26
Пт, апр

Нет хиджры после открытия

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Мы приветствуем всех вас, наши любимые братья во всём мире, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». И мы хотим начать с наилучшего приветствия – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Передаёт Ибн Аббасс, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в день открытия Мекки: «Нет хиджры после открытия (Мекки), а (есть) только лишь джихад и намерение! И когда вас призовут в поход на сражение, то выступайте в него!».

В книге «Тухфатуль-ахуази, шарх Джами’ ат-Тирмизи», говорится:

Слова: «Нет хиджры после открытия», то есть после завоевания Мекки. Аль-Хитабий и другие сказали, что переселение было фардом в начале появления Ислама, когда мусульман было мало и была необходимость собрать их Медине. Когда Всевышний Аллах открыл Мекку, люди толпами начали обращаться в религию Аллаха, и необходимость переселения в Медину пропала, но джихад и намерение остались, и они являются фардом. Кроме того, пользой и мудростью в обязательности переселения тех, кто принял Ислам, были безопасность и спасение от пыток и вреда, причиняемых неверными, которые пытали тех, кто принимал Ислам, чтобы отвернуть их от религии, и о них ниспослался аят:

إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلائِكَةُ ظَالِمِي أَنْفُسِهِمْ قَالُوا فِيمَ كُنْتُمْ قَالُوا كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الأرْضِ قَالُوا أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُوا فِيهَا

«Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?»» (04:97).

Законность подобного переселения остаётся для тех, кто принял Ислам на территории неверия и в состоянии переселится.

Передаёт ан-Насаи от Бахза ибн Хакима, от его отца, от его дяди, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Не примет Аллах от мушрика никакого дела после того, как он принял Ислам, пока он не отойдёт от мушриков к мусульманам».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я непричастен к каждому мусульманину, живущему среди многобожников». Это касается тех, чья религия подвергается опасности. Этот хадис приводит Абу Дауд, а аль-Албани сказал, что он достоверный.

«А только лишь джихад и намерение»: ат-Таиби и другие сказали, что «хиджра» означает «расставание с родиной», что требовалось от мусульман, т.е. переселение в Медину, а сейчас этот закон недействителен. Однако расставание с родиной по причине джихада остаётся, а также – по причине правильного намерения, как переселение из Дар уль-куфр, переселение ради знаний, ради сохранения религии и избегания смут и искушения – всё это связано с намерением.

«И когда вас призовут в поход на сражение, то выступайте в него!»: Ан-Навави сказал, что, возможно, благо, которое прекратилось с отменой хиджры, можно приобрести с помощью джихада и переселения по праведному намерению, и если имам приказал людям выйти на джихад и т.п. из добрых дел, то обязательно надо повиноваться ему.

Дорогие братья!

Хиджра – это переселение из Дар уль-куфр в Дар уль-Ислам. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلائِكَةُ ظَالِمِي أَنْفُسِهِمْ قَالُوا فِيمَ كُنْتُمْ قَالُوا كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الأرْضِ قَالُوا أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُوا فِيهَا فَأُولَئِكَ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَسَاءَتْ مَصِيرًا (٩٧) إِلا الْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَاءِ وَالْوِلْدَانِ لا يَسْتَطِيعُونَ حِيلَةً وَلا يَهْتَدُونَ سَبِيلا (٩٨) فَأُولَئِكَ عَسَى اللَّهُ أَنْ يَعْفُوَ عَنْهُمْ وَكَانَ اللَّهُ عَفُوًّا غَفُورًا

«Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах Снисходительный, Прощающий» (04:97–99).

Переселение из Дар уль-куфр в Дар уль-Ислам остаётся, и этот закон не отменяется. Ахмад передал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Хиджра не прекратится, пока существует джихад». В другом хадисе говорится: «Хиджра не прекратится, пока есть сражение с неверными».

Что касается закона о хиджре, то хиджра в некоторых случаях является фардом для тех, кто в состоянии переселиться, а в других случаях – рекомендуемой. Но те, кто не в состоянии переселиться, то Аллах простит их. Они не обязаны переселяться, подобно тем, кто не в состоянии переселиться из-за болезни, или вынуждены оставаться, или слабы, или женщины и новорожденные и т.п. как говорится в конце аята о хиджре.

Но те, кто не могут притворять законы Ислама, не могут проявлять свою религию и имеют возможность переселиться, то для них переселение является фардом, как сказано в аяте: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?»» (04:97).

Однако те, кто могут проявлять свою религию и притворять законы шариата, и имеют возможность переселиться, то им переселение не является фардом, а является рекомендуемым. Доказательством того, что хиджра для вышеупомянутых людей является рекомендованной, является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желал переселиться из Мекки, которая тогда была Дар уль-куфр. А доказательством того, что хиджра не является фардом, будет то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, утвердил действие мусульман, оставшихся в Мекке. Было передано, что когда Нуайм ан-Наххам захотел переселиться, то к нему пришли люди из его племени Буну Удай и сказали ему: «Оставайся у нас и соблюдай свою религию, а мы защитим тебя от тех, кто пожелает причинить тебе боль…», и он остался на какой-то период, а затем переселился. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Твоё племя отнеслось к тебе хорошо, лучше, чем моё ко мне. Люди моего племени изгнали меня и хотели убить, а люди твоего племени защитили тебя и сохранили». Ибн Хаджар в книге «аль-Исоба» говорит: «Он сказал: «О Посланник Аллаха, твоё племя изгнало тебя к повиновению Аллаху и джихаду против Его врага, а люди моего племени остановили меня от хиджры и послушания Аллаху»».

Уважаемые братья, до следующих встреч с другим хадисом Посланника Аллаха ﷺ, и мы оставляем вас с заботящимся о вас Аллахом. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

02 Раджаб 1435 г.х.
01.05.2014

Главное меню