Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, раб может произнести слово, угодное Аллаху, не придав ему никакого значения, а оно возвысит его в степени, и, поистине, раб может произнести слово, не придав ему никакого значения, которое вызовет гнев Аллаха и ввергнет его в Ад».
В книге «Фатх уль-Бари» шарх (комментарии) к «Сахиху» Бухари приводится:
Слова «не придав ему никакого значения» – т.е. не задумавшись над опасностью этих слов и не размышляя о последствиях, и даже не представляя, что эти слова могут на что-то повлиять. И это подобно словам Всевышнего:
وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّنًا وَهُوَ عِنْدَ اللَّهِ عَظِيمٌ
«И полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это великий грех» (24:15).
Слово «ввергнет» – передаётся от Ияда, что он сказал: «смысл этого слова – попадёт туда (в Ад), словно провалившись».
Из полезных уроков этого благородного хадиса следующее: мусульманин всегда должен взвешивать свои слова, прежде чем будет привлечён к ответственности за них; и не должен говорить ничего, кроме хорошего и доброго, благого. Также передано множество аятов и других хадисов на эту тему:
Сказал Всевышний:
وَهُدُوا إِلَى الطَّيِّبِ مِنَ الْقَوْلِ
«Их научили благим словам» (22:24)
а также:
وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْنًا
«И говорите людям прекрасное» (2:83)
а также:
وَقُلْ لِعِبَادِي يَقُولُوا الَّتِي هِيَ أَحْسَنُ
«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова» (17:53)
а также:
إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ
«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека)» (35:10).
И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Защититесь от огня хотя бы долькой финика, а если не найдёте и этого – то добрым словом».
А также: «Кто верит в Аллаха и в последний день, пусть говорит благое или молчит».
И сказал: «Сдерживай язык».
И сказал: «А разве люди попадают в огонь лицом вниз (или он сказал: носом), кроме как из-за того, что заработали их языки?».
Сообщается от Абдуллаха ибн Амра (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Раю существует комната, наружная сторона которой видна изнутри, и внутренняя – снаружи». Абу Малик Ашъарий спросил: для кого она, о, Посланник Аллаха? На что он ﷺ ответил: «Для того, речь которого была доброй, и того, кто кормил другого едой и бодрствовал (ради Аллаха), когда все люди спали».
От Абдуллаха ибн Масъуда (р.а.) передаётся: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, нет никакой другой вещи, нуждающейся в длительном заточении, кроме моего языка».
И также Абдуллах ибн Масъуд (р.а.) говорил: «О язык! Говори доброе – приобретёшь много блага, и молчи в дурном прежде, чем придётся сожалеть».
Однако очень удивительно, наши дорогие слушатели, когда мы слышим от кого-либо дурные слова, которым он совершенно не придал значения.
Очень удивительно, когда кто-то из мусульман обвиняет своего брата в неверии без того, чтобы задуматься над своими словами.
Удивителен тот, кто лжёт от имени своего Исламского движения, и приписывает ему то, чего движение не говорило, не придавая значения тому, что он распространяет.
Удивителен тот, кто вносит порочность в среду людей.
Удивителен тот, кто разносит сплетни и клевету.
Так берегитесь же, о дорогие слушатели, гнева Могущественного, Великого, ведь Он сказал:
مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Стоит ему произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель» (50:18).
22 Джумада ас-сани 1435 г.х.
22.04.2014