13
Пн, мая

О демонстрациях, митингах, и хадис о выходе мусульман в два ряда

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос:

Почтенный наш шейх, ассаляму алейкум… Является ли хадис о выходе мусульман в два ряда, во главе которых стояли Умар и Хамза, слабым? Благодарю вас. Вопрос от Moadh Seif Elmi.

Ассаляму алейкум, о почтенный наш шейх.

В своём ответе на вопрос о демонстрациях вы, да хранит вас Аллах, опирались на хадис: «Передал Абу Нуайм Ахмад ибн Абдуллах ибн Ахмад ибн Исхак ибн Муса ибн Мехран аль-Асфаханий (ум. 430х.) в своей книге под названием «Хильяту-ль-Авлия уа Табакъату-ль-Асфия», что Ибн Аббас сказал: «Я спросил Умара, да будет доволен им Всемогущий Аллах: «Из-за чего тебя прозвали аль-Фарук?». Он сказал: «Хамза принял Ислам за три дня до меня. Затем Аллах открыл моё сердце Исламу... И я сказал: «Где Посланник Аллаха ﷺ?». Моя сестра сказала: «Он находится в Дар-уль-Аркам ибн аль-Аркам у горы Сафа». Я пошёл туда… и сказал: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Он един, и нет у Него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник». И верующие воскликнули «Аллаху Акбар!» так громко, что их голоса были услышаны теми, кто живёт вблизи от мечети. Тогда я сказал: «О Посланник Аллаха! Разве мы не следуем истине независимо от того, умрём мы или останемся в живых?». Он ﷺ ответил: «Конечно! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы следуете истине независимо от того, умрёте вы или останетесь в живых!». Я спросил: «Зачем же тогда скрываться? Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, мы обязательно выйдем наружу!» И потом мы вышли двумя рядами. Один из них вёл Хамза, а во главе другого, от которого исходил шум, подобный шуму мельницы, находился я, и так мы подошли к Каабе. Там курайшиты увидели меня и Хамзу, из-за чего их охватило такое уныние, подобного которому они ещё не знали. В тот день Посланник Аллаха ﷺ назвал меня «аль-Фарук». И Аллах разделил истину и ложь»». Конец хадиса.

При изучении этого хадиса аль-Альбани упомянул, что этот хадис мункар (отвергнутый), что его посчитали слабым большинство учёных мухаддисов. А потому возникает вопрос с двух сторон. Первое: дозволено ли приводить в качестве доказательства слабый (даиф) хадис? Если ответ отрицательный, то есть ли у Вас иная тахридж (цепочка передачи) этого хадиса, нежели та, что приведена в вопросе? Пусть Аллах даст нам блага от Ваших знаний, благословит Вас и откроет пред Вами врата милости! Абдуллах аш-Шами. Вопрос от Andalusi Maqdisi Andalus.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Оба вопроса касаются одной темы, потому ответ адресован вам обоим:

Мои дорогие братья, совсем необязательно, что если вы прочитали где-то о том, что кто-то посчитал передачу хадиса слабой (даиф), то она однозначно слабая. Так, например, среди шейхов есть те, кто посчитал слабыми некоторые хадисы в сборниках Бухари и Муслима. Т.е. посчитали слабыми хадисы, которые были выведены этими двумя мухаддисами, притом, что Умма приняла их передачи с уверенностью и спокойствием. Ведь Бухари и Муслим ставили очень сильные и тяжёлые условия для принятия хадиса достоверным в его цепочке и тексте…И всё равно мы сталкивались с теми, кто считал хадисы в этих сборниках слабыми!

Да, если слабость хадиса стала очевидной, то его не дозволено приводить в качестве доказательства. Однако мухаддисы, или некоторые из них, могут посчитать хадис слабым, но в то же время другие примут его за хороший (хасан) и будут приводить в качестве доказательства. И тот, кто знает науку хадисов и её основы, знает, что эта тема известна среди мухаддисов и муджтахидов. А потому Вы находите, что один опирается на какой-то хадис, а другой – нет… Эта тема подробно представлена в нашей книге «Шахсия» («Исламская личность»), том 1, глава «Хадис макбул (принимаемый) и хадис мардуд (отвергаемый)» и в теме «Признание хадиса как доказательство в шариатских законах».

А теперь отвечу вам обоим о выходе сподвижников в Мекке после принятия Ислама Умаром (р.а.):

1 – Та передача (риваят), которая была приведена в ответе – её передали Абу Нуайм Ахмад ибн Абдуллах ибн Ахмад ибн Исхак ибн Муса ибн Мехран аль-Асфаханий (ум. 430х.) в своей книге под названием «Хильяту-ль-Авлия уа Табакъату-ль-Асфия» и Абу Нуайм – хафиз-сикъа (знаток, в чьих знаниях есть полная уверенность). О нём сказал аз-Заркали в книге «Аълям ан-Нубаля»:

Абу Нуайм (336-430х., что соответствует 948 – 1038г.г.) – Ахмад ибн Абдуллах ибн Ахмад аль-Асфаханий, Абу Нуайм – хафиз, историк, является достоверным (сикъа) в заучивании и передаче.

Родился и умер в Исфахане. Среди его трудов – «Хильяту-ль-Авлия уа Табакъату-ль-Асфия» (10 томов), «Маърифату ас-сахаба» – большая книга, из которой сохранилась рукопись в двух томах, которая была найдена в 551 году хиджры в библиотеке Ахмеда III (Топкапу, Стамбул) под номером 497. А также – «Табакат мухаддисин ва руват» – рукопись, «Даляилю нубувва» – рукопись, «Зикру ахбари Асфахан» – рукопись в двух томах, и книга «Шуара».
А потому дозволяется ссылаться на его передачу о выходе мусульман в двух рядах после принятия Ислама Умаром.

2 – И вместе с тем, это – не единственная передача, существует также множество других достоверных (сахих) передач (риваятов):

– Приводится в «Мустадрак» Хакима: «…передаётся от Усмана ибн Абдуллаха ибн аль-Аркама, от его деда аль-Аркама, участника Бадра, что Посланник Аллаха ﷺ скрывался в его доме у склона горы Сафа, пока их (мусульман) не стало 40 мужчин, последним из которых (принявших Ислам) был Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.); когда же их стало 40, они вышли к мушрикам (многобожникам)…». Хаким сказал, что этот хадис – с достоверной цепочкой, однако Бухари и Муслим его не вывели. С ним согласился имам аз-Захаби.

– В книге «Табакат аль-Кубра» Абу Саъда приводится: «… передаётся от Яхьи ибн Имрана ибн Усмана ибн аль-Аркама, который сказал, что слышал, как его дед – Усман ибн аль-Аркам рассказывал: «Я сын седьмого в Исламе человека. Мой отец принял Ислам седьмым. Его дом был на склоне горы Сафа в Мекке, и это тот дом, в котором был Пророк ﷺ в начале Ислама. Он призывал в нём людей, и многие именно там приняли Ислам. Однажды в ночь на понедельник он сказал: «О Аллах! Возвеличь эту религию одним из наиболее любимых для Тебя мужчин: Умаром ибн аль-Хаттабом или Амром ибн Хишамом», и на следующий день утром пришёл Умар ибн аль-Хаттаб и принял Ислам в доме аль-Аркама. Тогда они вышли из него, возвеличивая Аллаха, и демонстративно совершили таваф вокруг Каабы, и дом аль-Аркама был назван домом Ислама…»».

– Ибн Исхак в книге «Жизнеописание Пророка» сказал: «Тогда Умар сказал: Клянусь Аллахом, мы более достойны провозглашать об Исламе… и непременно религия Аллаха должна быть явной в Мекке. И если наш народ пожелает выступить против нас, то мы станем бороться с ними, а если поступят с нами справедливо, то примем от них. И тогда Умар и его друзья вышли и сели в мечети. Когда же Курайш увидели принятие Ислама Умаром, он попал им в руки».

– Тема выхода двух рядов также передана и у Такъиуддина аль-Макъризи в книге «Имтаъ аль-асмаъ», у Хусейна ибн Мухаммада Дияра Бакри в книге «Тарих аль-Хамис фи ахвали анфаси нафис», у Мухаммада Абу Шахба в «Сира ан-набавия аля доуи аль-Къуран ва ас-Сунна», у Софиу ар-Рахмана аль-Мубаракфури в книге «Рахикъ аль-Махтум» и у других.

3 – при этом, на что нужно обратить внимание – дозволенность на совершение демонстраций и митингов не исходит только из этих передач. Демонстрации и митинги – это способ выражения взгляда и донесение идеи – точно также, как пресс-релизы, конференции, семинары, видеоматериалы и другие виды средств и способов. А основа в средствах и способах – дозволенность (ибаха) до тех пор, пока не было запрета на некоторые из них, и только тогда они становятся запретными. А подобные средства и способы толкают людей нести Ислам, ограничиваться им и взаимодействовать с ним. Хизб принимается за эти действия в соответствии с его возможностями при условии, что именно он будет проводить и руководить их под его флагами и с его лозунгами и станет собирать людей под своим руководством. Он не участвует в мероприятиях с другими группами, поднимая чьи-либо флаги и лозунги. Хизб не занимается этим и не совершает подобного. То, что мы можем совершить под нашим руководством и управлением.

– делаем; и может пройти длительное время, когда мы не можем делать подобного, а может длиться время – когда можем. Это также, как и способ, связанный с медиаофисами: это было очень затруднительно во время Абу Ибрахима (шейха Такыюддина), и менее сложно во времена Абу Юсуфа (шейха Абдулькадима), да смилостивится над ними Аллах, когда последний возложил на меня обязанность быть официальным представителем в Иордании. Сегодня же, как вы все видите, наши медиаофисы привлекают внимание по всему миру.

4 – И в заключение, о мои дорогие братья – всё, что мы делаем, и каждый шаг, который мы совершаем, является обдуманным и взвешенным, и мы не только отходим от запретного, но и даже от того, что может приблизить к запретному, уповая на Аллаха в скрытом и явном, малом и большом. Мы возложили на себя ответственность, от которой содрогаются горы, и вы думаете, что мы сможем идти вперёд, если в наших сердцах, на устах и всех конечностях не будет стремления придерживаться законов Шариата?! Мы просим Аллаха позаботиться о нас и направить к самому правильному. Аллах – покровитель праведных.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
10 Шаъбана 1435 х.
08.06.2014 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир шейха Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в Фейсбуке.

Главное меню