17
Ср, июль

Договора, сделки и судебные дела до построения Халифата

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Мы приветствуем всех вас, наши любимые братья во всём мире, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». И мы хотим начать с наилучшим приветствием – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Абу Дауд в своём «Сунан» сказал, что ему сообщил Хаджадж ибн Аби Йякъуб от Мусы ибн Давуда, от Мухаммада ибн Муслима, от Амра ибн Динара, от Абу Шуаса, от Ибн Аббаса, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Каждая доля (наследство, доля), полученная в джахилии, является (наследством, долей) того, кому оно досталось. А каждая доля (полученная) во время Ислама, является долей в Исламе».

Автор «Авну-ль-Маъбуд» сказал:

«Каждая доля»: имеется в виду поделённое имущество.

Аль-Хитабий сказал, что этот хадис объясняет, что законы денег, имущества, сделки и браки, которые были в эпоху джахилии (невежества), не возвращаются, не аннулируются, а остаются в Исламе такими, какими были, то же, что происходит из этих действий в эпоху Ислама, решается только по законам Ислама.

Передали аль-Мунзирий и Ибн Маджа, что сказал аль-Хафиз Шамсу ад-Дин ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, что на это указывают слова Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (02:278).

Всевышний Аллах приказал им оставить то, было из лихвы, и дозволил то, что было заложено в основе договора о займе.

Так же и браки, совершённые в эпоху джахилии, остались признанными в Исламе, кроме тех, что противоречат Исламу: они являются недействительными, подобно женитьбе на двух сёстрах или женитьбе на более чем четырёх женщинах.

Так же – деньги и имущество: Посланник Аллаха (с.а.с), никого не спрашивал о том, как он добыл своё имущество.

Это является основой из основ Шариата, на которой строится много других законов.

В этом хадисе Пророк (с.а.с.) показывает, каким образом Исламское Государство поступило с договорами и сделками, заключёнными в эпоху джахилии... Это правило применяется и к контрактам и сделкам, заключённым сегодня в соответствии со светскими законами в отсутствие законов Шариата. И так же будет поступать с этими договорами государство Халифат, которое будет очень скоро, иншаАллах, в соответствии с этим хадисом и приказом Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (02:278).

Так поступил Посланник Аллаха (с.а.с), когда построил первое государство Ислама в Медине: он не аннулировал договора и контракты, заключённые в эпоху джахилии, когда территория, на которой были заключены эти договора, стала исламской. Пророк (с.а.с.)  после завоевания не вернулся в свой дом в Мекке, с которого совершил хиджру, потому что его двоюродный брат Акъиль ибн Аби Талиб унаследовал его дом, согласно закону курайшитов, так же произошло и с домами его сподвижников, которые приняли Ислам и совершили хиджру. Акъиль распоряжался этим домом и продал его, и Пророк (с.а.с.) не вышел против этой продажи, он признал эту сделку и утвердил её. Передаёт Бухари в его «Сахих» от Усамы ибн Зайда, который спросил: «Посланник Аллаха, где ты остановишься завтра, если пожелает Аллах?». А было это во время взятия Мекки. Он (с.а.с.) сказал: «А разве Акыль оставил нам жилище?»».

Посланник Аллаха (с.а.с) так же не отменил брачные контракты, которые были проведены мусульманами до того, как они приняли Ислам, независимо, мухаджиры были это или ансары. Оон (с.а.с) утверждал их брак после того, как они приняли Ислам. Посланник Аллаха (с.а.с), когда его зять Абу аль-Аас, муж его дочери Зайнаб, принял Ислам, так же признал их брак, хотя Зайнаб приняла Ислам и совершила хиджру раньше мужа, и Пророк (с.а.с.) вернул её на основе первого брака, который был заключён в эпоху невежества, т.е. прежде, чем они приняли Ислам. Передал Ибн Маджа от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (с.а.с.) вернул свою дочь Абу аль-Аасу ибн аль-Рабиъ на основе их первого (доисламского) брака».

 Соответственно, контракты, сделки и судебные решения, которые были заключены и были реализованы до установления Халифата, считаются действительными между сторонами, и суд Халифата не отменяет их и не пересматривает снова, так же он не принимает иски касательно таких договоров и решений судов после установления Халифата, за исключением трёх случаев:

Если дело завершено, реализовано, но имеет продолжающееся влияние, противоречащее точке зрения Ислама. Всевышний Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (02:278).

Посланник (с.а.с.) разрешил людям забрать начальный одолженный капитал без лихвы.  Передаёт Абу Дауд от Сулеймана ибн Амра, от его отца, который сказал, что Посланник Аллаха  (с.а.с.) во время проповеди на прощальном паломничестве сказал: «Поистине, любое ростовщичество, которое было во время джахилии, должно быть оставлено вами. Вам – ваш капитал, вы не обижаете, и вас не обижают».

 А также те, кто были женаты на более чем четырёх женщинах в соответствии с законами джахилии, после установления Исламского Государства были вынуждены оставить только четверых, остальных должны были развести. Передаёт ат-Тирмизи в его «Сунан» от Ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими): «Гайлян ибн Саляма ас-Сакафи стал мусульманином, а во времена джахилийи у него было десять жён; они приняли Ислам вместе с ним, и Пророк (с.а.с.) приказал ему выбрать четырёх из них».

Таким образом, договора, которые имеют продолжительное, непрерывное влияние, противоречащее Исламу, отменяются в обязательном порядке после установления Халифата.

Так же происходит, если дело касается тех, кто причинил страдания и вред Исламу и мусульманам, потому что Пророк (с.а.с.), когда завоевал Мекку, пролил кровь нескольких людей, которые причинили страдания и вред Исламу и мусульманам в джахилии. Передаёт ан-Насаи в его «Сунан» от Мусаба ибн Саада, от его отца, который сказал: «В день завоевания Мекки Посланник Аллаха (с.а.с.) обеспечил людям безопасность, за исключением четырёх мужчин и двух женщин; он сказал: «Убейте их, даже если вы найдёте их цепляющимися за покрывало Каабы»». И это произошло, несмотря на то, что Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Ислам стирает то, что было до него», приводят Ахмад и ат-Табарани от Амра ибн аль-Ааса. То есть тот, кто причинил боль и вред Исламу и мусульманам, является исключением из этого хадиса.

Пророк (с.а.с.) позже помиловал некоторых из них, как, например, помилование Икримы ибн Абу Джаля. А поэтому халиф может возбудить дело против таких людей, но может и простить их. Это относится к тем, кто пытал мусульман и издевался над ними из-за того, что они говорили истину, или к тем, кто надругался над Исламом – на всех подобных людей хадис «Ислам стирает то, что было до него» не распространяется, они являются исключением из него, и их дело рассматривается согласно тому, что скажет халиф.

Так же поступают, если дело связано с отнятыми, захваченными деньгами, так как Пророк (с.а.с.) принял обвинения одного человека против другого, который обвинил своего оппонента в захвате земли во времена джахилии. Передаёт Муслим в его «Сахих» от Ваиля ибн Хаджара, который сказал: «Я был у Посланника Аллаха, и к нему подошли двое мужчин, спорящих о земле. Один сказал: «Вот этот спарился (т.е. соединил свой участок) с моей землёй, Посланник Аллаха!» Это был Имру аль-Кайс ибн Абис аль-Кяндий, его оппонентом был Рабиа ибн Абдан. Он (с.а.с.) потребовал: «(Приведи) твоё явное (доказательство)!». Тот ответил: «У меня нет явного (доказательства)». Он (с.а.с.) сказал: «(Тогда достаточна) клятва его». Тот возмутился: «Но тогда он уведёт её (мою землю)!». Он (с.а.с.) сказал: «Тебе не остаётся ничего другого». Когда тот поднялся, чтобы поклясться, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто несправедливо отрезал (себе чьей-то) земли, тот встретит Аллаха Разгневанным на него»».

На основе этого выводится, что против каждого, кто захватил землю, или скот, или деньги, принадлежащие отдельным лицам или общественной и государственной собственности, может быть возбуждено дело.

Все другие случаи, кроме этих трёх вышеперечисленных – контракты, договора, судебные дела и т.д. – не аннулируются и не возбуждаются, если приведены в исполнение и реализованы до установления Халифата. Например, не принимается иск человека, которого осудили несправедливо и приговор уже был приведён в исполнение до установления Халифата, потому что решение вынесено и приговор приведён в исполнение. Такой человек может надеяться только на суд Аллаха. Но если человек, например, осуждён на десять лет, а просидел только два года, а затем установился Халифат, то в этом случае его вопрос остаётся на усмотрение халифа: он может отменить решение суда в корне, и человек выйдет из тюрьмы невиновным, либо решить, что этих двух лет достаточно для такого дела и выпустить человека из тюрьмы, либо изучить решение, и применить закон Шариата, особенно в вопросах, связанных с правами людей.

Уважаемые братья, до следующих встреч с другим хадисом Посланника Аллаха (с.а.с), и мы оставляем вас с заботящимся о вас Аллахом. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


23 Раджаба 1435 г.х.
22.05.2014

Договора, сделки и судебные дела до построения Халифата