28
Чт, март

Разница между аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар и насихатом

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Насихат1 — это шариатское требование, в основе которого лежат слова Пророка ﷺ:

اَلدِّينُ النَّصِيحَةُ قُلْنَا لِمَنْ قَالَ لِلَّهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ

«Религия — это насихат». Мы спросили: «По отношению к кому?», — на что он ﷺ сказал: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, правителям мусульман и простым мусульманам»2. Передаётся от Джарира ибн Абдуллаха:

بَايَعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى إِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَالنُّصْحِ لِكُلِّ مُسْلِمٍ

«Я присягнул Посланнику Аллаха ﷺ, что буду совершать намазы, выплачивать закят, и проявлять насихат к каждому мусульманину»3.

«Слово «насихат» является лаконичным словом, которое несёт в себе следующее значение: желание блага тому, кому адресован насихат. Некоторые сказали, что насихат относится к кратким предложениям и сокращённой речи. В арабском языке нет другого такого слова, которое было бы равно по содержательности этому слову, т.е. насихату. Подобное также говорится о слове «аль-фалах» («успех»), у которого нет эквивалента в арабском языке, которое бы так же исчерпывающе отразило блага этой и Последующей жизни»4.

Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Насихат — это слово, которым выражают целое предложение, смысл которого заключается в следующем: пожелание добра тому, кому адресован насихат <…> В основе слово «ан-нусх» означает чистоту. Арабы говорят: «Насахту аль-асаля» (نَصَحْتُ الْعَسَلَ), — что означает: «Я очистил мёд от воска»5.

Абу Амр ибн ас-Салях сказал: «Насихат является лаконичным словом, которое подразумевает, что обращение с насихатом происходит через разные формы выражения благого как в намерении, так и фактически. Насихат по отношению к Аллаху заключается в Его единстве как Бога, в описании Аллаха совершенными и полноценными качествами, в очищении Его от разного рода приписываемых Ему неполноценных качеств и атрибутов, в воздержании от ослушания Ему, в подчинении Ему, в искренней любви к Нему, в любви и ненависти ради Него, в совершении джихада с теми, кто не верит в Него, в призыве и побуждении людей делать добро. Насихат по отношению к Корану заключается в имане в него, в его возвеличивании, очищении от разного рода наговоров, чтении его надлежащим образом, в том, чтобы быть с его приказами и запретами, в понимании его науки, в размышлении над его аятами, в защите его от клеветы и искажений со стороны фанатиков и атеистов.

Насихат по отношению к Посланнику ﷺ заключается в имане в него и в то, что он принёс, в почитании и уважении к нему, в подчинении ему, в возрождении его Сунны, в требовании распространения его знаний и распространении их самому, в проявлении враждебности к тем, кто проявляет враждебность к нему, в том, чтобы быть дружелюбным к тому, кто проявляет к нему дружелюбие, в перенимании его нравов и хороших манер, в любви к его роду и сподвижникам и т.д.

Насихат по отношению к правителям заключается в оказании им помощи в вопросах истины и подчинении им, в напоминании им об истине, в привлечении их внимания к доброте и мягкости, в избегании нападок на них, в дуа о содействии и помощи от Аллаха для них и в побуждении к этому других. Насихат по отношению к простым мусульманам заключается в том, чтобы обратить внимание мусульман на их же интересы, обучить их религии и мирским вещам, скрыть их недостатки, оказать им помощь в борьбе с врагами, избегать обмана и зависти, желать им того, чего желаешь себе, не желать им того, чего не желаешь себе, и т.д.»6.

Вот в этом и заключается значение насихата. Из этого становится понятным, что значение насихата шире, нежели значение аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар. Насихат охватывает не только требование выполнить ваджиб и оставить харам, но он также выходит за рамки отношений человека с человеком, мусульманина с мусульманином, разъясняя тип отношений мусульманина со своим Господом, Кораном и Его Посланником ﷺ. Насихат включает в себя высказывание мнений о мирских и житейских делах, включает указание на то, в чём есть благо и праведность, даже если речь идёт о мандубе или мубахе.

Возможно, мы сможем прояснить разницу между аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар и насихатом с помощью следующего примера:

Если торговец обманет нас в торговле, разбавив молоко водой, то мы скажем ему: «Побойся Аллаха и прекрати мошенничать!», — поскольку это харам, а значит, Аллах накажет его за это. Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ غَشَّ فَلَيْسَ مِنَّا

«Кто мошенничает, тот не из нас»7. Это одновременно будет насихатом и аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар по отношению к торговцу.

Но если я скажу ему: «Ты назначил высокую цену, если бы ты сделал немного дешевле, то люди бы стали покупать у тебя», — то такое обращение будет только насихатом, но никак не аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар.

 

Материал из книги:
«Нормы Шариата о деятельности повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного»
Аль-Амру биль мааруф ван-нахъю аниль мункар
Ясин ибн Али

_______________________________

1. Искренний совет, искреннее отношение — примеч. пер.

2. Привёл Муслим в «Сахих» от Тамима ад-Дари.

3. Привели Бухари в «Сахих» и Муслим в «Сахих».

4. Книга «Аль-Куллият».

5. Книга «Джамиу аль-улюм ва аль-хикам», автор Ибн Раджаб аль-Ханбали.

6. Книга «Джамиу аль-улюм ва аль-хикам», автор Ибн Раджаб аль-Ханбали.

7. Привёл Муслим в «Сахих» от Абу Хурайры.

Главное меню