01
Ср, мая

Ответ на вопрос относительно мертвых земель и хараджа в отношении зиммия

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Адресован Заман аль-Гурба.

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва барякятуху!

У меня есть два вопроса, которые не оставляют меня в покое. В книге «Экономическая система Ислама» есть тема по поводу невозделанных заброшенных земель на территории хараджа. Также тема повторяется в книге «Фонды». Там говорится, что к заброшенным землям на территории харадж относятся как к ушри землям, если ее владельцем становится мусульманин, который, впоследствии, имеет право огородить ее, владеть ею. За это он не облагается хараджем, а только лишь ушром. Что же касается зиммия в этом отношении, то он не обладает правом владения, и должен уплачивать харадж. Вопрос: почему немусульманин не может обладать данной землей, ведь она с одной стороны перешла в категорию земель ушр, которую стало возможным огородить и владеть ею? Ведь в основе к ней необходимо относится как к землям ушр, как это уместно с мусульманином в первом случае.

Второй вопрос: Почему мы говорим, что зиммий платит харадж за земли ушр, ведь харадж не платится за ушри земли? В основе должен быть тот подход,  который был изначально установлен, и мы не должны говорить о харадже, потому что он несет в себе шариатское понимание, тут же мы пошли в разрез с определением, когда назвали имущество, взятое с зиммия за ушри земли, хараджем. По какой причине не уместен иджтихад по поводу наименования данного имущества иначе? Пусть Аллах воздаст благом.

Ответ:

Ва алейкум салам ва рахматуллахи ва баракятух!

1. Заброшенные невозделанные земли бывают либо на территориях ушри, либо хараджи земель;

а) Что касается ушри территорий, то оживление на них земель позволяет оставлять их в положении ушри земель. Если данные земли оживляет мусульманин, то он становится владельцем, как самой земли, так и ее пользы, и выплачивает в качестве закята ушри налог. Если же данные земли оживляет немусульманин, т.е. зиммий, то она продолжает оставаться ушри землей, он становится владельцем, как самой земли, так и пользы. Однако немусульманин выплачивает в качестве налога харадж, а не ушр, потому как ушр расценивается как закят, а закят с немусульманина не полагается. За земли сельскохозяйственного назначения выплачивается либо ушр, согласно нормам Шариата, либо харадж. А так как ушр не берется с немусульман, поэтому он платит харадж.

б) Что касается заброшенных земель на территории харадж, то их два вида:

- Харадж земля, ранее облагаемая налогом харадж, затем ставшая заброшенной. Если идет речь о ее оживлении равно как мусульманином, так и немусульманином, ее реальность не меняется, она продолжает оставаться харадж землей, за которую как мусульманин, так и немусульманин выплачивают харадж налог.

- Второй вид хараджи земель, это те мертвые земли ранее которые не облагались хараджем. Если такие земли оживляет мусульманин, тогда они становятся ушри землями, и он платит ушр налог. Если же их оживляет немусульманин – зиммий, тогда реальность этой земли не изменяется, она продолжает оставаться землей харадж, за которую зиммий выплачивает харадж налог.

в) Что касается того, почему мы говорим, что владелец земли немусульманин – зиммий должен выплачивать харадж за земли ушр, то это в связи с тем, что земля как таковая не перестает нести своей задачи, как земля ушри, за которую мусульманин платит ушр налог в качестве закята. А т.к. закят не принимается от зиммия и потому как земли сельскохозяйственного назначения не должна переставать нести своей задачи согласно нормам Шариата, следовательно, зиммий, когда приобретает их в собственность, должен выплачивать харадж.

- Чтобы пояснить данное обстоятельство, а именно что земля с сельскохозяйственным назначением не перестает нести своей задачи, следует упомянуть следующее: доказательства, которые имеются о законах земли, определяют ее либо как землю ушр, либо как землю харадж. К числу этих доказательств относятся:

* Доказательства норм земель с сельскохозяйственным назначением, приводимые в Шариате:

Общие доказательства касательно любой земли, они обязывают выплату за землю закята ушр либо половину ушра в соответствии с нормами Шариата:

فِيمَا سَقَتْ الأَنْهَارُ وَالْغَيْمُ الْعُشُورُ، وَفِيمَا سُقِيَ بِالسَّانِيَةِ نِصْفُ الْعُشْرِ

«С земли, орошаемой реками и дождем, выплачивается ушр, а с земли, орошаемой искусственным способом – половина ушра».

* После завоеваний возникла новая проблема касательно земель, которые были выведены из общего текста, и для них был установлен харадж. Абу Убайда передает: «Нам рассказал Язид ибн Харун от ибн Абу Зиъб, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ решил касательно жителей Бахрейна, принявших Ислам, что они сохранили свои жизни и имущество, кроме земли. Эта земля является трофеем мусульман, потому что эти люди отказывались от принятия Ислама». Также Умар (р.а.) вынес решение о земле ас-Савад, сказав: «Я решил оставить земли у их крестьян и установить на эти земли харадж…».

* Поэтому все земли в Дар-уль-Ислам облагаются закятом, за исключением определенного вида земли, на которую возлагается харадж.

* Общий закон сохраняет свое общее указание: «Со всякой земли в Дар-уль-Ислам мусульманин выплачивает закят», согласно положениям Шариата. Из этого общего закона исключается то, что выделено другим текстом «Хараджий земля».

2. Вышесказанное касалось норм земель с сельскохозяйственным назначением, кои облагаются либо налогом ушр, либо харадж. Именно так следует классифицировать все земли с сельскохозяйственным назначением. Т.е. они не перестают осуществлять своей функции, и помимо ушри и хараджи земель третьего вида не существует.

3. Что касается ваших слов, что понятие харадж несет в себе шариатское значение, и когда зиммий выплачивает харадж за ушри земли выходит, что мы противоречим этому шариатскому значению понятия харадж, то подобные слова неправильны. Потому что хараджи земли, обращая внимание на саму реальность земель как на ушри либо хараджи земли, не содержат в себе иллята с точки зрения доказательств, придающих им определенное описание. Земля сама по себе – земля, данное слово есть первообразным (исм джамид). Одна земля может быть ушри и рядом с ней может находиться земля харадж. Нет между ними никакой разницы, ни в самом качестве земли, ни с точки зрения посевов. Слово «харадж» не представляет собой описание определенной реальности связанной с хукмом. По этой причине выплата зиммием хараджа за ушри земли, владельцем которых он является, не противоречит понятию хараджа.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
09 Зуль-Каада 1434 г.х.
15.09.2013

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=212172988950786

Главное меню