Данная деятельность имеет много достоинств. Например, Аллах упоминает аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар до упоминания веры в Аллаха, что подчёркивает достоинство такой деятельности:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелеваете совершать одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха» (3:110).
Или в другом аяте Он упоминает это до намаза и закята:
وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ ۚ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ ۚ أُولَٰئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللَّهُ ۗ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71).
Среди достоинств данной деятельности хотелось бы упомянуть следующие:
1) Аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар относится к деятельности пророков и посланников. Аллах говорит:
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (16:36).
Аллах сделал аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар неотъемлемым качеством и отличительной чертой Пророка ﷺ. Аллах говорит:
الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الْأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوبًا عِندَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنجِيلِ يَأْمُرُهُم بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ وَيَضَعُ عَنْهُمْ إِصْرَهُمْ وَالْأَغْلَالَ الَّتِي كَانَتْ عَلَيْهِمْ
«которые последуют за Посланником, неграмотным [не умеющим читать и писать] Пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле. Он повелевает им совершать одобряемое и запрещает им совершать предосудительное, объявляет дозволенным благое и запрещённым скверное, освобождает их от бремени и оков» (7:157).
Кто знаком с жизнеописанием Пророка ﷺ, тот последует за ним в его ﷺ качествах, т.е. он будет совершать аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар.
2) Аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар относится к качествам и особенностям верующих. Аллах говорит:
التَّائِبُونَ الْعَابِدُونَ الْحَامِدُونَ السَّائِحُونَ الرَّاكِعُونَ السَّاجِدُونَ الْآمِرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّاهُونَ عَنِ الْمُنكَرِ وَالْحَافِظُونَ لِحُدُودِ اللَّهِ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ
«Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся, кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха» (9:112).
Данная деятельность является мерилом между верующими и лицемерами в этой и Последующей жизнях. Передаётся от Пророка ﷺ:
أَهْلُ الْمَعْرُوفِ فِي الدُّنْيَا أَهْلُ الْمَعْرُوفِ فِي الْآخِرَةِ وَأَهْلُ الْمُنْكَرِ فِي الدُّنْيَا أَهْلُ الْمُنْكَرِ فِي الْآخِرَةِ
«Совершающие одобряемое в этом мире [получат воздаяние] совершающих одобряемое в Последующей жизни, а совершающие предосудительное в этом мире [получат воздаяние] совершающих предосудительное в Последующей жизни»1.
3) Аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является признаком, указывающим на благородство Уммы, её превосходство и отличие от других людей и народов. Аллах говорит:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелеваете совершать одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха» (3:110).
Передаётся от Дурры, дочери Абу Ляхаба:
قَامَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ عَلَى الْمِنْبَرِ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَيُّ النَّاسِ خَيْرٌ فَقَالَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَيْرُ النَّاسِ أَقْرَؤُهُمْ وَأَتْقَاهُمْ وَآمَرُهُمْ بِالْمَعْرُوفِ وَأَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنْكَرِ وَأَوْصَلُهُمْ لِلرَّحِمِ
«Однажды, когда Пророк ﷺ находился на минбаре, один человек встал и обратился к нему ﷺ: «О Посланник Аллаха! Какой человек считается лучшим?», — на что он ﷺ сказал: «Лучший из вас — тот, кто больше других читает Коран, кто больше других остерегается [грехов и наказания] Аллаха среди других, кто больше других приказывает одобряемое и запрещает предосудительное, кто больше других поддерживает родственные связи»2.
4) Аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар выступает условием для обретения победы и власти на земле. Аллах сказал:
وَلَيَنصُرَنَّ اللَّهُ مَن يَنصُرُهُ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ ٤٠ الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ ۗ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ
«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный. Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел — у Аллаха» (22:40,41).
5) Высшая награда уготовлена за деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, ведь Всевышний Аллах сказал:
لَّا خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلَّا مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلَاحٍ بَيْنَ النَّاسِ ۚ وَمَن يَفْعَلْ ذَٰلِكَ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает так, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (4:114).
Передаётся от Абу Зарра:
أَنَّ نَاسًا مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالُوا لِلنَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ذَهَبَ أَهْلُ الدُّثُورِ بِالْأُجُورِ يُصَلُّونَ كَمَا نُصَلِّي وَيَصُومُونَ كَمَا نَصُومُ وَيَتَصَدَّقُونَ بِفُضُولِ أَمْوَالِهِمْ قَالَ أَوَلَيْسَ قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لَكُمْ مَا تَصَّدَّقُونَ إنَّ بِكُلِّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةً وَكُلِّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةً وَكُلِّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةً وَكُلِّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةً وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ وَنَهْيٌ عَنْ مُنْكَرٍ صَدَقَةٌ وَفِي بُضْعِ أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ أَيَأْتِي أَحَدُنَا شَهْوَتَهُ وَيَكُونُ لَهُ فِيهَا أَجْرٌ قَالَ أَرَأَيْتُمْ لَوْ وَضَعَهَا فِي حَرَامٍ أَكَانَ عَلَيْهِ وِزْرٌ فَكَذَلِكَ إذَا وَضَعَهَا فِي الْحَلَالِ كَانَ لَهُ أَجْرٌ
«[Однажды] группа сподвижников Посланника Аллаха ﷺ сказала Пророку ﷺ: «O Посланник Аллаха! Богачи получат всю награду, ведь они совершают намаз и постятся подобно нам, но помимо этого они раздают садака (милостыню) из излишков своего богатства!», — на что он ﷺ сказал: «A разве для вас Аллах не приготовил того, что вы можете раздавать в качестве садака? Для вас садакой становится:
— произнесение каждого тасбиха (Субханаллах);
— каждого такбира (Аллаху акбар);
— каждого тамхида (Альхамдулиллах);
— каждого тахлиля (Ля иляха илляллах);
— повелевать одобряемое и запрещать предосудительное;
— совершение половой близости». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха! Неужели, когда кто-либо из нас удовлетворяет свои желания, за это он так же получает вознаграждение?», — на что он ﷺ сказал: «Как вы думаете, если бы человек направил своё желание в сторону совершения харама, он не получил бы за это грех? Так же, если человек направит это в сторну совершения халяля, то получит вознаграждение!»3.
Али ибн Абу Талиб описал достоинство деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар следующими словами: «Все благие деяния, включая джихад на пути Аллаха, по сравнению с аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар всё равно, что плевок в бурное море».
6) Деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является одной из причин прощения грехов. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فِتْنَةُ الرَّجُلِ فِي أَهْلِهِ وَمَالِهِ وَنَفْسِهِ وَوَلَدِهِ وَجَارِهِ يُكَفِّرُهَا الصِّيَامُ وَالصَّلَاةُ وَالصَّدَقَةُ وَالْأَمْرُ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّهْيُ عَنِ الْمُنْكَرِ
«Человек подвергается искушениям со стороны своей семьи, имущества, себя, детей, соседей, а искуплением всему этому служит пост, намаз, садака, повеление одобряемого и запрещение предосудительного»4. Передаётся от Абдуллаха ибн Фарруха, что он слышал, как Аиша говорила:
إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ إِنَّهُ خُلِقَ كُلُّ إِنْسَانٍ مِنْ بَنِى آدَمَ عَلَى سِتِّينَ وَثَلاَثِمَائَةِ مَفْصِلٍ فَمَنْ كَبَّرَ اللَّهَ وَحَمِدَ اللَّهَ وَهَلَّلَ اللَّهَ وَسَبَّحَ اللَّهَ وَاسْتَغْفَرَ اللَّهَ وَعَزَلَ حَجَرًا عَنْ طَرِيقِ النَّاسِ أَوْ شَوْكَةً أَوْ عَظْمًا عَنْ طَرِيقِ النَّاسِ وَأَمَرَ بِمَعْرُوفٍ أَوْ نَهَى عَنْ مُنْكَرٍ عَدَدَ تِلْكَ السِّتِّينَ وَالثَّلاَثِمِائَةِ السُّلَامَى فَإِنَّهُ يَمْشِى يَوْمَئِذٍ وَقَدْ زَحْزَحَ نَفْسَهُ عَنِ النَّارِ
«Каждый из детей Адама был сотворён с триста шестьюдесятью суставами. Поэтому тот, кто возвеличит Аллаха, воздаст Ему хвалу, провозгласит, что нет бога, достойного поклонения, кроме Него, будет искать у Него прощения, удалит камень, шип или кость с пути людей, будет приказывать одобряемое и запрещать предосудительное в количестве триста шестидесяти суставов, в тот день пойдёт [по земле] спасшимся от Огня [в Последующей жизни]». Абу Тауба сказал: «Возможно [вместо «يَمْشِى»], было сказано «يُمْسِي» (он будет вечером)»5.
7) Деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является защитой для Уммы и причиной избавления от наказания. Если же Умма оставит этот фард, то наказание Аллаха постигнет её, при этом не разделяя между праведником и грешником. Аллах говорит:
وَاتَّقُوا فِتْنَةً لَّا تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنكُمْ خَاصَّةً ۖ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (8:25).
Ибн Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Аллах приказал верующим не позволять предосудительному быть среди них, иначе их постигнет наказание Аллаха».
__________________
1. Хадис достоверный. Привёл ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-кабир», «Аль-Муджам аль-аусат», «Аль-Муджам ас-сагир» от Абу Хурайры, Ибн Аббаса, Абу Мусы аль-Ашари, Сальмана аль-Фариси, Абу Ума́мы, Каби́сы ибн Бурмы, Умму Саляма.
2. Привели Ахмад в «Муснад», Ибн Абу Шайба в «Мусаннаф», ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-кабир», аль-Байхаки в «Шуабу аль-иман», ас-Суюти «Аль-Джами ас-сагир», при этом отметив его как достоверный. Аль-Хайсами в «Маджмау аз-заваид» сказал: «Привёл Ахмад, и это его версия, а также привёл ат-Табарани <…> их передатчики заслуживают доверия (сикат), хотя в отношении некоторых из них есть разговоры, но это не несёт какого-либо вреда».
3. Привёл Муслим в «Сахих».
4. Привёл Муслим в «Сахихе» от Хузайфы, Бухари в «Сахихе».
5. Привёл Муслим в «Сахихе».