22
Пт, нояб

Кто оградит землю стеной

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Мы приветствуем всех вас, наши любимые братья во всём мире, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». И мы хотим начать с наилучшего приветствия – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Абу Дауд в своём «Сунан» сказал:

«Нам рассказал Ахмад ибн Ханбал от Мухаммада ибн Бишра, от Саида со слов Катада, со слов аль-Хасана, со слов Самура ибн Джундуба, от Посланника Аллаха ﷺ: «Кто оградит землю стеной, тому она и принадлежит»».

Сказал автор «Авну аль-Маъбуд»:

«Кто оградит стеной»: то есть построит стену, огородит;
«землю»: имеется в виду – установит ограждение вокруг какой-либо мёртвой земли;
«тому она и принадлежит»: то есть эта огороженная мёртвая земля становится собственностью того, кто её огородил, до тех пор, пока он находится на ней и если у неё нет иного владельца.

Ат-Турбашти сказал: «возведение стен некоторые используют как доказательство на долю владения». На самом деле, возведение стен не может быть доказательством, так как земля становится собственностью возрождением, оживлением земли, а не возведением стен на земле, так как стены никак не связаны с возрождением земли. И потом слово «землю» нуждается в разъяснении, поскольку не все земли могут становиться собственностью путём их возрождения. Ат-Тайиби, да смилуется над ним Аллах, сказал: «слова «Кто оградит стеной» достаточно ясны и указывают на построение стены, защищающей от пасущихся овец, стада или чего-либо ещё». Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «если человек хочет сделать загон для скота, сарай или место для сушки фруктов или дров, то необходимо построить стену и не достаточно просто поставить камни или ветки».

Уважаемые братья!

Земля является важнейшим источником производства, так как содержит в себе элементы, необходимые для жизни человека, такие как медь, золото, железо, соли, воды, нефть, газ и многое другое. Кроме того, на ней произрастают растения разных видов и сортов, поэтому земля является наиболее важным природным ресурсом для производства материальных ценностей и способствует прямо или косвенно развитию богатств и росту промышленности и торговли, и, таким образом, формирует производство богатств следующими отраслями экономики: сельским хозяйством, торговлей и промышленностью.

Здесь мы находим, что Ислам уделил особенное внимание земле и установил законы, которые делают возможным рациональное использование всех её ресурсов и благ.

К этим законам относятся, например, следующие:

1) Шариат поделил землю на два вида – земли ушр и земли харадж;
2) Также Шариат определил три вида собственности на землю: частная собственность, общественная и государственная собственность.

К ним же относится и закон об оживлении мёртвых земель. К мёртвым землям относятся земли, которые не являются частной или государственной собственностью, на них нет ограждении, посевов, строений и т.п. Такие земли по Шариату принадлежат тому, кто их оживит, т.е. начнёт использовать.

Всё это для того, чтобы мотивировать людей работать на земле и добывать из неё блага и ресурсы.
В числе этих законов и построение ограждения земли, сегодняшняя наша тема.

Построение ограждения на земле является оживлением земли. Человек, построивший стену ограждения, становится хозяином этой земли, и он может использовать эту землю, доказательством чему и является вышеприведённый хадис. Также этот человек может продать эту землю, подарить, или завещать…

Право собственности на ограждённую землю имеет как мусульманин, так и зиммий. Сюда входят земли и ушр, и земли харадж, земли, расположенные на территории Дар уль-Ислам или Дар уль-куфр, потому что хадис сообщает нам информацию о земле в общей форме и охватывает все земли и всех людей.

Стоит отметить, что важным условием для приобретения оживлённой земли является использование этой земли на протяжении трёх лет с момента её приобретения, и оживление этой земли должно продолжаться её использованием. Если же ожививший землю человек не использует её в течение трёх лет подряд, то он теряет право на владение этой землёй, об этом говорится в передаче от Абу Юсуфа в книге «аль-Харадж», в сообщении от Саида ибн аль-Мусайяба, который слышал, как сказал Умар ибн аль-Хаттаб: «...мёртвая земля принадлежит тому, кто её оживит, а тот, кто отмежёвывает себе (земельный участок), тот теряет право на него после трёх лет (если не использует его)». Умар заявил это и делал это перед сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, и никто из них не возразил ему, поэтому это является иджма сахаба.

Уважаемые братья, до следующих встреч с другим хадисом Посланника Аллаха ﷺ, и мы оставляем вас с заботящимся о вас Аллахом. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


18 Джумада ас-сани 1435 г.х.
18.04.2014