09
Чт, мая

Женщина и должность судьи

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос:

Ассаляму алейкум, наш дорогой шейх! Пусть Аллах сохранит вас, сопутствуем вам в том, что любимо Ему и Его Посланнику ﷺ!

Данную тему рассматривают многие наши братья.

Тема: «женщина-судья». Здесь имеется в виду, что женщина возглавляет должностью судьи, и этот вопрос требует пересмотра. Ведь действия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижников после него, отношение Уммы к этому вопросу на протяжении ее большей истории – все это указывает на то, что никто этого не делал. С момента построения первого Исламского государства и до конца Османского государства не было такого, чтобы женщина занимала должность судьи. Учитывается ли при выведении хукма о том, что женщине разрешается возглавлять должность судьи, реальность судопроизводства и то с чем приходится сталкиваться, а также реальность общественной жизни и присутствие женщины в ней? Если она не может выйти из дома без разрешения мужа..., или не может уединиться с одной из судящихся сторон, то будет правильнее, если она не будет судьей между ними. ОтХани Укъда.

Ответ:

Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятух!

1 – Сунна – это слова, Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его действия, его признание, утверждение слов и действий… и все вышеперечисленное является равным доказательством, если оно верно, и применимо к данному вопросу.

Да, действие Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является шариатским доказательством, и оно подходит для разъяснения того, что приводится в текстах шариата. Но существует определённая основа, образом, следуемая в форме приведения доказательства касательно действий Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому, то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал какие-либо поступки, еще не означает запрет этого поступка. Должно быть другое доказательство или къарина (указание, довод), указывающее на то, что Посланник Аллаха ﷺ, не делал что-то из-за того, что это действие является запретным. Так, например, Посланник Аллаха ﷺ, не выдвинул кандидатуру преемника после себя, но сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не понимали с этого, что выдвигать кандидатуру приемника является харам, и попросили Абу Бакра выдвинуть кандидатуру на халифа после себя, и он указал на Омара, да будет Аллах доволен ими всеми. Суть в том, что то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого не сопровождается доказательством или къариной, указывающими на то, что делать это запрещено. Приводит Бухари, что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) Умара спросили: «Не назначишь ли ты преемника себе?» — на что он сказал: «Если я назначу его, то так поступил и тот, кто был лучше меня, (а именно) Абу Бакр, и если я не сделаю этого, то отказывался от этого и тот, кто был лучше меня, (а именно) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Таким образом, каждое действие, которое не совершил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не означает, что оно является запретным, если нет доказательства или къарины указывающих на запрет.

К этому относится и то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не назначал женщин в судебной системе. Только это не означает запрет этого действия, должно быть доказательство или къарина, указывающие на запрет этого, но не существует ни доказательства, ни къарины по этому поводу.

Следовательно, с того, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха не совершал этого, не понимается запрет, если нет доказательств или къарины.

2 – Теперь в отношении ограничений, о которых ты говорил я в отношении женщин, то, что она (мать, домохозяйка, воспитывает детей, честь и достоинство, которое нужно хранить, то, что она сталкивается с естественными трудностями, которые удерживают ее от выполнения многих шариатских возложении... то, что она не может выйти из дома без разрешения мужа..., или не может уединиться с одним из судящихся сторон, то будет правильнее, если она не будет  судьей между ними...).

Это не влияет на разрешение женщине занимать должность судьи, и потом закон шариата разрешает ей быть судьей, но не обязывает, и она более осведомлена о своих возможностях и условиях дома. Все эти моменты не являются ни условием договора, ни условием правильности договора на пост судьи, и не являются предметом судебной системы. Даже вопрос уединения с судящимся, о котором ты упомянул так, как будто это необходимость для полноты расследуемого дела, а это совсем не так, в противном случае мужчине тоже не разрешалось бы быть судьей, так как не все судящиеся являются мужчинами, есть также и женщины. Ведь так же как и женщине-судье, нельзя уединятся с судящимся мужчиной, так и мужчине-судье нельзя уединятся с судящейся женщиной, это не говоря о том, что для судебного разбирательства нет необходимости в уединений. Наоборот, обычно в судебном процессе присутствуют группа других людей, таких как секретарь судебной системы, свидетели, родственники и т.п.

3 – Есть явные шариатские тексты, разрешающие женщине занимать должность судьи Хусумат (Судья – хусумат, мухтасиб, занимается разрешением вопросов нарушения общественных прав) и судьи хисба (контроль рыночных мер и весов, торговых и денежных конфликтов). И чтобы прояснились доказательства и их применение к вопросу назначения женщины судьей, о чем мы говори выше, я повторю некоторые вещи, которые мы уже разъясняли на этой странице, для того, чтобы облегчить понимание шариатских текстов, и выведения закона их них:

1. В арабском языке имеется так называемая форма «таглиб», известная в науке «усуль-фикх», при которой обращение в мужском роде подразумевает также и женский род, и женский род исключается из этой формы только с помощью текста. Эта форма наблюдается во многих аятах Корана. Например, это слова Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا

«О, те, которые уверовали»,

где имеются в виду и мужчины, и женщины, так как нет текста, который вывел бы женский род из этого хукма.

Также эта форма наблюдается в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Бухари передал от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто освободит раба-мусульманина, Аллах освободит все части его тела от огня Ада, так же, как он освободил все части тела этого раба» (Бухари). Согласно форме «таглиб» содержание этого хадиса касается и женщины, т.е. «Женщина, освободившая раба-мусульманина…».

В хадисе Насаи от Абу Хурайры по поводу закята с верблюдов передано, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «И хозяин верблюдов, не выплачивающий с них закят; в Судный день будет распростерт участок земли... каркар – ровная пустыня – шире, чем была, не потеряется ни один фасыль (только что родившийся верблюжонок), и они будут топтать его своими копытами и хватать его (кусать) своими устами, каждый раз, как пройдет первый из них, возвращается другой, в день, величина которого 50 тысяч лет, пока не свершится Суд между рабами и будет увидена дорога его или в Рай, или в Огнь адский». Содержание этого хадиса согласно форме «таглиб» относится также и к женщине, если она не выплачивает закят с, имеющихся у нее, верблюдов. Так как нет текста, который исключает женщину относительно этого хукма.

Например, слова Всевышнего Аллаха:

وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Посланнику, быть может, вы будете помилованы» (24:56).

Ведь совершение намаза, выплата закята и повиновение Посланнику Аллаха ﷺ, является обязанностью мужчины и женщины, потому что нет текста, который бы исключил женщину относительно этого закона.
Например, Аллах говорит:

وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

Политическая работа вместе со сплочением, которое призывает к Исламу и одобряемому, порицая запретное, является обязанностью мужчин и женщин. Потому что нет текста, исключающего женщину из этого положения.

Например: Бухари в своем «Сахихе» сообщает от Къатада, что Абу Халид Хаким ибн Харис, да будет доволен им Аллах, принявший Ислам в год победы и являвшийся сыном одного из предводителей курайшитов во времена джахилиййи и в Исламе, сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе, до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли, то сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено». Это включает в себя мужчин и женщин, потому что нет текста, который исключает женщину из этого положения.

2. Однако эта форма «таглиб» не применяется, если есть текст, который отменяет его действие, то есть если есть текст исключающий женщину из этого общего положения: Например, слова Всевышнего Аллаха:

كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَكُمْ

«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно» (2:216).

Обращение в данном случае имеет форму мужского рода, но «таглиб» здесь не применяется. Поэтому нельзя говорить, что данное обращение, в котором говорится «Вам предписано» касается также и женщин. Причина этого в том, что такое понимание, т.е. включая женщин, упраздняется другими текстами, которые определяют джихад обязанностью для мужчин. Ибн Маджа вывел от Хабиб ибн Абу Амра, который передал от Аишы, дочери Талха, передавшей от матери правоверных Аишы, да будет доволен ею Аллах: «Я спросила у Посланника Аллаха, является ли джихад долгом для женщин, на что он сказал: «Да, они обязаны вести джихад, в котором нет сражения – это хадж и умра». То есть, джихад в его боевом смысле не является обязательным для женщин.
Например, слова Всевышнего Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ

«О, те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9).

То есть мужчине запрещено продолжать заниматься, например, торговлей во время призыва к пятничному намазу. В данном случае форма «таглиб» не применима, т.е. женщинам не запрещено заниматься, например, той же торговлей во время призыва к намазу, потому что он не обязателен для них согласно хадису Посланника, мир ему и благословение Аллаха, в котором он говорит: «Пятничный коллективный намаз является обязательным долгом каждого мусульманина, кроме четверых: невольника, женщины, несовершеннолетнего и больного». Аль-Хаким сказал: «Это достоверный хадис по условию двух шейхов: Бухари и Муслима». В этом с ним согласен Захаби.

Например, Всевышний Аллах говорит:

وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

«Те же, кто не правит в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5:45).

Это обращение в общей форме, включает в себя мужчин и женщин, несмотря на то, что обращение в форме мужского рода, так как в соответствии со способом «таглиб». Однако это общность не применима к женщинам, и исключает женщин в правительстве. Форма «таглиб» здесь неприменима, поскольку женщина не может занимать пост правителя, как сказал об этом Пророк, мир ему и благословение Аллаха в хадисе Бухари от Абу Бакра, когда к нему пришла весть о том, что персы назначили дочь Хосроя свои царем: «Не будет иметь успеха народ, возложивший правление на женщину». Следовательно, нельзя женщине занимать должность правителя. То есть женщина исключается из этого общего текста, касающегося правления. Но это не означает, что она менее осведомлена или слаба в мышлении, чем мужчина. Это мудрость, о которой знает Аллах, и в этом есть благо как для мужчины, так и для женщины наравне.

3. Существуют хадисы, обращение в которых идет к мужчине и женщине в определенных вещах, а затем ограничивает некоторые вещи только мужчинами, исключив женщин, а другие вещи остаются общие, охватывают мужчин и женщин:

В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В Судный день, когда не будет иной тени, кроме тени Аллаха, семеро будут находиться под сенью Аллаха: справедливый правитель; юноша, который вырос в поклонении Аллаху; тот, чье сердце привязано к мечетям; двое, которые полюбили друг друга ради Аллаха, встретились из-за этой любви и расстались в любви друг к другу; мужчина, которого позвала к себе красивая женщина с высоким положением, но он отказался и сказал ей: «Я боюсь Аллаха»; тот, кто дал милостыню настолько скрытно, что левая рука не знала, что дает правая; тот, у кого глаза источают слезы, когда он поминает Аллаха в уединении» (Бухари и Муслим).

Содержание этого хадиса согласно форме «таглиб» распространяется также и на женщин, но только в пяти из семи упоминаемых в хадисе категориях, которые не упраздняются другими текстами. Таким образом, он распространяется на девушку, которая выросла в поклонении Аллаху; двух женщин, которые полюбили друг друга ради Аллаха…; женщину, которую позвал к себе мужчина…; та, кто дала милостыню…; та, у которой глаза источают слезы, когда она поминает Аллаха в уединении.

Однако эта форма не касается справедливого имама (правителя) и того, чье сердце привязано к мечетям, поскольку обе эти категории упразднены другим текстом:

Касательно «справедливого имама» форма «таглиб» тут неприменима, поскольку женщина не может занимать пост правителя, как сказал об этом Пророк, мир ему и благословение Аллаха в хадисе, переданным Бухари от Абу Бакра, когда к нему пришла весть о том, что персы назначили дочь Хосроя свои царем, он ﷺ, сказал: «Не будет иметь успеха народ, возложивший правление на женщину». Что касается других дел, за исключением правления, как, например, судопроизводство, избрание халифа, избрание членов Маджлис-уль-Умма и нахождение в составе этого Маджлиса, а также другие должности, которые не относятся к правлению, то женщина вправе заниматься этими делами и быть руководителем в этих областях. Поэтому слова «справедливый имам» в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не относятся к женщине, так ей запрещено быть правителем, из-за мудрости, которую знает Всевышний Аллах.

Однако есть некоторые толкователи, которые объясняют слова «справедливый имам» в значении «справедливого опекуна» и применяют их в отношении женщины согласно тексту хадиса, переданного Бухари от Абдуллаха ибн Умара, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству; мужчина является пастухом для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несет ответственность за свою паству…». Тем не менее, наиболее вероятным является то, что форма «таглиб» здесь неприменима, поскольку слово «справедливый имам» преобладающе относится к правителю и не распространяется на женщину.

Что касается «того, чье сердце привязано к мечетям», то здесь форма «таглиб» не действует из-за текста, который сообщает о том, что намаз, совершаемый женщиной в доме лучше, нежели ее намаз в мечети. Это в соответствии с хадисом, который передал Ахмад в сборнике «Муснад имама Ахмада» от Абдуллаха ибн Сувайда Ансари, передавшего от своей тети Умму Хумайд, жены Абу Хумайда Саиди, о том, что, придя к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, она сказала: «О, Посланник Аллаха! Мне нравится молиться за тобой». Он сказал: «Я знаю, что тебе нравится молиться за мной, но твоя молитва в своей комнате лучше для тебя, чем молитва в доме, и твоя молитва в доме лучше, чем молитва во дворе, и твоя молитва во дворе лучше, чем молитва в мечети твоего народа, и твоя молитва в мечети твоего народа лучше, чем молитва в моей мечети».

Для большей пользы и вескости напомню вам некоторые комментарии к этому хадису от Бухари у Ибн Хаджара в книге «Фатх аль-Бари» и особенно заключительные комментарии в этому хадису:

«…упоминание мужчин в этом хадисе не означает, что он ограничен мужчинами. Его содержание касается также и женщин за исключением того аспекта, если под словами «справедливый имам» имеется в виду «государственное правление». В ином случае речь идет и о женщине, как например, ее справедливая забота о своих детях. Также из хадиса исключается привязанность к мечетям, поскольку намаз женщины в доме лучше, чем в мечети. Во всем остальном содержание хадиса является общим…».

Таким образом, хадис о семи категориях людей относится также и к женщинам, за исключением «справедливого имама» и «того, чье сердце привязано к мечетям». Эти не относятся к женщине, так как форма «таглиб» в этих двух случаях отменяется соответствующими текстами.

4 - Теперь напомним тексты, связанные с судопроизводством, чтобы увидеть, включают ли они в себя мужчин и женщин, или посвящены только мужчинам, без женщин:

- Сообщает Бухари, от Абдурахмана ибн Абу Бакра: «Абу Бакр написал своему сыну, который был в Саджастане: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть судья, охваченный гневом, ни в коем случае не (пытается) рассудить между собой двоих».

- Приводит аль-Хаким в «Мустадрак» от Абдуллах ибн Бурайда от его отца, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Существует три категории судей, один из которых в Раю, а двое – в Огне. Судья, который познал истину и судил ею, окажется в Раю. Судья, который познал истину, но судил противоположным ей – окажется в Огне, и судья, который выносил решения по своему невежеству – также окажется в Огне».

- Приводит Табарани в «Муъджам Кабир» от Ибн Бурайда, от его отца, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Судьи бывают трех категорий: двое из них в огне, а один в джанне. Тот, который будет знать истину и судить по нему, то он в Раю. Тот же, который будет знать истину, но будет судить тем, что противоречит этому, то он в огне. Другой, который будет судить между людей по незнанию, он тоже в огне».

- Тирмизи приводит в своем «Сунан» от Ибн Бурайда, от отца, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Судьи бывают трех категорий: двое из них в огне, а один в Раю. Судья, который будет судить не по праву, зная об этом, такой судья будет в огне. Судья, который будет судить по незнанию и погубит людей, такой судья будет, в огне. Другой, который будет судить между людьми по знанию, он будет в Раю».

- Приводит Ибн Маджа в своем «Сунан» от Ибн Бурайда, от отца, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Существует три категории судей, один из которых в Раю, а двое – в Огне. Судья, который познал истину и судил ею, окажется в Раю. Судья, который судил между людьми по незнанию – окажется в Огне, и судья, который отклонился от решения, притеснял и был несправедлив с людьми – окажется в Огне».

- Вывел Базар в своем «Сунан» от Ибн Бурайда, от его отца, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Существует три категории судей, один из которых в Раю, а двое – в Огне. Судья, который судил по несправедливости, окажется в огне. Судья, который судил по незнанию – окажется в огне. И судья, который судил справедливо, будет в Раю».

- Приводит Муаммар ибн Рашид в его сборнике от Абду-Раззакъа, который сказал: «Нам сообщил Муаммар от Катада, что Али сказал: «Судий бывает три категории: судья, который делал иджтихад и ошибся, он в огне. Судья, который знает истину, но судит иначе, он в огне. И судья, который делал иджтихад и сделал его правильно, он в Раю».

Посмотрев на все эти хадисы мы находим, что все они формы обращения мужского рода, но включают в себя мужчин и женщин, если только не будет определенного текста, исключающего женщин. Для этих хадисов, нет никакого теста, который ограничил бы их мужчинами, исключив женщин, подобно тому, как ограничено правление мужчинами. Поэтому, хукм охватывает мужчин и женщин, и следовательно, женщине можно быть судьей, но только в отделе «хусумат» - спорах между людьми, и в отделе хисба.

Все это ясно указывает на то, что женщина, так же как и мужчина, может работать в судебной системе, но только в «в обычном суде и суде хисба».

5 – И в заключение, быстрый взгляд на реальность женщин в эпоху Пророка, мир ему и благословение Аллаха, показывает нам полностью отличающуюся реальность от той картинки, которая слаживается от вопроса. Женщины, так же как и мужчины, проходили все перипетии жизни. Они также вели идейную и политическую борьбу, первым шахидом из женщин в Исламе была Сумайя, которая призывала к Исламу вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, мать Аммара и мать Маниъ были из тех, кто присягнул на верность Пророку, мир ему и благословение Аллаха, присягой помощи и победы, во втором «акъаба» наравне с мужчинами. Они лечили раненых в боях, призывали к одобряемому и запрещали порицаемое, отчитывали халифа и т.п. Они были действительно сестрами мужчин, но все это было в рамках законов шариата, которые организовали отношения мужчин и женщин. Женщины не были отрезаны от жизни и не сидели дома, не выходя оттуда никогда.

И наконец, самое красивое изображение реальности женщин в исламской жизни, приводится в словах Всевышнего Аллаха:

وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ أُولَئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ (٧١)وَعَدَ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الأنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَمَسَاكِنَ طَيِّبَةً فِي جَنَّاتِ عَدْنٍ وَرِضْوَانٌ مِنَ اللَّهِ أَكْبَرُ ذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах Могущественный, Мудрый. Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (9:71,72).

Также слова Аллаха:

إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ وَالْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْقَانِتِينَ وَالْقَانِتَاتِ وَالصَّادِقِينَ وَالصَّادِقَاتِ وَالصَّابِرِينَ وَالصَّابِرَاتِ وَالْخَاشِعِينَ وَالْخَاشِعَاتِ وَالْمُتَصَدِّقِينَ وَالْمُتَصَدِّقَاتِ وَالصَّائِمِينَ وَالصَّائِمَاتِ وَالْحَافِظِينَ فُرُوجَهُمْ وَالْحَافِظَاتِ وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35).


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
20 Шаабан 1435 г.х.
18.06.2014

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.

Главное меню