22
Пт, март

Нужда в имуществе для поддержания жизни

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Приветствуем вас, дорогие братья и сёстры, по всему миру в рамках нового выпуска из серии «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с наилучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Имам Ахмад передаёт, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَيُّمَا أَهْلُ عَرْصَةٍ أَصْبَحَ فِيهِمْ امْرُؤٌ جَائِعٌ فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُمْ ذِمَّةُ اللَّهِ تَعَالَى

«Если один из жителей какого-нибудь двора окажется голодным, то они все лишаются покровительства Всевышнего Аллаха».

Также аль-Баззар передаёт от Анаса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَا آمَنَ بِي مَنْ بَاتَ شَبْعَانَ، وَ جَارُهُ جَائِعٌ إِلَى جَنْبِهِ، وَهُوَ يَعْلَمُ بِهِ

«Не уверует в Меня тот, кто провёл ночь сытым, зная о том, что его сосед голоден».

В книге шейха Такыюддина ан-Набхани (да помилует его Аллах) «Экономическая система в Исламе» в теме «Причины приобретения богатства» говорится:

Одной из причин приобретения собственности является нужда в имуществе для поддержания жизни. Ведь жизнь — это право каждого человека. И это должно обеспечиваться правом, а не в результате дара или сострадания. Способом, гарантирующим гражданину Исламского Государства добывать себе средства на пропитание, является обеспечение его работой. В случае, если работа для него станет невозможной, то государство должно предоставлять ему пропитание, потому что государство несёт ответственность за своих подданных и за обеспечение их в том, в чём они нуждаются. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

الإِمَامُ الَّذِي عَلىَ النَّاسِ رَاعٍ وَ هُوَ مَسْؤُلٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Предводитель, возглавляющий людей, является пастырем, и он ответственен за свою паству» (Бухари от Ибн Умара).

Если гражданин не смог найти себе работу, не в состоянии работать по причине болезни, старости или по другим причинам нетрудоспособности, то ответственность за него несёт тот, кто, согласно Шариату, должен содержать его. В случае отсутствия или несостоятельности того, кто должен содержать его, ответственность за содержание переходит на Байт уль-Маль, то есть на государство. К тому же, он имеет в Байт уль-Маль другое право — это закят. Всевышний Аллах говорит:

وَ ٱ لَّذِينَ فِيٓ أَمۡوَٰلِهِمۡ حَقّٞ مَّعۡلُومٞ ٢٤ لِّلسَّآئِلِ وَ ٱ لۡمَحۡرُومِ

«Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (70:24–25).

Это право, которое в обязательном (фард) порядке должны выплачивать богатые. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا ٱ لصَّدَقَٰتُ لِلۡفُقَرَآءِ وَ ٱ لۡمَسَٰكِينِ

«Милостыни — для неимущих и бедных…» (9:60).

Заканчивая этот священный аят, Всевышний Аллах твёрдо заявил:

فَرِيضَةٗ مِّنَ ٱ للَّهِۗ

«В качестве фарда от Аллаха» (9:60).

То есть это является обязательным (фард) правом. Если государство сделает упущение в этом, а мусульмане проявят небрежность в обязанностях отчитать его и обеспечить нуждающихся (что вообще немыслимо в отношении мусульман), то в этом случае индивидуум может где угодно взять то, что сохранит его жизнь. При этом не существует разницы, является ли данное имущество частным или государственным.

Поскольку жизнь является одной из причин получения имущества, Законодатель не посчитал взятие еды во время голода воровством, за которое налагается отсечение кисти. Приводится от Абу Умамы, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَا قَطْعَ فِي زَمَنِ الْمَجَاعَةِ

«Нет отсечения во время голода».

Также Шариат гарантировал индивидууму право иметь необходимое для существования имущество посредством законодательства и наставления.

Если взглянуть на мусульманские страны, то можно увидеть, как мусульман охватили нищета и голод, словно они стали сиротами. Мусульманам и всему человечеству следует незамедлительно претворить положения Шариата, которые предоставляют каждому его права в отличие от капитализма. Всевышний Аллах говорит:

وَمَنۡ أَحۡسَنُ مِنَ ٱللَّهِ حُكۡمٗا لِّقَوۡمٖ يُوقِنُونَ

«Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (5:50).

Невозможно достичь справедливости Ислама и Шариата без халифа мусульман, избранного по методу пророчества.

Дорогие слушатели, до новых встреч при изучении следующего хадиса Пророка (с.а.с.). Да хранит вас Аллах. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

 

23 Рабиъ ус-сани 1440 г.х.
30.12.2018 г.