25
Вс, авг

Компания в Исламе

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Мы приветствуем всех вас, наши любимые братья во всём мире, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». И мы хотим начать с наилучшим приветствием – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

От Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я третий партнёр между двумя партнёрами, пока каждый из них честен к другому и не предаёт его. А если один из них предаст другого, то Я покидаю их»», передают Абу Давуд и аль-Хаким.

Автор «Авни-уль-маъбуд фи шархи Сунан Абу Дауд» сказал: «Я третий партнёр между двумя партнёрами», – т.е. вместе с ними с благом, сохранностью, с наделением обильного удела и хранением денег и имущества.

«то Я покидаю их», –  то есть исчезает благо с исчезновением сохранности между ними.

Разайн, добавив к вышесказанному, сказал, что Аллаху «на смену приходит Дьявол» и становится третьим партнёром между ними.

Ат-Тайбий, да смилуется над ним Аллах, сказал, что компания – это смешение средств, денег друг с другом так, что нет различия между ними, а то, что Аллах – третий партнёр – это выражение метафорическое, оно означает то, что Всемогущий Аллах будет сохранять их, даст им благо и прибыль в их смешанных деньгах. Всевышний Аллах называл Себя третьим и сказал, что с предательством третьим вместо него становится Сатана.

Из этого понимается, что компания предпочтительна в Исламе, а благо и благословение в таком деле связано с Всевышним Аллахом в отличие от предпринимателя-одиночки, потому что каждый из двух партнёров стремится работать ради счастья и удовольствия партнёра...

В арабском языке лексическое значение слова «компания» – это объединение двух и более сторон, не отличающихся друг от друга. Согласно Шариату, компания – это договор между двумя или более лицами о выполнении определённого коммерческого дела с целью получения прибыли. Как и другие договора, договор о компании требует одновременного наличия предложения и согласия. Предложение – это когда одна из сторон говорит: «Я сделал тебя своим компаньоном в таком-то деле», а согласие – когда другая сторона отвечает: «Я принял твоё предложение, то есть согласился». Однако говорить вышеупомянутые фразы не является обязательным условием, а необходимо наличие словесного или письменного обращения одной стороны к другой, указывающего на предложение быть компаньоном, и принятие этого со стороны второго лица. Соглашение только на участие или только на вкладывание имущества для участия в каком-то предприятии не считается договором. Договор должен включать в себя смысл соучастия в чём-либо, чтобы было известно, в чём конкретно участвуют партнёры. Условием достоверности договора о компании является следующее:

1. Предметом договора должно быть отдельное самостоятельное действие.

2. Данное действие должно предоставлять каждому партнёру право представительства всей компании, чтобы извлекаемая польза делилась между всеми партнёрами.

Компания является дозволенной, так как в эпоху ниспослания Пророка (с.а.с.) люди занимались таким видом деятельности, а Посланник Аллаха (с.а.с.) не возразил на это. Таким образом, молчаливое согласие Посланника Аллаха (с.а.с.) на занятие людьми таким видом деятельности является шариатским доказательством на его позволительность.

Бухари передаёт от Сулаймана ибн Абу Муслима, что Абу аль-Минхаль сказал: «Я и мой партнёр купили некую вещь за наличный расчёт и в кредит. К нам пришёл Аль-Бараа ибн Азиб и мы спросили его, а он ответил: «Я и мой компаньон Зайд ибн Аркъам сделали то же самое, и когда мы спросили Посланника Аллаха (с.а.с.) об этом, он ответил нам:

«Возьмите то, что вы взяли за наличный расчёт, а что в кредит – верните»».

Приводит ад-Дарикъутний от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал следующее:

«Всевышний Аллах сказал: «Я являюсь третьим среди двух компаньонов, пока один не предаст другого. И если предаст его, Я выхожу»».
Дозволяется формировать компании как между мусульманами и мусульманами также и между зиммиями и зиммиями, а также между мусульманами и зиммиями. Мусульманину позволяется работать совместно с христианами, язычниками или другими зиммиями. Передаёт Муслим от Абдуллаха ибн Умара, что Посланник Аллаха (с.а.с.) совместно работал с евреями, жителями Хайбара, за часть полученного урожая посевов или плодов. Передаёт Бухари от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) купил у евреев еду (в долг) и дал им в качестве залога свою кольчугу. Передаёт Тирмизий, что Ибн Аббас сказал: «Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) умер, его кольчуга осталась в залог на 20 саъ еды, которую он взял для семьи». Передаёт Тирмизий от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) заказал одному еврею два комплекта одежды с условием, что выплатит стоимость, когда будет возможность. Таким образом, совместная работа с евреями, христианами и другими зиммиями является дозволенной, и так же дозволяется вести с ними торговлю, за исключением запрета продажи спиртного и свинины для зиммия, когда он является компаньоном мусульманина в каком-либо дозволенном деле. А что касается денег, полученных от продажи зиммием спиртного и свинины до компаньонской работы с мусульманином, то позволяется применить их в деле компании. Компания составляется только лицами, имеющими право распоряжаться вложенными деньгами, поскольку это является договором о распоряжении вложенными деньгами, который недопустимо заключать с теми, кто не имеет на это права. И поэтому умалишённый и каждый, кто не имеет права на распоряжение вложенными деньгами – не может быть компаньоном.

Уважаемые братья, до следующих встреч с другим хадисом Посланника Аллаха (с.а.с), и мы оставляем вас с заботящимся о вас Аллахом. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


29 Раджаба 1435 г.х.
28.05.2014