27
Сб, апр

О хадисах, приведенных в книгах ученых по фикху

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

В книге Исламская личность III том в теме «Хадис Хасан» после слов о разделении его на два вида, приводится следующее:

«Необходимо, чтобы его передатчики были известны своей правдивостью и доверием, хоть они и не достигли в этих качествах передатчиков достоверного (сахих) хадиса. Хасан хадис приводится в качестве довода, точно так же как и сахих. То же, что передано в книгах имамов, их учеников, других ученых и факихов, считается хорошим (хасан) хадисом и пригодно для приведения в качестве довода, т.к. они приводили его в качестве довода на хукм или же вывели (истинбат) из него хукм. Он является хасан хадисом, все равно, приведен ли он в книгах по усуль фикху или по фикху, однако при условии, что это известные признанные книги, такие как «Мабсут», «аль-Умм», «Мудаввана аль-Кубра» и им подобных, но не такие как книга аль-Баджури, Шаншури и им подобных. То же, что приводится из хадисов в книгах по тафсиру, то на них не обращается внимания, даже если это тафсир имама-муджтахида. Это так, потому что хадис в них приводится для разъяснения (тафсира) аята, а не для выведения хукма, т.к. между ними существует разница: муфассиры (толкователи Корана) обычно не углубляются в проверке хадисов, которые приводят в своем разъяснении. Именно поэтому подобные хадисы не учитываются только лишь по своему наличию в книгах тафсира, как это обстоит с хадисами в книгах по фикху имамов и ученых, напротив, непременно необходимо исследовать этот хадис, пусть даже путем следования: спрашивая о нем у мухаддисов, или возвращаясь к принятым книгам по хадису (сборникам хадиса)». Конец цитаты.

Вопрос: как мы пришли к тому, что приводимые в качестве довода хадисы учеными фикха или усуля в известных принятых книгах по фикху и усулю, надо считать хорошими – хасан? Разве наше доверие их знаниям и их положению достаточно, чтобы считать приводимое ими в качестве довода достоверным от Посланника Аллаха ﷺ, зная, что большие имамы преуспели в знаниях науки хадис?

И как понимать слова Имама Шафии и других имамов «Если хадис достоверен, то бросьте мои слова о стену», словно в них указание к исследованию того, что он сказал и углублению в это? И разве достаточна передача хадиса в одной из основных принятых книг по фикху, усулю или книги одного из мазхабов, или же необходима его передача в принятых книгах нескольких мазхабов?

Пусть Аллах поможет вам и позаботится о вас! От Аляуддин Абдуллах (علاء الدين عبد الله).

Ответ:

Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятух!

Если один из достойных доверия ученых или муджтахидов привел какой-либо хадис в качестве довода, это значит, что данный хадис непременно является у него пригодным в качестве довода с точки зрения отношения этого хадиса к Посланнику Аллаха ﷺ, ведь он извлекает из него шариатский хукм. И не представляется возможным, чтобы он приводил в качестве довода хадис, который у него не является доводом. Приведение имамами хадиса в качестве довода, а особенно из первого поколения ученых, а также приведение этого хадиса доводом факихами вызывает в нас доверие к этому хадису в приведении его как довода, также, как и они приводили его в качестве довода, а также позволяет нам считать его хадисом хасан, опираясь на доверие к этим ученым и их богобоязненности. Это не означает принятия всех хадисов, приведенных в книгах по фикху или усуль. Возможно, мы станем проверять хадис из книги какого-либо имама и нам станет очевидна его слабость согласно нашему усулю, и мы не примем его. И возможно, мы станем проверять хадис, приведенный в доверяемых книгах по хадису, и нам также станет очевидна его слабость согласно нашему усулю, тогда мы отвергнем его.

Однако принятие хадиса и его отвержение опирается на знание и имеет свои основы. В книге Исламская личность I том, в главе «Хадис макбул (принимаемый) и хадис мардуд (отвергаемый)» приводится:

«Из разделения учеными хадисов на сахих, хасан и даиф, понимается, что сахих и хасан хадисы – это хадисы, которые используются в качестве доказательства, а даиф – не используется. Принимается хадис или отвергается зависит от его санада, передатчиков и матна. Если в санаде хадиса не упущен передатчик, упущение которого приводит к отсутствию справедливости (таъдил) упущенного передатчика, а также отсутствует дискредитация передатчика, а матн хадиса не является недостаточным и не противоречит Корану, мутаватир сунне или категоричному единодушию сподвижников, то в таком случае хадис принимается, им руководствуются и он используется как шариатское доказательство, будь то хадис сахих или хасан.

Если хадис не соответствует этим качествам, то он отвергается и не используется как доказательство…

Нельзя проявлять чрезмерную строгость в отвержении хадиса до тех пор, пока можно принимать его согласно требованиям санада, передатчика и матна, особенно, если его принимает большинство ученых и используют все факихи, то он достоин принятия, даже если не отвечает условиям сахих хадиса. Равно как нельзя и проявлять чрезмерность в отвержении хадиса, точно также нельзя проявлять послабление относительно принятия хадиса, дабы не принять хадис, у которого санад или передатчик, или матн являются мардуд». Конец цитаты.

Также приводится в той же книге в главе «Признание хадиса как доказательство в шариатских законах» следующее:

«…Тем не менее, хабар ахад, который может быть доказательством в области шариатских законов, это сахих и хасан хадисы. Что касается даиф хадиса, то он абсолютно непригоден быть шариатским доказательством. Если кто­-то приводит даиф хадис в качестве доказательства, то не считается, что он привел шариатское доказательство. Однако признание хадиса как сахих или хасан осуществляется тем, кто приводит его в качестве доказательства, если он имеет способность понимать хадисы, но не всеми мухаддисами. Дело в том, что существуют передатчики, которые считаются надежными или известными по мнению  некоторых мухаддисами, и ненадежными или неизвестными согласно мнениям других. Существуют хадисы, которые недостоверны по одному пути и достоверны по другому. Есть иснады, которые недостоверны у некоторых мухаддисов и достоверны у других. Существуют хадисы, которые не признаны некоторыми мухаддисами и дискредитированы, но признаны другими мухаддисами и использованы в качестве доказательств. Имеются хадисы, которые дискредитированы некоторыми мухаддисами, но приняты факихами и использованы ими в качестве доказательств. Принуждение людей признавать хадис как сахих или хасан в силу какого-то мнения или всех мнений является неправильным, а также противоречит самой реальности хадисов. Равно как нельзя поспешно принимать хадис без рассмотрения его достоверности, также нельзя поспешно дискредитировать его и отвергать только из-за того, что один из мухаддисов дискредитировал его передатчика, поскольку есть вероятность того, что этот хадис принят другим передатчиком. Также нельзя поспешно дискредитировать его и отвергать только из-за того, что один из мухаддисов отверг его, поскольку существует вероятность, что хадис принят другим мухаддисом, или из-за того, что мухаддисы отвергли его, поскольку существует вероятность, что имамы и факихи привели его в качестве доказательства. Нельзя поспешно дискредитировать хадис и отвергать его за исключением, если известно, что его передатчик дискредитирован всеми, или если хадис всеми отвергнут (мардуд) или использован в качестве доказательства только лишь некоторыми факихами, которые не имеют понимания в хадисах. В таких случаях хадис дискредитируется и отвергается. Относительно хадиса обязательно должны иметь место осмотрительность и размышление до того, как дискредитировать его или отвергать. Тот, кто внимательно изучает хадисы и их передатчиков, находит много разногласий в этой области среди мухаддисов. Существует множество примеров этому.
Например, Абу Давуд передал от Амра Ибн Шуайба, передавшего от своего отца, а тот от его деда, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 المؤمنون تتكافأ دماؤهم، ويسعى بذمتهم أدناهم، ويجير عليهم أقصاهم، وهم يد علي من سواهم، يرد مشدهم على مضعفهم، ومستريهم على قاعدهم

«Мусульмане все равны. Каждый из них защищает и заботится друг о друге. Они едины против других. Сильный защищает слабого, богатый помогает бедному». В отношении передатчика этого хадиса, Амра Ибн Шуайба, имеются некоторые известные разговоры, но, несмотря на это, много кто использовал этот хадис в качестве доказательства, а другие отвергли…». Конец цитаты.

Таким образом, хадис, который использовали известные доверенные факихи и ученые усуль фикха, считается хорошим хасан. И не обязательно для принятия его в качестве хадиса хасан, чтобы он приводился во многих книгах. Достаточно того, что этот хадис приводится в той степени, которая обеспечивает нам уверенность в правильности применения его как довода. Вместе с этим, когда такой хадис встречается во многих книгах и различных мазхабах, то это лишь увеличивает уверенности в нем для использования в качестве довода.

Что же касается слов имама Шафии, то оно верно, и не противоречит сказанному нами. Мы посчитали хадис, который известные доверенные ученые приводили в качестве довода, хасан хадисом, однако при условии, что не существует другого достоверного сахих хадиса, который является более сильным. В таком случае мы используем доводы в соответствии с усулем, которому мы следуем, с позиции совмещения между доказательствами (джамъ), или превосходстве одного над другим (тарджих), как это известно из книг усуль фикх.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.
28 Зуль-каъда 1435х.
23/09/2014

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Ата ибн Халиль Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в Фейсбук
http://www.hizb-ut-tahrir.info/info/index.php/contents/entry_39877

Главное меню