27
Сб, апр

Имеется ли в Исламе своя система управления?

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

После того, как 3 марта 1924 года колониальный Запад разрушил 1300-летнее Исламское государство Халифат, он внедрил в Умму ряд некоторых вводящих в заблуждение порочных идей, чтобы сохранить и защитить своё выживание.

Наиболее важным из этого является навязывание идеи о том, что у Ислама нет системы правления, что Ислам не выдвигает своего варианта модели управления, что Халифат является просто историческим институтом и что мусульмане в нынешнее время могут претворять в жизнь Ислам при любой системе правления. Под этим навязыванием преследуется цель того, чтобы Умма приняла и переняла сегодняшние порочные режимы.

Капиталистическая идеология, возглавляемая Соединёнными Штатами, и демократия, являющаяся частью этой идеологии, сегодня подошли к черте провала. Капиталистическая идеология, которая всё разрушает, везде грабит и эксплуатирует весь остальной мир, уже ничего не в состоянии обещать человечеству. Капитализм стал источником всех кризисов в мире, особенно экономического кризиса, кризиса управления, здравоохранения, образования, гуманитарного кризиса и так далее. На самом деле Запад всегда беспокоится по поводу того, что его собственная система однажды исчезнет и что Халифат однажды вновь будет установлен. Страх перед повторным установлением Халифата — это наследство, перенятое от предков современным Западом. Эта ситуация нарушает их сон и толкает их днём и ночью строить заговоры, чтобы предотвратить или отсрочить возвращение Халифата.

В этой связи колониальный безбожный Запад, пустив в ход свои идейные, политические и культурные инструменты, распространил тезис о том, что «у Ислама нет собственной системы государственного управления», чтобы ввести Умму в заблуждение. Для того, чтобы эти тезисы были приняты Уммой, Западу не составило труда найти продажных лиц в мусульманских странах, которые были очарованы западными идеями. С помощью этих людей они пропагандировали то, что Ислам является только духовной религией, что у него нет политического аспекта, а также модели государственного управления, и добились в этом определённого успеха.

Однако Ислам не только создал совершенную систему в таких вопросах, как вера, поклонение, мораль, этика и фикх, но и принёс совершенную и полную систему управления для общественной жизни. Несомненно, Исламский Шариат всесторонне и полностью урегулировал все без исключения стороны жизни. Он не оставил ни одного пробела в этой области. Потому что в Исламском Шариате имеются шариатские хукмы относительно всех действий и поступков людей (рабов Аллаха). Нет такого действия человека, на которое не было бы шариатского хукма в Книге Аллаха! Всевышний Аллах сказал:

ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗاۚ

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3),

وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ وَهُدٗى وَرَحۡمَةٗ وَبُشۡرَىٰ لِلۡمُسۡلِمِينَ

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89).

Почему некоторые люди упорно пропагандируют, что у Ислама нет утверждённой системы правления или что Халифат — это «исторический институт», в то время как Всевышний Аллах заявил, что Он ниспослал эту религию таким образом, что она разъясняет каждую вещь?

После достижения своей цели — уничтожения Халифата — Запад поставил перед собой новую стратегию и цель ради утверждения своего личного достижения. Согласно этой новой стратегии и цели, Ислам и мусульмане не должны существовать, Халифат и Шариат не должны быть восстановлены, а мусульмане должны оставаться рабами Запада. Мусульманские страны должны стать потребительскими рынками для сбыта западных товаров, а богатства мусульман должны систематически подвергаться грабежу западными корпорациями. Для реализации этих целей Запад определил различные политические системы посредством образовательной, социальной, экономической и информационной политик. Запад частично преуспел в этом и интегрировал мусульман в международную систему.

После упразднения Халифата в начале прошлого века и краха коммунизма в конце прошлого века капиталистическими западными правителями и мыслителями овладели высокомерие и кичливость. Они стали говорить, что капитализм является «финальной фазой человеческой истории». Также они заявляли о конце истории и новой международной системе, которая станет поводом этого конца. Другими словами, они думали, что владеют миром, но, несмотря на всё это, Запад заблуждался в этой мысли. Западу не удалось разрушить идеологию мусульман и благосклонность Уммы к Исламу. По этой причине он начал манипулировать мусульманами в отношении государства Халифат, которое станет олицетворением исламской идеологии. У Запада возникло намерение распространить идею о том, что Ислам не имеет уникальной для себя системы правления или что Халифат является просто историческим институтом.

Но, несмотря на все эти коварные и злонамеренные планы Запада, Умма с каждым днём всё громче стала требовать возвращения Исламского Государства. Для того, чтобы уничтожить это требование или посеять в нём сомнения, Запад развернул идейную, политическую, культурную кампании против Халифата и распространил её через ряд личностей в Умме, которые думают так же, как и Запад в этом вопросе, и которые заявили о своей любви к Западу. На самом деле эти деятели пошли ещё дальше представителей западной идеологии и попытались распространить среди Исламской Уммы тезис о том, что Халифат не является одним из хукмов Шариата, напротив, это исторический институт, что Ислам не определяет никакой системы правления, а только некоторые принципы, цели и задачи, которые приняты мусульманами и должны учитываться при выборе системы правления, и что система Халифата — это модель, принятая сподвижниками только во времена праведных халифов, и что мусульмане не применяли эту модель в последующие века.

Так же эти круги утверждают, что Коран не предписывает определённую форму правления и государственного устройства, что он не излагает подробных принципов в этом отношении, а лишь указывает на контуры и некоторые основные принципы государственного устройства, и что в хадисах нельзя найти определённых и обязательных положений о формате государственного управления, что этот вопрос был оставлен на усмотрение людей того периода, поскольку не был ограничен определёнными правилами, и что Халифат, форма правления, разработанная первой исламской общиной — сподвижниками — под влиянием периодических факторов, не имеет религиозной привязки. Британский историк-востоковед Томас Уолкер Арнольд, написавший на эту тему книгу под названием «Халифат», говорит о Халифате следующее: «Халифат — это тираническая система... В книге мусульман нет такой системы, как «Халифат». Следовательно, Халифат принадлежит арабам, а не Исламу. Это исторический институт, в особенности возникший в соответствии с арабской традицией уже после Мухаммада».

К сожалению, враги Ислама утверждали, что они основывают свои мысли и мнения по этому вопросу на Исламе, и им удалось добиться успеха в распространении таких суждений с помощью некоторых кругов и личностей, о которых мы только что упомянули. Исторически корни подобных дискуссий о Халифате уходят на 90 лет назад к Али Абдель Разеку, выпускнику аль-Азхара, который был автором книги «Usul Al-Hukm: Bahth Fi-l Khilafa Wa-l Hukuma Fi-l Islam» («Ислам и основы управления: исследование о Халифате и власть в Исламе»). Сегодня те же самые слова стали модным словечком на устах некоторых личностей, которых называют «исламистами». В этой связи заслуживает внимания книга, написанная лидером движения «Братья-мусульмане» в Сирии Мухаммедом Хикметом Валидом под названием «Исламский Халифат: история или акыда?». Он пишет: «Ислам не предписывает никакой формы правления. Скорее, в нём изложены общие принципы, которые вдохновляют мусульман на создание соответствующей формы правления в соответствии с условиями времени и места. Халифат, с другой стороны, является исторической формой правления Исламского Государства. Мусульмане совершили иджтихад в первые века Ислама, разработали форму правления и назвали её «Халифатом». Поэтому сегодня мусульмане могут развивать другие формы правления (такие как президентская система, парламентская система, конституционная монархия и так далее). Достаточно, чтобы они представляли ценности, справедливость и милосердие Ислама».

Тем не менее, общая мысль — как отрицателей хадисов, так и тех, кто толкует Коран с позиций «историцизма», — заключается в следующем: «В Коране имеется несколько универсальных принципов. Главное, чтобы эти принципы соблюдались. Не важно, выполняются ли эти принципы республикой, королевством, олигархией или теократией. Главное, чтобы эти принципы выполнялись».

Подобным образом Саид Нурси в своей книге «Письма» сказал по этому поводу следующее: «В Исламе не существует чёткой формы правления. С точки зрения трёх основных доказательств и трёх основных источников Ислама, а именно — Корана, Сунны и Иджма, были рекомендованы лишь некоторые принципы в отношении формы правления. Этими принципами являются такие ценности, как совет (шура), консультации и подотчётность. Кроме того, нет чёткого утверждения, что «управление должно быть именно таким». Когда мы подробно изучаем все источники по фикху, то видим, что сказанное нами подчёркивается в разделе «имамат».

Однако на протяжении всей истории Ислама ни один исламский учёный не выражал несогласия с тем, что Исламский Шариат содержит шариатские хукмы, касающиеся всех поступков рабов Аллаха. Система управления — это часть поступков рабов, которую Ислам охватывает с точки зрения системы и законодательства, поскольку она связана со всеми поступками людей, как с управлением дел народа, избранием правителя, поддержанием управления и претворением хукмов Шариата, так и с отношениями правителя с управляемыми, отчётом правителя, отстранением правителя от должности и критикой в адрес действий правителя. Также известно, что Посланник Аллаха ﷺ основал в Медине государство для мусульман и правил этим государством в течение 10 лет, пока он ﷺ не покинул этот бренный мир. Затем его сподвижники (р.анхум), продолжили придерживаться того же метода управления под руководством праведных халифов. Метод управления Пророка ﷺ является частью его ﷺ Сунны, которая представляет собой второй источник Исламского Шариата после Книги Всевышнего Аллаха. Сподвижники так же единодушно согласились (иджма) с этим вопросом, и эти вопросы, связанные с управлением и осуществлением власти, относятся к числу доказательств Шариата, которые принимаются в качестве основы для вынесения хукмов, связанных с административной системой. Это объясняется тем, что иджма сподвижников является одним из законодательных доказательств, основанных на Коране и Сунне.

Когда шариатские хукмы рассматриваются в свете всех этих доказательств, становится ясно, что утверждение о том, что «Ислам не определяет какую-либо форму правления, а скорее, устанавливает общие принципы, которые вдохновляют мусульман на создание соответствующей формы правления в соответствии с условиями времени и места», абсолютно не является невинным и исламским, а скорее, ложным и опасным. Напротив, Исламский Шариат установил подробную и детальную систему управления и оградил мусульман от попыток сравнивания превосходства между рукотворными системами управления.

Нет сомнений в том, что те, кто выдвигает эти аргументы и тезисы, сознательно или неосознанно, преследуют только одну цель: образовать в Умме слабость в отношении обязательности Халифата как общего главенства над всеми мусульманами в целом и воспрепятствовать его повторному установлению. Это объясняется тем, что те, кто выдвигает эти тезисы, выступают не только против формы исламской системы правления и необходимости механизмов управления, но и против самого Халифата как такового. Таким образом, они подкрепляют в сознании и в обществе тезис о том, что «Ислам не определил систему правления» или что «Халифат — это не шариатская обязанность, а исторический выбор». Это, пожалуй, самый опасный из антиисламских тезисов, потому что этим самым подрывается великое обязательство (фард), которое чрезвычайно важно для мусульман. Вследствие этого разрушения признаётся допустимым распад мусульман, их превращение в нации, разделённые на многоглавые государства в рамках рукотворных систем, принимается как дозволенное, а обязательность установления Халифата приводится в неактивное состояние.

При объективном анализе истории Ислама — и особенно периода Праведных Халифов — становится ясно, что подобные утверждения и мнения абсолютно не соответствуют действительности. Подобные утверждения предназначены только для того, чтобы посеять сомнения и замешательство в умах мусульман. Потому что вовсе не верно утверждать, что Ислам не имеет государственной модели, или говорить, что «Халифат — это исторический институт». Данное заявление означает игнорирование как ряд аятов Корана, так и достоверных и ясных хадисов Посланника Аллаха ﷺ.

Обязательность Халифата в Коране

Всевышний Аллах велел Посланнику Аллаха ﷺ судить между мусульманами в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, и обратился к нему ﷺ со следующими словами:

فَٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُۖ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ عَمَّا جَآءَكَ مِنَ ٱلۡحَقِّۚ

«Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (5:48),

وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).

Всевышний Аллах также сказал:

إِنَّآ أَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ بِٱلۡحَقِّ لِتَحۡكُمَ بَيۡنَ ٱلنَّاسِ بِمَآ أَرَىٰكَ ٱللَّهُۚ

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах» (4:105),

وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡكَٰفِرُونَ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44).

Эти и многие другие аяты Корана являются ясными доказательствами, которые не оставляют места для сомнений относительно обязанности править на основании того, что ниспослал Аллах.

Обязательность Халифата в Сунне

Бухари и Муслим приводят в своих «Сахихах», что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمْ الأَنْبِيَاءُ كُلَّمَا هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبِيٌّ وَإِنَّهُ لا نَبِيَّ بَعْدِي وَسَتَكُونُ خُلَفَاءُ تَكْثُرُ قَالُوا فَمَا تَأْمُرُنَا قَالَ فُوا بِبَيْعَةِ الأَوَّلِ فَالأَوَّلِ وَأَعْطُوهُمْ حَقَّهُمْ فَإِنَّ اللَّهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ

«Сынами Израиля управляли пророки. Если умирал один пророк, ему на смену приходил другой. После меня же пророков не будет. В будущем появятся халифы, и их будет много». Его спросили: «Что же ты нам прикажешь?», — на что он ответил: «Соблюдайте присягу, данную первому, и первому из них, и отдавайте им их права. Воистину, Аллах спросит о том, что Он дал им под ответственность» (Муслим, раздел «Книга правления (имара)», 1842).

Также он ﷺ сказал:

إِنَّمَا الْإِمَامُ جُنَّةٌ يُقَاتَلُ مِنْ وَرَائِهِ وَيُتَّقَى بِهِ

«Имам — это щит, за которым сражаются и которым защищаются» (Муслим, раздел «Книга правления (имара)», 1841).

Муслим передал, что Абу Хазм сказал:

قَاعَدْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ خَمْسَ سِنِينَ فَسَمِعْتُهُ يُحَدِّثُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمُ الانْبِيَاءُ كُلَّمَا هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبِيٌّ وَإِنَّهُ لا نَبِيَّ بَعْدِي وَسَتَكُونُ خُلَفَاءُ تَكْثُرُ قَالُوا فَمَا تَأْمُرُنَا قَالَ فُوا بِبَيْعَةِ الاوَّلِ فَالاوَّلِ وَأَعْطُوهُمْ حَقَّهُمْ فَإِنَّ اللَّهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ

«Я находился с Абу Хурайрой в течение пяти лет. Он рассказал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «(Прежде) израильтянами правили пророки, и каждый раз, как умирал один пророк, его место занимал другой. (Что же касается меня, то) поистине, после меня пророков уже не будет, но будет множество халифов». (Люди) спросили: «Что же ты повелишь нам?». Он сказал: «Будьте верны первому (из тех, кому принесут клятву), соблюдайте их права и просите Аллаха о том, что вам причитается, а Аллах обязательно спросит с них за всё то, что Он вверил им» (Муслим, раздел «Книга правления (имара)», 1842).

Этот хадис является кариной того, что формой правления в Исламе является Халифат. Многие же другие хадисы подтверждают и указывают на то, что формой правления в Исламе является только Халифат.

Имам Муслим передал от Абдуллаха ибн Умара (р.анхума), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ خَلَعَ يَدًا مِنْ طَاعَةٍ، لَقِيَ اللَّهَ تَعَالَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ لاَ حُجَّةَ لَهُ، وَمَنْ مَاتَ لَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Тот, кто отойдёт от подчинения, встретится в Судный День с Аллахом, не имея оправдания, и тот, кто умер, не имея присяги, умер смертью времён невежества» (Муслим, раздел «Книга правления (имара)», 1851).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا عَاضًّا فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أ أَنْ يَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا جَبْرِيَّةً، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَإَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةٍ ثُمَّ سَكَتَ

«Пророчество продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно прекратится. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества», — а затем он замолчал» (Ибн Ханбаль, ат-Тайалиси, аль-Байхакы, ат-Табари).

Этот хадис является ясным доказательством того, что системой правления в Исламе после Посланника Аллаха ﷺ является Халифат. А вовсе не «Исламская республика», как в Иране; не «Социалистическая Исламская Республика», как в Ливии; не «Исламский Эмират», как в Объединённых Арабских Эмиратах и Афганистане; не королевство, как в Саудовской Аравии и Иордании.

Отсюда, после приведённых доказательств, утверждение о том, что «Ислам не имеет формы правления!», за которое продолжают агитировать некоторые, сходит на нет. Другими словами, Халифат, который является системой управления Ислама, не был сформирован в соответствии с личным мнением Посланника Аллаха ﷺ, или взглядами сподвижников и других мусульман, или условиями времени и местности!

Кроме того, форма правления и функционирования государства, установленного Посланником Аллаха ﷺ, не похожа ни на одно другое государство того времени. Ни правление курайшитов, ни правление иудеев, ни правление в Йемене и Абиссинии, ни правление Кисры или Кайсара не были похожи на правление государства Исламского Халифата… Ну и кто же тогда показал такую форму управления Посланнику Аллаха ﷺ? Конечно же, «Божественное Откровение!». Подобным образом, эта форма управления отличается от всех ныне существующих в мире рукотворных систем по своим принципам и институтам, а также по своему менталитету и потенциалу для решения проблем.

В заключение следует отметить, что нет никаких сомнений в том, что Халифат является одним из неизменных положений Шариата, и доказательства по этому вопросу полностью достоверны. Источником всех идей типа «Халифат — это исторический институт» и «вместо Халифата должен быть исламский союз» являются безбожный колониальный Запад, особенно США и Великобритания, являющиеся врагами Ислама и мусульман. Кроме того, колониальные неверные, враждебно настроенные по отношению к Исламу и мусульманам, боятся Халифата, который объединит мусульман в единое государство и сделает их такими же достойными и могущественными, какими они были в прошлом, поэтому они пытаются затушевать и забыть этот шариатский хукм через некоторых западных и местных ориенталистов. Поэтому искренние мусульмане должны быть предельно бдительны по отношению к подобным ловушкам и никогда не отклоняться от своей преданности шариатским текстам!

 

Йылмаз Челик
Köklü Değişim Dergisi

Главное меню