25
Пн, окт

Стороны, которым Законодатель поручил вести деятельность по повелению одобряемого и удержанию от предосудительного

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Законодатель установил для мусульман закон об аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, а также определил его понимание, условия (об этом разъяснение будет ниже) и всё то, что необходимо для правильного исполнения данного закона.

Помимо этого Аллах также определил стороны, на которые ложится ответственность за выполнение деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар. Другими словами, Законодатель определил для нас ваджибом деятельность по велению одобряемого и удержанию от предосудительного, а так же определил стороны, которые должны этим заниматься.

Очень важно знать стороны, которым Законодатель поручил вести эту деятельность, поскольку путаница в этом вопросе, т.е. в знании этих сторон, может привести к неисполнению закона, оставлению такой деятельности, да и отдалению от самой цели. Следовательно, этот вопрос должен быть разъяснён и подробно изложен, дабы каждая сторона соблюдала то, что ей поручено, и делала это наилучшим образом. Если каждая сторона выполнит свою задачу без добавления и упущений, без смешивания своей деятельности с деятельностью других, тогда цель, поставленная Законодателем, будет достигнута.

После анализа шариатских текстов становится ясно, что количество сторон, на которые Законодатель возложил деятельность по повелению одобряемого и удержанию от предосудительного, равно трём:

1) Индивиды

Под индивидами подразумеваются люди. Доказательством этому служат следующие аят и хадис:

وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ ۚ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ ۚ أُولَٰئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللَّهُ ۗ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71).

Аллах сделал аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар качеством каждого верующего мужчины и каждой верующей женщины.

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِع فَبِقَلْبِهِ وَذلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ

«Пусть тот из вас, кто увидит предосудительное, изменит это собственноручно, если же он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит это] своим языком, а если не сможет, то [пусть противится этому] своим сердцем, что будет наиболее слабым [проявлением] веры».1

2) Группы

Под группами подразумеваются сплочения и партии. Доказательством этому служат следующие слова Всевышнего:

وَلْتَكُن مِّنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُن ْ كَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

В этом аяте Аллах приказывает создать как минимум одну группу, которая будет призывать к Исламу, приказывать одобряемое и запрещать предосудительное. Слово «أُمَّةٌ» (умма) в арабском языке имеет много значений, среди которых есть значение «группа». В основе глагол «أَمَّ», от которого образовано слово «أُمَّةٌ», несёт в себе значение «цель»; об этом упоминается в арабских толковых словарях. В аяте группа называется «уммой» из-за того, что группа собралась для выполнения одной цели. Целью, о которой говорится в аяте, является призыв к Исламу и деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар. Причина этого заключается в том, что эти вещи предписаны группе, создание которой является ваджибом. Комментируя этот аят, Ар-Рагиб аль-Исфахани в своей книге «Аль-Муфрадат фи гариб аль-куръан» писал следующее: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру», т.е. джамаат, который выбирает знания и праведные дела, а также подаёт пример другим».

Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур в книге «Ат-Тахрир ва ат-танвир» писал следующее: «Этот аят обязывает, чтобы среди мусульман была группа, занимающаяся аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар».

Привёл Ибн Абу Хатим от Мукатиля ибн Хайяна касательно этого аята следующее: «Пусть среди вас будет группа людей», т.е. пусть из вашего числа будет народ. Таким народом может быть один, два, три и более человек. Это и будет уммой, т.е. имамом, которому будут подражать остальные. «Которые будут призывать к добру», т.е. призывать к Исламу. «Повелевать одобряемое», т.е. повелевать подчинение их Господу. «И запрещать предосудительное», т.е. запрещать ослушание их Господу». В книге «Мухтасар тафсири Ибн Касир», автор Мухаммад Али ас-Сабуни, говорится: «Цель этого аята состоит в том, чтобы была группа из числа Уммы, выполняющая эту задачу, даже несмотря на то, что это также обязанность каждого члена Уммы в соответствии с его способностями/возможностями». Привёл Муслим от Абу Саида: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِع فَبِقَلْبِهِ وَذلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ

«Пусть тот из вас, кто увидит предосудительное, изменит это собственноручно, если же он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит это] своим языком, а если не сможет, то [пусть противится этому] своим сердцем, что будет наиболее слабым [проявлением] веры».

Таким образом, суть заключается в том, что аят обязывает наличие группы из числа мусульман и делает аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар одним из деяний этой группы.

Что касается доказательства того, что приказ о создании группы, повелевающей одобряемое и удерживающей от предосудительного, несёт в себе хукм ваджиба, а не мандуба, то на это указывает глагол настоящего времени, пришедший в связке с частицей «لْ», указывающей на приказ. Так говорят те, кто утверждает, что в основе приказ указывает на ваджиб. Что касается тех, кто говорит, что в основе приказ указывает на абсолютное требование, то, по их мнению, требование может указывать на ваджиб, только если есть карина (посыл), указывающая на это. В данном аяте на то, что приказ указывает на ваджиб, имеется две карины:

а) Закон о создании группы приходит в связке с законом о деятельности, ради которой группа была создана. Если требуемая деятельность относится к мандубу, то наличие группы тоже будет мандубом. Если же деятельность является ваджибом, как, например, аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, то наличие группы будет ваджибом.

б) Упоминание приказа наряду с упоминанием успеха группы, которая выполняет эту деятельность, что и понимается из слов Всевышнего:

وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Именно они окажутся преуспевшими». Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур в книге «Ат-Тахрир ва ат-танвир» писал следующее: «Смысл этого предложения заключается в том, что качество успеха в исключительном порядке относится именно к тем людям. Здесь используется либо относительное ограничение (каср идафи)2, поскольку оно затрагивает лишь тех, кто способен выполнять деятельность (аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар), но не делает этого; либо ограничение приводится в гиперболической форме (мубаляга), чтобы показать невозможность достижения такого положения другими, когда отсутствует деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар. Именно этот смысл указывает на полное значение».

Таким образом, наличие группы для ведения деятельности по велению одобряемого и удержанию от предосудительного является ваджибом.

в) Государство

В основе правитель Исламского Государства является ответственным лицом за выполнение законов Шариата. В этом смысле правитель первый несёт ответственность за пресечение предосудительного. Приводится от Ибн Умара, что Пророк (с.а.с.) сказал:

أَلَا كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ فَالْأَمِيرُ الَّذِى عَلَى النَّاسِ رَاعٍ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Разве каждый из вас — не попечитель, и с каждого из вас не спросят за своих подопечных? Амир — попечитель над людьми, и он несёт ответственность за своих подопечных..3.

В Исламском Государстве правитель — первый, кто повелевает одобряемое и удерживает от предосудительного, он также тот, кто назначает других для выполнения этой функции в государстве, он — тот, кто создаст институты, занимающиеся этим ваджибом. Аллах поручил правителю принуждать индивидов и группы выполнять все ваджибы, которые возложены на них. Если ситуация требует применения силы для принуждения индивидов и групп выполнить возложенных на них ваджибы, то правитель обязан применить её. Также Аллах обязал правителя препятствовать людям совершать запретное. Если ситуация требует применения силы, чтобы помешать индивидам и группам совершать запретное, то правитель обязан применить её.

В основе именно государство является фундаментом для упразднения предосудительного, даже если насильно, поскольку государство несёт ответственность за претворение Ислама и за принуждение людей выполнять его законы. Ибн Таймия сказал: «Необходимо знать, что руководство делами людей — одна из самых больших обязанностей религии. Более того, практика религии невозможна без руководства делами людей. Интересы сынов Адама могут быть осуществлены в полной мере только посредством объединения, поскольку одни нуждаются в других. Когда есть объединение, необходим лидер, ведь Пророк (с.а.с.) сказал:

إذَا خَرَجَ ثَلَاثَةٌ فِي سَفَرٍ فَلْيُؤَمِّرُوا أَحَدَهُمْ

«Если трое вышли в путь, то пусть изберут одного амиром» (привёл Абу Дауд от Абу Саида и Абу Хурайры) <…> Аллах обязал повелевать одобряемое и запрещать предосудительное, а это возможно лишь посредством силы и наличия Имарата (т.е. Исламского Государства)»4.

На протяжении всей истории Исламского Государства выполнением деятельности по повелению одобряемого и удержанию от предосудительного занимался человек, которого называли мухтасибом. Мухтасиб — это судья, выносящий решения по факту нарушения, наносящего вред правам общества. Некоторые учёные даже использовали однокоренные слова «хисба», «ихтисаб» в обозначении деятельности «аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар».

 

Материал из книги: Нормы Шариата о деятельности «повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного»
Аль-Амру биль мааруф ван-нахъю аниль мункар
Ясин ибн Али

1. Привёл Муслим в «Сахих».

2. С учётом реальности выделяют два вида ограничения — истинное (хакики) и относительное (идафи). Так, если мы скажем: «В Египте нет рек, кроме Нила», — то такое ограничение верно, так как в Египте на самом деле нет других рек. Если же мы скажем: «Нет щедрого человека, кроме Усмана», — то данное ограничение верно только в том случае, когда рассматривается какая-то узкая группа людей — скажем, Али, Халид и Усман. То есть, это ограничение не подразумевает, что на свете нет другого щедрого человека, кроме Усмана, поэтому оно называется относительным — примеч. пер.

3. Привели Муслим в «Сахих» и Бухари в «Сахих».

4. Книга «Ас-Сияса аш-шаръийя фи исляхи ар-раи ва ар-раийя».