19
Вс, мая

Об искренности в покаянии в грехах

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован Ahla Arch.

Вопрос:

Ассаламу Алейкум ва рахматуллахи ва барякятуху. Да поможет и сопутствует вам Аллах!

Хотелось бы получить ответ на вопрос, который очень пугает очень меня: если раскаявшийся за совершенный грех опять совершил его, то, что со старым грехом, пишется ли снова? Так как приводится, что искреннее раскаяние это не возвращение к этому греху больше никогда. О словах Аллаха «Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» говорится, что это раб, который искренне раскаялся и больше никогда не совершал этот грех.

И второе, если человек вышел из Ислама, а затем вернулся в Ислам – стираются ли все его благие дела и остаются только плохие? Ведь приводится же от Посланника Аллаха ﷺ: «Один человек сказал: «Аллах не простит того-то!», и тогда Аллах ниспослал откровение одному из пророков: «Поистине, это ошибка, и пусть он заново возьмется за деяния». Сказали, что фраза «возьмется за деяния» означает то, что он потерпел неудачу провал, и, следовательно, он должен повторить деяния. Потому что говорится, что если кто-то испортил омовение во время совершения намаза, то теряет намаз и должен переделать его. Этот вопрос очень беспокоит меня. Если я покаюсь за неверие, которое я совершил, стираются ли все мои благие деяния и остаются все плохие деяния, которые я совершил за свою жизнь?? Я помню, как я сказал своему другу, когда он обвинял Хизб ут-Тахрир, я сказал ему: «Клянусь Аллахом, ты ответишь за эти слова в Судный день».

Да сохранит вас Аллах.

Ответ:

Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятух!

1 – Искреннее покаяние в грехе по-настоящему осуществляется при четырех составляющих:

  • полный отказ от этого греха,
  • сожаление о совершенном проступке,
  • намерение и решение больше не возвращаться к нему,
  • и если это было связано с правом человека, то необходимо восстановить ему это право или получить его прощение.

Во всем этом он должен быть искренним с Аллахом, ведь Аллах ведает явное и тайное ...
Всевышний Аллах приказал верующим искреннее раскаяние для искупления грехов. Он сказал:

يا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إلى اللَّهِ تَوبَةً نَصُوحَاً عَسَى رَبُّكُمْ أنْ يُكَفِّرَ عَنْكُمْ سَيِّئاتِكُمْ وَيُدْخِلَكُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الأنْهَارُ

«О, те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки…» (66:08).

И кто искренне, добросовестно, соблюдая все условия, раскается, то его плохие деяния стираются, по воле Аллаха. Приводит Ибн Маджа от Абу Убайда бин Абдулла, от его отца, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покаявшийся подобен человеку, на котором никогда не было греха».

А то, что было передано от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что искреннее покаяние – это, когда человек никогда возвращается к этому греху, то есть, если он совершил его (грех), то покаяние его не принимается, то этот риваят является слабым. Приводит Ахмад в своем Муснаде, сказав: «Рассказал аль-Хаджарий от Абу аль-Ахвас от Абдуллы, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покаяние от греха – это раскаяться в нем, а затем не возвращаться к нему». Санад этого хадиса марфуъ, т.е. слабый.

Таким образом, искреннее покаяние, это твердо и искренне намереваться на то, чтобы никогда не возвращаться к этому греху. А если человек снова совершил тот же самый грех, то ему необходимо искренне покаяться, а не продолжать совершать этот грех, говоря, что нет мне прощения. Покаяться и просить прощения еще раз искренне чистосердечно, ведь Аллах знает явное и тайное... Он говорит:

وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُوا فَاحِشَةً أَوْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ ذَكَرُوا اللَّهَ فَاسْتَغْفَرُوا لِذُنُوبِهِمْ وَمَنْ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلا اللَّهُ وَلَمْ يُصِرُّوا عَلَى مَا فَعَلُوا وَهُمْ يَعْلَمُونَ 

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? И тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (03:135).

В хадисе (хасан) передается о свойстве покаяния, указывающее на этот аят. Хадис приводит Ахмад: «Нам рассказал Вакиъ сказав: «Нам рассказал Мисъар и Суфьян, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «… Абу Бакр сообщил мне, а Абу Бакр был правдивым, о том, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет человека, совершившего грех, который затем совершит омовение, и сделает это должным образом». Мисъар сказал: «…и затем совершит молитву». Суфьян сказал: «…затем совершит молитву в два раката, после чего попросит Великого и Всемогущего Аллаха о прощении, чтобы Он не простил его». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля», Ибн Маджах, Ибн Хиббан, в некоторых версиях сказано: «Аллах обязательно простит ему».

Таким образом, тот, кто покаялся в грехе, а затем снова вернулся к нему, он должен покаяться снова, и попросить прощения у Всевышнего Аллаха чистосердечно и искренне, надеясь на то, что Всевышний Аллах примет его покаяние. Повторение греха не закрывает двери покаяния, но необходимо, чтобы покаяние было таким, как мы уже упоминали: «Искреннее покаяние в грехе, по-настоящему осуществляется при четырех составляющих: полный отказ от этого греха, сожаление о том, что сделал, намерение и решение больше не возвращаться к нему, и если это было связано с правом человека, то необходимо восстановить ему это право или получить его прощение, и быть во всем этом быть честным с Аллахом. А Аллах знает сокровенно и явное...».

2 – Что касается неверующего, затем принявшего Ислам, остаются ли его предыдущие грехи? И мусульманина, который совершил неверие, затем захотел вернуться в Ислам, принимается ли его покаяние, чтобы он мог вернуться в Ислам, или не принимается его покаяние, и он не возвращается в Ислам? Ответ заключается в следующем:

А – Хадис-сахих вывел Ахмад от Шимаса, что Амр ибн аль-Аас, сказал: «Когда Аллах ввел в мое сердце Ислам, я пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы дать присягу ему. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, протянул мне свою руку, и я ему сказал: «О, Посланник Аллаха, я не дам тебе присягу, пока не простятся мне мои грехи!» Тогда Посланник Аллаха мне сказал: «О, Амр! Ты разве не знаешь, что переселение стирает все грехи?! О, Амр! Разве ты не знал, что Ислам стирает все твои прошлые грехи?!» Также хадис приводит аль-Байхакъий в «Сунан аль-Кубра», от Хабиба ибн Аби Авса, который сказал: «Мне рассказал Амр ибн аль-Аас, да будет доволен им Аллах. Он рассказал этот хадис в истории своего обращения в Ислам. Он сказал: «…затем я  подошел и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я дам тебе присягу взамен на то, что простятся мои прошлые грехи». Он сказал мне: «О, Амр! Присягни, поистине, Ислам стирает все прежние грехи, поистине, переселение стирает то, что было до него», и так я дал присягу».

Амр ибн аль-Аас был неверующим, и потом принял Ислам, и Пророк, да благословит его Аллах, сказал ему: «О, Амр, разве ты не знал, что Ислам стирает все твои прошлые грехи?!», то есть, его грехи, которые были до принятия Ислама, были стерты, по воле Всемогущего Аллаха.

Б – И потом, тот, кто был неверующим, и потом принял Ислам, затем снова совершил неверие, а затем вернулся снова в Ислам, Посланник Аллаха ﷺ, принял от него это. Хадис вывел ан-Насаий в его «Сунан» от Ибн Аббаса, который сказал: «Один из ансаров принял Ислам, но потом вышел из Ислама и совершил многобожие. После чего он глубоко сожалел об этом, и сказал своему народу: «Спросите Посланника Аллаха ﷺ обо мне, есть ли мне покаяние». Его народ пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Тот-то раскаялся и попросил нас спросить тебя: будет ли ему покаяние?» Тогда снизошли следующие аяты:

كَيْفَ يَهْدِي اللَّهُ قَوْمًا كَفَرُوا بَعْدَ إِيمَانِهِمْ وَشَهِدُوا أَنَّ الرَّسُولَ حَقٌّ وَجَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَاللَّهُ لا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ (٨٦) أُولَئِكَ جَزَاؤُهُمْ أَنَّ عَلَيْهِمْ لَعْنَةَ اللَّهِ وَالْمَلائِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ (٨٧) خَالِدِينَ فِيهَا لا يُخَفَّفُ عَنْهُمُ الْعَذَابُ وَلا هُمْ يُنْظَرُونَ (٨٨) إِلا الَّذِينَ تَابُوا مِنْ بَعْدِ ذَلِكَ وَأَصْلَحُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ (٨٩)

«Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Их воздаянием является проклятие Аллаха, ангелов и всех людей. Они пребудут в нем вечно! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки, кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах Прощающий, Милосердный» (3:86-89).

Также этот хадис приводит аль-Хаким в «Мустадрак» от Ибн Аббаса: «Мужчина из ансаров принял Ислам, затем оставил Ислам и присоединился к многобожникам, но потом раскаялся и сказал своему народу: «Спросите Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, есть ли для меня прощение». И он сказал: «Тогда снизошли аяты (вышеприведённые). И его народ сообщил ему об этом, после чего он принял Ислам». Хаким сказал, что этот хадис сахих с правильным иснадом.

В – Что же касается аята:

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا بَعْدَ إِيمَانِهِمْ ثُمَّ ازْدَادُوا كُفْرًا لَنْ تُقْبَلَ تَوْبَتُهُمْ وَأُولَئِكَ هُمُ الضَّالُّونَ

«Воистину, от тех, которые стали неверующими после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их раскаяние. Они и есть заблудшие» (03:90),

и аята:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا ثُمَّ كَفَرُوا ثُمَّ آمَنُوا ثُمَّ كَفَرُوا ثُمَّ ازْدَادُوا كُفْرًا لَمْ يَكُنِ اللَّهُ لِيَغْفِرَ لَهُمْ وَلا لِيَهْدِيَهُمْ سَبِيلا 

«Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверующими, затем опять уверовали, затем опять стали неверующими, а затем приумножили свое неверие» (04:137),

то они относятся к тем, кто совершил неверие и продолжает следовать неверию «а потом приумножили свое неверие», и их покаяние не принимается, пока они находятся в таком положении, то есть в приумножении неверия. Другими словами, это те, которые продолжают настаивать и следовать неверию, их покаяние не принимается, так как первое условие покаяния оставить этот грех. В толковании аята «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверующими, затем опять уверовали, затем опять стали неверующими, а затем приумножили свое неверие» у Куртубий говорится: «Этот аят снизошёл касательно жителей Мекки, они сказали: «Понаблюдаем за Мухаммадом, быть может, наши сомнения подтвердятся превратностью судьбы, и если станет ясно нам, что нужно возвращаться, то вернемся, и тогда Аллах ниспослал: «Воистину, от тех, которые стали неверующими после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их раскаяние. Они и есть заблудшие», то есть их раскаяние не будет принято, и они продолжают упорствовать в своем неверии. Он назвал это не принимающимся покаянием, так как у них не было решительности оставить свой грех, а Аллах принимает покаяние, в котором присутствует решительность.

В толковании аята:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا ثُمَّ كَفَرُوا ثُمَّ آمَنُوا ثُمَّ كَفَرُوا ثُمَّ ازْدَادُوا كُفْرًا لَمْ يَكُنِ اللَّهُ لِيَغْفِرَ لَهُمْ وَلا لِيَهْدِيَهُمْ سَبِيلا 

«Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверующими, затем опять уверовали, затем опять стали неверующими, а затем приумножили свое неверие» (04:137).

он сказал: «...а затем приумножили свое неверие», они настаивали на своем неверии». Конец цитаты.

3 – Что касается тех, которые сказали, что Аллах не простит тому-то…, то дело обстоит следующим образом:

А - Передают со слов Джундуба бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Один) человек сказал: «Клянусь Аллахом, не простит Аллах такого-то», и тогда Всемогущий и Великий сказал: «Кто клянётся Мною, что Я не прощу такого-то? Поистине, Я простил его, а твои дела сделал тщетными!» (Муслим). Этот же хадис приводит Байхакъий с немного другими словами, но с тем же смыслом.  

Также приводит этот хадис ат-Табарани в «Муъджам аль-Кабир» от Хаммада ибн Салама, от Абу Имрана, от Джундуба, что «один человек поклялся, что Аллах не простит такого-то, и тогда Всевышний Аллах ниспослал откровение Его Посланнику ﷺ: «Эти слова подобны преступлению, так пусть он (кто сказал это) возьмется (то есть совершит заново) за деяния».

В этих хадисах человек поклялся в том, что Аллах не простит такого-то, а так говорить нельзя. Как он может клясться в том, что Аллах не простит кого-то? Нет никого ни в небесах и на земле, кто знал бы сокровенное, как об этом сказал Аллах:

قُلْ لا يَعْلَمُ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالأرْضِ الْغَيْبَ إِلا اللَّهُ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ 

«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят» (27:65).

Всевышний Аллах наказал того, кто сказал это аннулированием его деяний, так как он поклялся в том, что Аллах не простит… и это касается только этого греха. То есть тот, кто клянется, осознавая то, что он говорит, что Аллах не простит тому-то, он относится именно к этому тексту, так как Всевышний Аллах упомянул о причине, которая аннулировала его деяния. В хадисе говорится: «Кто это такой, клянется Мной, что Я не прощу такого-то? Воистину, Я простил его и погубил твои дела». И также «кто тот, который клянется, что я не прощу такого-то».

Что же касается ваших слов, когда вы сказали ему: «Клянусь Аллахом, ты ответишь за эти слова в Судный день», как я вижу, это не касается того, о чем вы говорите. Вы поклялись о том, что он будет привлечен к ответственности. Каждый человек будет нести ответственность в Судный день, за благое и за дурное:

Всевышний говорит:

فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ فَيَقُولُ هَاؤُمُ اقْرَءُوا كِتَابِيَهْ (١٩)إِنِّي ظَنَنْتُ أَنِّي مُلاقٍ حِسَابِيَهْ (٢٠)فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَاضِيَةٍ (٢١) فِي جَنَّةٍ عَالِيَةٍ (٢٢) قُطُوفُهَا دَانِيَةٌ (٢٣) كُلُوا وَاشْرَبُوا هَنِيئًا بِمَا أَسْلَفْتُمْ فِي الأيَّامِ الْخَالِيَةِ (٢٤) وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِشِمَالِهِ فَيَقُولُ يَا لَيْتَنِي لَمْ أُوتَ كِتَابِيَهْ (٢٥) وَلَمْ أَدْرِ مَا حِسَابِيَهْ (٢٦)

«Тот, кому его книга будет дана в правую руку, скажет: «Вот! Прочтите мою книгу! Я верил в то, что мне предъявят счет». Для него будет отрадная жизнь в вышнем саду, где плоды склоняются низко. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни! Тот же, кому его книга будет дана в левую руку, скажет: «Лучше бы мне не вручали моей книги! Не знать бы мне, каков мой счет!» (69:19-26).

Также Всевышний Аллах сказал:

وَقَالُوا رَبَّنَا عَجِّلْ لَنَا قِطَّنَا قَبْلَ يَوْمِ الْحِسَابِ

«Они сказали: «Господь наш! Приблизь нашу долю (покажи нам книгу с нашими добрыми и злыми деяниями) до наступления Дня расчета» (38:16).

Также Он сказал:

فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ (٧) فَسَوْفَ يُحَاسَبُ حِسَابًا يَسِيرًا (٨) وَيَنْقَلِبُ إِلَى أَهْلِهِ مَسْرُورًا (٩) وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ وَرَاءَ ظَهْرِهِ (١٠) فَسَوْفَ يَدْعُو ثُبُورًا (١١) وَيَصْلَى سَعِيرًا (١٢)

«Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет и вернется к своей семье радостным. А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, станет призывать погибель, и будет гореть в Пламени» (84:7-12).

Как вы видите, эти аяты указывают на то, что люди будут привлечены к ответственности за их деяния. И когда вы клянётесь в том, что этот человек будет привлечен к ответственности за свои деяния, то в этом я вижу, что аннулирование или потеря деяний вас не касается. Я думаю, что фактически ваша клятва отличается от клятвы человека в том, что Аллах не простит такого-то. Именно вот такая является неверной, так как он не знает, простит Аллах его или накажет. Это то, что я считаю правильным в этом вопросе, Аллах знает лучше и Он – Мудрейший.

В заключение, будьте искренними и правдивыми в деяниях ради Аллаха, искренне раскайтесь перед Всевышним Аллахом, твердо решив больше никогда не возвращаться к греху, сожалея за каждый совершенный вами грех, а если на вас долг, и вы ущемили чьи-то права, то избавьтесь от этого долга. И как говорится в хадисе Али, да будет доволен им Аллах, от Абу Бакра Сыддикъа, да будет доволен им Аллах, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:  «Нет человека совершившего грех, который затем совершит омовение, и сделает это должным образом». Мисъар сказал: «…и затем совершит молитву», Суфьян сказал: «…затем совершит молитву в два раката, после чего попросит Великого и Всемогущего Аллаха о прощении, чтобы Он не простил его». И прошу Аллаха Всемогущего простить нас и вас, и наставить всех на истинный путь и на праведность в наших делах, Всевышний Аллах покровительствует праведникам.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта

16 Сафар 1434 г.х.
08.12.2013

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Смотрите ответ на странице амира в Фейсбуке:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=239659339535484

Главное меню