11
Сб, мая

О работе правления и административной работе

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован Мухсину Азамат.

Вопрос:

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Наш дорогой амир, пусть Аллах откроет перед вами двери Рая и победы!

Я много думал, отправлять вам этот вопрос или нет. Зная вашу занятость, задачи перед вами и множество того, с чем вам приходится сталкиваться, я не хотел вас отягощать,… однако огромное желание пообщаться с вами преодолело меня. Потому я прошу извинить меня за мое желание, которое одолело разум.

Наш дорогой амир, я остановился у текста, который озадачил меня, и это подтолкнуло меня обратиться к вам. В книге «Халифат» приводится следующий текст: «Если в одно и то же время в разных странах будет заключен Халифат с двумя халифами, Халифат не будет считаться заключенным для них, так как недопустимым является то, чтобы у мусульман было два халифа. Нельзя сказать, что в расчет принимается присяга, которая дана самому первому из них, потому что вопрос не состоит в том, кто из них опередит другого, а состоит в установлении халифа и потому, что Халифат – есть право всех мусульман, а не халифа. В случае если мусульмане установили двух халифов, то они должны пересмотреть дело, и, в итоге, установить одного халифа. При наличии двух халифов это положение нельзя урегулировать посредством жребия, поскольку Халифат является договором, а жребий не имеет отношения к договорам». Я понял из этого текста то, что в договорах недопустим жребий. Но когда я обратился к закону о выборах у нас в статье 19, там приводится следующий текст: «если набранные голоса кандидатов уравнялись, а необходимое количество кандидатов является один, то между ними бросается жребий». Так в чем же разница между этими ситуациями, разве наши выборы кандидатов не являются договором. Прошу извинить меня за отсутствие лаконичности. Пусть Аллах даст вам скорейшую победу, сопутствует вам и принесет победу вашими руками. И я люблю вас ради Аллаха, пусть Аллах сопутствует вам!

Ответ:

Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятух!

Что касается выборов халифа, то Ислам обязывает, чтобы у мусульман был только один халиф – это тот, который обладает первой правильной присягой. Если же этому последует другой халиф, препирающийся с ним, то его убивают. Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Если присяга дана двум халифам, то убейте второго из них» (вывел Муслим от Абу Саида аль-Худрий). Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «… и нет пророка после меня, но будут халифы, и их будет много», ему сказали: «Что ты прикажешь нам?» Он сказал: «соблюдайте присягу первому и после него первому…» (вывел Муслим от Абу Хурайры). Т.е. тот, на кого возложено дело правления и ему дали правильную присягу перед другим, он и является обладателем присяги, которую необходимо соблюдать. А присяга второму является недействительной, соблюдение которой абсолютно запрещено. Потому тема касается того, кому первому была дана правильная присяга – он и будет являться шариатским правителем, у которого запрещено отнимать власть.

Если же присяга была дана двум халифам, то в таком случае нет халифа, которому присяга была первому. И тексты хадисов, и их понимание говорит о том, что шариатским халифом является тот, кому присяга была дана первому, потому необходимо претворять именно этот хукм, т.е. соблюдение присяги первому. А это не может произойти при помощи жребия, т.к. жребий – это не присяга, а потому необходимо провести выборы заново.

Что же касается административной работы (управления – аль-идара), то ее упорядочивает пригодный для этого человек, т.к. данная работа находится в области дозволенного (мубах), кроме случая, если не передан текст о ней конкретно, тогда претворяется этот текст. Так, например, рабочий график начинается с 8.00 или же с 9.00 – это не нуждается в шариатском тексте. Также организация движения, когда по одной улице оно разрешено, а по другой запрещено, то это так же не нуждается в шариатском тексте, напротив это регулирует пригодный для этого человек. Также выборы в Маджлис-уль-вилая или же их назначение не нуждается в тексте, а организовывается пригодным для этого человеком, и будет ли их число 5, 6 или 10 – также не нуждается в тексте, а определяется пригодным для этого человеком. Потому, если для дела администрации оказались пригодными два человека, а необходимость в лишь одном, то бросается жребий между ними, а также назначается пригодным для этого человеком.

В итоге, дело правления отличается от административных дел с точки зрения указывающих на них текстов. Так, первое нуждается в тексте относительно него, а второе находится в области дозволенного (мубах), кроме случая, если на это не передан конкретный текст.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
18 Зуль-Хиджа 1434 г.х.
23.10.2013

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=224337411067677

Главное меню