Мы приветствуем всех вас, наши любимые братья во всём мире, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». И мы хотим начать с наилучшим приветствием – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Ибн Абу Шайба рассказал в своей книге:
Передал Абу Бакр, что ему рассказал Вакиъ, сказав: «Нам рассказал Суфьян от Хаджаджа ибн Фарафиса, от одного человека, от Макхуля, от Абу Хурайры, что сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто устремляется в мир разрешённого, отдаляясь от греховного, заботясь о своей семье и благоговея перед своими соседями, предстанет перед своим Господом с лицом сияющим, подобно полной луне в ночи. Тот же, кто устремится в мир разрешённого как к предмету гордости и показухи, тот встретит Аллаха разгневанным на него»».
В книге «Маркъату аль-мафатих шарх мишкати аль-масабих» в толковании этого хадиса говорится следующее:
- Слова «Тот, кто устремляется в мир разрешённого,»: то есть путём халяль;
- «отдаляясь от греховного,»: то есть, стремясь к целомудрию в этом вопросе и воздержанию от харама, и удерживаясь от просьбы (попрошайничество и т.д.) к людям;
- «заботясь о своей семье»: ради своей семьи, которые нуждаются в помощи;
- «и благоговея перед своими соседями»: щедро, сострадательно и хорошо относиться к соседям в стремлении укрепится и возвысится в своей религии;
- «предстанет перед своим Господом с лицом»: то есть радостным и очень довольным, «сияющим, подобно полной луне в ночи»: такое выражение употребляется из-за того, что ночь – это время полноты и совершенства луны;
- «Тот же, кто устремится в мир разрешённого»: то есть стремиться к мирскому путём халяль;
- «как к предмету гордости»: стремится к большому количеству богатства, чтобы быть в лучшем положении, а не для того, чтобы тратить для блага и улучшения следующей жизни. Для хвастовства перед бедными, как это делают глупцы из богатых;
- «и показухи»: лицемерие;
- «тот встретит Аллаха разгневанным на него».
Посланник Аллаха ﷺ не упомянул о стремлении обрести мирское путём харама из-за того, что из этого хадиса понимается достаточно, или из-за того, что это вообще не подобает мусульманам и об этом даже не нужно говорить, или это указание на то, что к хараму запрещено приближаться.
Ат-Тибий, да смилуется над ним Аллах, сказал, что в этом хадисе разъяснён смысл слов аята:
يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهٌ وَتَسْوَدُّ وُجُوهٌ
«в тот день, когда одни лица побелеют, а другие лица почернеют» (03:106).
Эти два слова говорят о довольствии и гневе Аллаха. Слова «с лицом сияющим, подобно полной луне в ночи» говорят о довольствии Аллаха, так как в противоположность этому говорится – «тот встретит Аллаха разгневанным на него». Передают аль-Байхакъий в книге «Шуъбу-ль-иман» и Абу Наим.
В этом хадисе Посланник Аллаха ﷺ, показывает, что Ислам как побуждает и призывает к халяль действиям, так и призывает и побуждает к расходованию халяль и запрещает накопление денег и трату их с лицемерием, гордостью и высокомерием.
Побуждение к действиям, то есть стремление приобрести мирское, у людей должно колебаться между двумя вещами:
а) стремление с послушанием;
б) и стремление с ослушанием.
Что касается стремления с послушанием, то это действия, работа человека для приобретения пропитания и удовлетворения своих нужд, чтобы не спрашивать (не попрошайничать) у людей. Или для приобретения средств для его семьи, и это – из затрат, обязательных по Шариату. Так как правило Шариата гласит: то, что ведёт к выполнению обязательного, тоже является обязательным, поэтому работать для приобретения средств к существованию является обязательным (ваджиб).
Или это стремление для приумножения своих денег, чтобы помогать нуждающимся и находящимся в беде. Это действия, в которых проявляется чувство ответственности и сохранение братства в Исламе.
Это – факторы, к которым побуждает и призывает Ислам, которыми доволен Всевышний Аллах, поэтому вознаграждение за это замечательное и великое, так как луна в полном виде бывает самой яркой и славной. Это положение того, кто достиг довольствия и благословения Всевышнего Аллаха.
Но стремление к мирскому богатству в грехе, как говорится в хадисе – это достижение мирского разрешённым путём, но для запрещённой цели.
Собирание денег для накопления, но не для расходования на пути Аллаха, считается накоплением богатства, которое запрещено Аллахом, Он говорит:
وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلا يُنْفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُمْ بِعَذَابٍ أَلِيمٍ
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (09:34).
А также имеется в виду собирание денег для того, чтобы тратить на людей с лицемерием, гордостью и высокомерием – всё это является харамом.
Тот, кто делает это, зарабатывает гнев Аллаха, и как же скверно это место прибытия!
О Аллах, сделай нас из числа тех, кто тратят на пути Аллаха, и не делай нас из числа лицемеров и жадных, аминь.
Уважаемые братья, до следующих встреч с другим хадисом Посланника Аллаха ﷺ, и мы оставляем вас с заботящимся о вас Аллахом.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
05 Джумада ас-сани 1435 г.х.
05.04.2014