Мы приветствуем вас, дорогие братья, на новой серии нашей программы «Вместе со священным хадисом». И начинаем наилучшим приветствием: мир вам от Аллаха, Его милость и благословение.
Передаёт Муслим в своём достоверном сборнике, сказав: «Сообщается, что Алькама ибн Ваиль аль-Хадрамий, передав от своего отца, сказал:
— (Однажды) Салама ибн Йазид аль-Джуъфий спросил Посланника Аллаха ﷺ: «О Пророк Аллаха, скажи, что ты повелишь нам делать, если власть над нами получат такие правители, которые будут требовать от нас полагающееся им, но станут отказывать нам в том, что причитается нам?», — но Пророк ﷺ отвернулся от него. Затем он снова спросил об этом Пророка ﷺ, и Пророк ﷺ вновь отвернулся от него. Когда же он спросил об этом Пророка ﷺ в третий раз, Пророк ﷺ сказал:
اسْمَعُوا وَأَطِيعُوا فَإِنَّمَا عَلَيْهِمْ مَا حُمِّلُوا وَعَلَيْكُمْ مَا حُمِّلْتُمْ
«Слушайте и повинуйтесь, ибо они понесут ответственность за то, что возложено на них, а вы — за то, что возложено на вас».
Послушание и повиновение являются общим знаменателем среди тех хадисов и аятов, которые затрагивают отношение Уммы и правителя… Послушание и повиновение являются обязанностью каждого мусульманина, и мусульманин не может ослушаться правителя до тех пор, пока правитель руководствуется законами Шариата. И это происходит вопреки некоторым нарушениям и ошибкам, которые может совершить халиф или валии, если эти нарушения и ошибки не привели к пренебрежению законами, установленными государством, которые вытекают из Книги Аллаха и Сунны Его Пророка ﷺ.
Государство Халифат базируется на исламской идее — доктрине, из которой вытекает система жизни для индивида и общества. Что касается претворения этой системы государством, то оно рассчитано на людей. Передаёт Бухари со слов жены Пророка ﷺ Умм Саламы (р.а.), что однажды Посланник Аллаха ﷺ услышал шум спора у дверей своей комнаты, вышел к спорившим и сказал:
إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ وَإِنَّهُ يَأْتِينِي الْخَصْمُ ، فَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَنْ يَكُونَ أَبْلَغَ مِنْ بَعْضٍ ، فَأَحْسِبُ أَنَّهُ صَادِقٌ فَأَقْضِي لَهُ بِذَلِكَ ، فَمَنْ قَضَيْتُ لَهُ بِحَقِّ مُسْلِمٍ ، فَإِنَّمَا هِيَ قِطْعَةٌ مِنَ النَّارِ فَلْيَأْخُذْهَا ، أَوْ لِيَتْرُكْهَا
«Поистине, я — только человек, а люди приходят ко мне со своими спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более красноречив, чем другой, и я посчитаю, что он сказал правду, и вынесу решение в его пользу на основании этого. Однако если я (по ошибке) решу отдать ему то, что по праву принадлежит другому мусульманину, это будет не чем иным, как частью пламени Ада! Так пусть он возьмёт это или откажется от этого».
Также передаёт ат-Тирмизи, что Пророк ﷺ сказал:
وَإِنِّي لَأَرْجُو أَنْ أَلْقَى رَبِّي، وَلَيْسَ أَحَدٌ مِنْكُمْ يَطْلُبُنِي بِمَظْلِمَةٍ فِي دَمٍ وَلَا مَالٍ
«Я хочу предстать перед Аллахом, и чтобы никто не требовал с меня возмездие за несправедливость, которую я возможно причинил ему в его имуществе и крови».
Это указывает на то, что Пророк ﷺ вёл две миссии: пророческую миссию и миссию правителя мусульман для претворения законов Аллаха. Каждую миссию он осуществлял согласно требуемым условиям. Что касается качества безгрешности Пророка ﷺ, то оно исходит из того, что он является пророком, а не правителем, потому что безгрешность является качеством пророков и посланников, несмотря на то, правят они по Шариату Аллаха, или же их миссия ограничена доведением только лишь самого послания. Муса (а.с.), Иса (а.с.) и Ибрахим (а.с.) безгрешны так же, как и Мухаммад ﷺ. Безгрешность требуется пророчеством и посланием, но не правлением. Что касается того, что Пророк ﷺ во время правления не совершал харама и не делал упущений в обязательных делах, то это исходит из того, что он безгрешен с точки зрения пророчества и послания, но не с точки зрения того, что он — правитель. Осуществление Пророком ﷺ правления не требует обладания качеством безгрешности, и всё же он ﷺ оставался безгрешным, и это происходило с точки зрения того, что он был пророком и посланником. А поэтому Пророк ﷺ управлял государством как человек, правящий людьми, и поэтому всех Исламского Государства не безгрешны и не защищены от ошибок и грехов. Халифы, как и остальные люди, могут забыть, совершить ошибки, грехи и проявить явное неверие. И в таком случае Пророк ﷺ приказывает нам не повиноваться им. Напротив, он приказывает сражаться с ними. Сообщается от Убады ибн ас-Самита (р.а.), который сказал: «Мы поклялись Посланнику Аллаха ﷺ в том, что будем слушать и повиноваться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого (полученными) от Аллаха Всевышнего».
Следовательно, Исламское Государство — это государство людей, и его правители не являются пророками, они не безгрешны. Напротив, они — люди, которые могут ошибаться и быть правыми. Ни учёные, ни правители, ни подданные этого государства не безгрешны… Напротив, Исламское Государство, которое также именуется Халифатом, является общим руководством мусульман в этой жизни… Если мусульмане в какой-либо стране дадут присягу халифу, то мусульманам в других частях мира запрещается устанавливать другой Халифат. Пророк ﷺ сказал:
إِذَا بُويِعَ لِخَلِيفَتَيْنِ فَاقْتُلُوا الْآخَرَ مِنْهُمَا
«Если будет дана присяга двум халифам, то одного из них убейте».
Государство Халифат — это государство, которым правят люди, а они не безгрешны, они — не пророки, и не говорится, что это — божественное государство… В этом государстве мусульмане дают присягу халифу, чтобы он правил по законам Аллаха.
Дорогие братья, мы вверяем вас Аллаху и оставляем вас до следующей встречи и следующего хадиса. Мир вам от Аллаха, Его милость и благословение.
27 Раджаба 1438 г.х.
24.04.2017 г.