29
Пт, март

Компания в Исламе

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Мы приветствуем всех вас, наши любимые братья во всём мире, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». И мы хотим начать с наилучшим приветствием – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

От Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я третий партнёр между двумя партнёрами, пока каждый из них честен к другому и не предаёт его. А если один из них предаст другого, то Я покидаю их»», передают Абу Давуд и аль-Хаким.

Автор «Авни-уль-маъбуд фи шархи Сунан Абу Дауд» сказал: «Я третий партнёр между двумя партнёрами», – т.е. вместе с ними с благом, сохранностью, с наделением обильного удела и хранением денег и имущества.

«то Я покидаю их», –  то есть исчезает благо с исчезновением сохранности между ними.

Разайн, добавив к вышесказанному, сказал, что Аллаху «на смену приходит Дьявол» и становится третьим партнёром между ними.

Ат-Тайбий, да смилуется над ним Аллах, сказал, что компания – это смешение средств, денег друг с другом так, что нет различия между ними, а то, что Аллах – третий партнёр – это выражение метафорическое, оно означает то, что Всемогущий Аллах будет сохранять их, даст им благо и прибыль в их смешанных деньгах. Всевышний Аллах называл Себя третьим и сказал, что с предательством третьим вместо него становится Сатана.

Из этого понимается, что компания предпочтительна в Исламе, а благо и благословение в таком деле связано с Всевышним Аллахом в отличие от предпринимателя-одиночки, потому что каждый из двух партнёров стремится работать ради счастья и удовольствия партнёра...

В арабском языке лексическое значение слова «компания» – это объединение двух и более сторон, не отличающихся друг от друга. Согласно Шариату, компания – это договор между двумя или более лицами о выполнении определённого коммерческого дела с целью получения прибыли. Как и другие договора, договор о компании требует одновременного наличия предложения и согласия. Предложение – это когда одна из сторон говорит: «Я сделал тебя своим компаньоном в таком-то деле», а согласие – когда другая сторона отвечает: «Я принял твоё предложение, то есть согласился». Однако говорить вышеупомянутые фразы не является обязательным условием, а необходимо наличие словесного или письменного обращения одной стороны к другой, указывающего на предложение быть компаньоном, и принятие этого со стороны второго лица. Соглашение только на участие или только на вкладывание имущества для участия в каком-то предприятии не считается договором. Договор должен включать в себя смысл соучастия в чём-либо, чтобы было известно, в чём конкретно участвуют партнёры. Условием достоверности договора о компании является следующее:

1. Предметом договора должно быть отдельное самостоятельное действие.

2. Данное действие должно предоставлять каждому партнёру право представительства всей компании, чтобы извлекаемая польза делилась между всеми партнёрами.

Компания является дозволенной, так как в эпоху ниспослания Пророка ﷺ люди занимались таким видом деятельности, а Посланник Аллаха ﷺ не возразил на это. Таким образом, молчаливое согласие Посланника Аллаха ﷺ на занятие людьми таким видом деятельности является шариатским доказательством на его позволительность.

Бухари передаёт от Сулаймана ибн Абу Муслима, что Абу аль-Минхаль сказал: «Я и мой партнёр купили некую вещь за наличный расчёт и в кредит. К нам пришёл Аль-Бараа ибн Азиб и мы спросили его, а он ответил: «Я и мой компаньон Зайд ибн Аркъам сделали то же самое, и когда мы спросили Посланника Аллаха ﷺ об этом, он ответил нам:

«Возьмите то, что вы взяли за наличный расчёт, а что в кредит – верните»».

Приводит ад-Дарикъутний от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:

«Всевышний Аллах сказал: «Я являюсь третьим среди двух компаньонов, пока один не предаст другого. И если предаст его, Я выхожу»».
Дозволяется формировать компании как между мусульманами и мусульманами также и между зиммиями и зиммиями, а также между мусульманами и зиммиями. Мусульманину позволяется работать совместно с христианами, язычниками или другими зиммиями. Передаёт Муслим от Абдуллаха ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ совместно работал с евреями, жителями Хайбара, за часть полученного урожая посевов или плодов. Передаёт Бухари от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ купил у евреев еду (в долг) и дал им в качестве залога свою кольчугу. Передаёт Тирмизий, что Ибн Аббас сказал: «Когда Посланник Аллаха ﷺ умер, его кольчуга осталась в залог на 20 саъ еды, которую он взял для семьи». Передаёт Тирмизий от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ заказал одному еврею два комплекта одежды с условием, что выплатит стоимость, когда будет возможность. Таким образом, совместная работа с евреями, христианами и другими зиммиями является дозволенной, и так же дозволяется вести с ними торговлю, за исключением запрета продажи спиртного и свинины для зиммия, когда он является компаньоном мусульманина в каком-либо дозволенном деле. А что касается денег, полученных от продажи зиммием спиртного и свинины до компаньонской работы с мусульманином, то позволяется применить их в деле компании. Компания составляется только лицами, имеющими право распоряжаться вложенными деньгами, поскольку это является договором о распоряжении вложенными деньгами, который недопустимо заключать с теми, кто не имеет на это права. И поэтому умалишённый и каждый, кто не имеет права на распоряжение вложенными деньгами – не может быть компаньоном.

Уважаемые братья, до следующих встреч с другим хадисом Посланника Аллаха ﷺ, и мы оставляем вас с заботящимся о вас Аллахом. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


29 Раджаба 1435 г.х.
28.05.2014

Главное меню