20
Сб, апр

Признаки озаряющей веры. Особенности призыва пророков и посланников

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

О, верующие! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Мы верим, что все посланники защищены ото лжи и ошибок в деле призыва (увещевания), защищены от совершения грехов, т.е. от совершения запретного и оставления обязательного.

Что же касается неодобряемого (макрух), и рекомендуемого (мандуб), то вопреки первому, они не защищены от их совершения, т.к. эти вещи согласно разумному доказательству не противоречат пророческой миссии и посланию. Потому они могли совершать неодобряемое (макрух) и оставлять рекомендуемое (мандуб), т.к. на эти вещи грех не распространяется. Однако они могли совершить что-то противоречащее первостепенному из дозволенного и оставить что-то другое, т.к. это не подпадает под понятие «грех».

И в дополнение к тому, что было сказано, передается в отношении Пророка Мухаммада ﷺ доказательства из Благородного Корана, что он не совершает макрух, и более того, все, что он делает – это откровение от Всевышнего Аллаха, будь то обязательное (фард) или рекомендуемое (мандуб). Аллах Всевышний сказал:

إِنْ أَتَّبِعُ إِلا مَا يُوحَى إِلَيَّ

«Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении» (6:50).

И сказал Всевышний:

قُلْ إِنَّمَا أَتَّبِعُ مَا يُوحَى إِلَيَّ مِنْ رَبِّي

«Скажи: «Я следую только за тем, что внушается мне в откровении от моего Господа» (7:203).

Наш Посланник Мухаммад ﷺ является наилучшим примером для мусульман. Аллах Всевышний сказал:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7).

И сказал Всевышний:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (3:31).

Все что сообщается от Пророка ﷺ из слов и действий является законодательством от Всевышнего Аллаха, с которым и явилось откровение. Это и есть подчинение приказам Аллаха, Свят Он и Велик. Потому, действия Пророка ﷺ не могут являться запретными (харам) или неодобряемыми (макрух), но возможно, что могут противоречить первостепенному. Противоречие первостепенному значит, что существует дозволенное действие, но один из его поступков является первостепенным, нежели другой, или, же существует рекомендуемое (мандуб), но одно из его рекомендуемых действий является первостепенным, нежели другое.
Примеры противоречия первостепенному:

Пример первый: в битве при Бадре Аллах упрекнул Пророка Мухаммада ﷺ за то, что тот взял в плен до нанесения значительного поражения:

مَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَنْ يَكُونَ لَهُ أَسْرَى حَتَّى يُثْخِنَ فِي الأرْضِ تُرِيدُونَ عَرَضَ الدُّنْيَا وَاللَّهُ يُرِيدُ الآخِرَةَ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«Не подобало Пророку брать пленных, пока он не победит и не покорит (неверных) на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах Могущественный, Мудрый» (8:67).

Всевышний Аллах разъяснил, что Посланник Мухаммад не должен был брать пленных, пока не нанес значительное поражение (الإثخان). И الإثخان - это убийство и сильное устрашение. Потому это являлось упреком в претворении хукма (закона), противоречащего первостепенному. Т.е. первостепенным являлось убийство как можно большего количества неверных на поле битвы при Бадре, для того, чтобы поражение было значительнее.
Хотя хукм относительно пленных и нанесения значительного поражения (الإثخان) ниспослался сначала в суре «Мухаммад»:

فَإِذا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا فَضَرْبَ الرِّقَابِ حَتَّى إِذَا أَثْخَنْتُمُوهُمْ فَشُدُّوا الْوَثَاقَ فَإِمَّا مَنًّا بَعْدُ وَإِمَّا فِدَاءً حَتَّى تَضَعَ الْحَرْبُ أَوْزَارَهَا

«Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (47:4).

Однако аят 8 суры «Добыча» был ниспослан после совершения противоречия первостепенному, и это был хукм, противоречащий ниспосланному прежде о дозволенности принятия пленных после нанесения значительного поражения (الإثخان).

Посланник ﷺ взял в плен до нанесения значительного поражения (الإثخان), и Аллах упрекнул его, т.к. первостепенным являлось убийство как можно большего числа врагов для нанесения более значительного поражения (الإثخان).
Пример второй: Всевышний Аллах сказал:

عَبَسَ وَتَوَلَّى ١ أَنْ جَاءَهُ الأعْمَى ٢ وَمَا يُدْرِيكَ لَعَلَّهُ يَزَّكَّى ٣ أَوْ يَذَّكَّرُ فَتَنْفَعَهُ الذِّكْرَى 

«Он нахмурился и отвернулся. Потому что к нему подошел слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился. Или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу» (80:1-4).

Посланнику ﷺ приказано нести призыв ко всем людям, и обучать Исламу мусульман. Оба приказа обязательны для Пророка ﷺ всегда. И Абдуллах ибн Умм Мактум был мусульманином и обучался Исламу. Однажды он пришел к Пророку ﷺ, когда у него были знать Курайша: Утба и Шейба – сыновья Рабиа, Абу Джахль ибн Хишам, Аббас ибн Абд аль-Мутталиб, Умеййя ибн Халяф и аль-Валид ибн аль-Мугъира, которых он призывал к Исламу, в ожидании, что и остальные примут Ислам, следуя их примеру. Тогда Ибн Умм Мактум сказал Пророку ﷺ в то время как он был в таком положении: «О, Посланник Аллаха, прочитай и научи меня тому, чему научил тебя Аллах. И он повторял это снова и снова, не зная того, что Посланник Аллаха ﷺ был занят этими людьми. Пророк ﷺ не пожелал прерывать свою речь, и, нахмурившись, отвернулся. Тогда и ниспослался этот аят в упрек Посланнику Аллаха ﷺ за его поступок, противоречащий тому, что было первостепенным. Посланнику Аллаха приказано нести призыв, и приказано обучать Исламу мусульман, потому он принялся за призыв, отвернувшись от обучения требующего знаний из-за занятости призывом. Хотя первостепенным для него было обучить Ибн Умм Мактума тому, что он хотел узнать, возможно Аллах очистил бы его от некоторых грехов посредством этого благого дела, посредством полученных от Пророка ﷺ знаний. Однако он ﷺ не сделал этого, и Аллах упрекнул его за это, т.к. непринятие Ибн Умм Мактума противоречило первостепенному. Именно поэтому Аллах упрекнул его за то, что он не занялся тем, что первостепенно.

Мухаммад ﷺ из числа твердых духом (ули аль-азм) посланников.

Всевышний Аллах почтил одних пророков над другими за то, что они терпели и переносили тягости и ложь на пути призыва к Аллаху, и усердствовали больше других на Его пути. Именно их Всевышний Аллах назвал «твердые духом» (ули аль-азм) из числа посланников, это: Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса (да благословит Аллах их всех и приветствует). Всевышний говорит:

فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُو الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ

«Терпи же, как терпели твердые духом посланники» (46:35).

И говорит Всевышний:

وَإِذْ أَخَذْنَا مِنَ النَّبِيِّينَ مِيثَاقَهُمْ وَمِنْكَ وَمِنْ نُوحٍ وَإِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ وَأَخَذْنَا مِنْهُمْ مِيثَاقًا غَلِيظًا

«Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом (Ноем), Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии). Мы заключили с ними суровый завет» (33:7).

Из отличительных качеств, которыми Посланник Мухаммад ﷺ выделился среди других пророков (а.с.), были:

1 – Предыдущие пророки радовали людей своим приходом и призывали последовать за ним. Среди них Иса (а.с.), про которого Всевышний Аллах сказал:

وَإِذْ قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ مُصَدِّقًا لِمَا بَيْنَ يَدَيَّ مِنَ التَّوْرَاةِ وَمُبَشِّرًا بِرَسُولٍ يَأْتِي مِنْ بَعْدِي اسْمُهُ أَحْمَدُ فَلَمَّا جَاءَهُمْ بِالْبَيِّنَاتِ قَالُوا هَذَا سِحْرٌ مُبِينٌ

«А вот Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О, сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад)». Когда же он явился к ним с ясными знамениями, они сказали: «Это очевидное колдовство» (61:6).

2 – Он ﷺ был послан ко всем людям без исключений, в отличие от других пророков, каждый из которых был послан конкретно к своему народу:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلا كَافَّةً لِلنَّاسِ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لا يَعْلَمُونَ

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (36:28).

3 – Всевышний Аллах подкрепил его ﷺ вечным чудом – Благородным Кораном, в то время как чудеса посланников до него были конкретно для их народов и в их время.

4 – Он является печатью всех пророков и посланников, и нет пророка после него ﷺ. Всевышний сказал:

مَا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِنْ رِجَالِكُمْ وَلَكِنْ رَسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا

«Мухаммад не приходится отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и печатью пророков (или последним из пророков). Аллах знает о всякой вещи» (33:40).

О, верующие! Дорогие слушатели радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир:

Остановимся сегодня на этой ноте. До следующих встреч на наших уроках, пусть хранит вас Аллах. Мы просим Всевышнего Аллаха возвеличить нас Исламом, и возвеличить Ислам посредством нас, и почтить нас победой. Мы просим утешить наши взоры установлением государства Халифат в ближайшем будущем, и пусть Он сделает нас из числа его воинов, усердствующих и шахидов. Поистине, Он властен над всякой вещью. Спасибо вам,


Ва ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
23 Джумада аль-уля 1435 г.х.
24.03.2014

Главное меню