В описании аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар мы сказали: «Одобряемое — это всё то, что Шариат посчитал хорошим и вменил в обязательность. Предосудительное — это всё то, что Шариат посчитал мерзким и запретил».
Что касается устранения предосудительного, то здесь имеется в виду его удаление, положить ему конец. Такое понимание взято из хадиса:
مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ
«Пусть тот из вас, кто увидит предосудительное, изменит это собственноручно…», — т.е. устранит/остановит его, словно этого и не было. Таким образом, устранение предосудительного означает исправить запрещённое по Шариату действие.
Разница между аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар и устранением предосудительного кроется в самой сути аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар. Последнее ограничивается лишь словами, без каких-либо действий. Например, в аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар отсутствует воспрепятствие, побивание и т.п. физические действия, в то время как устранение предосудительного не ограничивается лишь словами, но и может быть применена физическая сила, чтобы устранить предосудительное. Доказательством этому служит хадис Пророка ﷺ:
فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ
«…изменит это собственноручно…». Хадис допускает использование физической силы в устранении/намерении покончить с предосудительным. Абу Бакр аль-Джассас сказал: «Аль-Амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар имеет два положения:
1) Положение, когда имеется возможность упразднения/остановить предосудительное. Если кто-то имеет возможность упразднить/остановить предосудительное, то сделать это собственноручно для него становится фардом. Устранение предосудительного рукой имеет несколько способов:
а) устранить при помощи оружия. Например, если кто-то решил убить другого, или отобрать его имущество, или совершить прелюбодеяние и т.п. вещи (но при этом известно, что только слова или голые руки здесь ничего не изменят), то используется оружие, поскольку Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ
«Пусть тот из вас, кто увидит предосудительное, изменит это собственноручно…». Если не имеется возможности упразднить/остановить предосудительное голыми руками, без лишения жизни преступника, тогда становится фардом лишить его жизни. Но если человек склонен к тому, что только рукой или словами можно исправить положение, тогда ему запрещено лишать грешника жизни…»1.
Аль-Амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар — это своего рода просветительская, политическая мера, с помощью которой мусульмане дают друг другу насихат2 и побуждают к тому, в чём имеется благо человеку, группе, обществу и государству. Что касается устранения предосудительного, то оно является практической мерой, с помощью которой общество очищается от предосудительного, даже если это происходит посредством силы. Это с одной стороны.
С другой стороны, если мы внимательно взглянем на закон об удерживании от предосудительного и закон об устранении предосудительного, то обнаружим, что в первом случае закон будет общим (амм), а во втором — частным (хасс). Всеохватность (умум) и частность (хусус) объясняются реальностью предосудительного, поскольку предосудительное может происходить как при нас, так и в наше отсутствие.
Общий закон выражается в удерживании от предосудительного до его появления, во время его наличия и после его исчезновения. Частный закон выражается в препятствии возникновения предосудительного, или в пресечении его дальнейшего осуществления. Например, мусульманин запрещает распитие спиртного независимо от того, видит он пьющего или нет. Но когда он видит, что человек желает выпить спиртное, то препятствует ему это сделать. Также он запрещает пить спиртное даже тогда, когда не может этому воспрепятствовать или когда человек уже выпил его.
Материал из книги:
«Нормы Шариата о деятельности повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного»
Аль-Амру биль мааруф ван-нахъю аниль мункар
Ясин ибн Али
________________________
1. Книга «Ахкам аль-куръан», автор Абу Бакр аль-Джассас.
2. Искренний совет, искреннее отношение — примеч. пер.