозволенности делать ставки именно на эти три развлечения имеется хадис. Все остальные ставки запрещены, поскольку считаются незаконным пожиранием имущества и майсиром, который запрещён Аллахом и Его Посланником ﷺ. Бывает такое, что один говорит другому: «Если будет так-то, то с меня то-то», — и считает это обещанием, которое нужно выполнить по Шариату, когда представится возможность.

Компенсацией или ставкой считаются не только деньги, а любая польза, например, уборка дома и тому подобное. И в таких случаях нельзя делать ставки, за исключением того, что дозволено Аллахом.

В книге «Аш-Шарх аль-Мумти аля Зад аль-Мустанки» пишется: «Компенсировать запрещено, за исключением конных скачек, верблюжьих бегов и стрельбы из лука». «Запрещено компенсировать» означает любой вид компенсации, будь то предмет, деньги или польза.

В связи с этим необходимо понимать, какие призы дозволено брать победителям турниров, игр и соревнований, и узнать о шариатском решении до участия в них, поскольку они могут подпадать под запрет, как третий раздел (развлечение с риском).

Стоит обратить внимание на некоторые случаи, упомянутые сенегальским проповедником и исламским исследователем Ндиого Самбом (Ndiogou Samb) в отношении майсира под заголовком «Майсир в современную эпоху»:

«В наше время появилось очень много способов и типов майсира, особенно с развитием средств массовой информации и коммуникации. Люди стали делать ставки на различные спортивные матчи через интернет, SMS-сообщения и теле- и радиоканалы. Эти виды развлечений носят различные названия, как игры, призы и так далее. Но эти названия не меняют сути. Всё это входит в значение майсир и кимар, которые запрещены по Шариату, если в них имеются главные признаки майсира, а именно:

• Игроки: с одной стороны — участник или участники игры или соревнования, а с другой стороны — организатор игры или соревнования, и организатором может быть частное лицо или компания.

• Способы майсира: соревнование или игра, как спортивный матч между двумя командами, или гонка между лошадьми, или борьба между двумя мужчинами, или отправка короткого сообщения и определённого слова с мобильного телефона на какой-то номер, после чего между отправителями проводится лотерея, и выигрывает тот, чей номер будет избран по принципу случайности.

• Деньги с обеих сторон: с одной стороны, деньги, на которые игрок покупает билет или оплачивает стоимость телефонного звонка или короткого сообщения, которое он отправляет, а с другой стороны — деньги, потраченные лицом или компанией-организатором игр или соревнований, которые он выплачивает коммуникационным компаниям или средствам массовой информации.

• Итог игры: результатом должен быть убыток или прибыль во всех видах азартных игр, древних и современных. Но наша современная эпоха отличается тем, что проигравшим всегда является одна сторона — самая слабая. Бедный, нуждающийся или человек со средним доходом собирает деньги, а затем, обманываясь, выделяет небольшую сумму из этих денег одному из организаторов подобных развлечений, веря в то, что он может стать победителем. Что касается организатора игры или соревнования, то он ни в коем случае ничего не потеряет, кроме довольства Аллаха. Всевышний говорит:

قُلْ إِنَّ الْخَاسِرِينَ الَّذِينَ خَسِرُوا أَنفُسَهُمْ وَأَهْلِيهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَلا ذَلِكَ هُوَ الْخُسْرَانُ الْمُبِينُ

«Скажи: «Воистину, потерпят убыток те, которые потеряют себя и свои семьи в День воскресения. Воистину, это и есть явный убыток!» (39:15)».

Конец цитаты.

В наше время появилось много конкурсов, игр, развлечений и ставок в разных формах для взрослых и детей. Следовательно, есть много вопросов, которые необходимо задать, чтобы узнать шариатское решение по практикам, которые, возможно, считаются майсиром.

И в заключение: майсир включает в себя множество ставок, соревнований и физических и даже нефизических игр. Хоть учёные Ислама и дали определение некоторым из них, но они увеличиваются с течением времени и проявляются во многих новых формах. Поэтому необходимо обращать внимание при проведении соревнований или игр, в которых есть развлечение, особенно если они включают денежные вложения или ставки с двух сторон или даже одной стороны. Мусульманин должен остановиться и узнать, разрешены или запрещены Шариатом игры, соревнования и ставки, а также что считается майсиром, а что нет.

Мы показали лишь верхушку айсберга в этой обширной теме с множеством аспектов на уровне человека и государства. Стоит всегда уточнять и детализировать у знающих людей.

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
д-р Фарадж Мамдух
30 Мухаррама 1443 г.х.
07.09.2021 г.

Главное меню