С именем Аллаха Милостивого Милосердного!
Вопрос:
Мир Вам! В книге по усуль фикху приводится следующее: «Не говорится, что Аллах обязал ребёнка и умалишённого выплачивать закят, расходовать имущество, выдавать гарантии, так как это совершает мукалляф, ведь ему вменяются в обязанность некоторые законы. Так не говорится, ибо эти обязанности не относятся к ребёнку и умалишённому, а распространяются на их имущество и на распоряжение им… Этот закон основывается на том, что перо поднято до тех пор, «пока не повзрослеет», «пока не придёт в себя», а это подразумевает в себе то, что данный закон имеет иллят (мотивацию), и она связана с малолетством и потерей разума, что никак не входит в суть самого имущества и распоряжения им».
Вопрос: Что имеется в виду под выражением, что имущество таких людей и распоряжение им является предметом обязанностей? Вопрос от Хамзы Шихада.
Ответ:
И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!
Слова, которые Вы упомянули, имеются в книге «Исламская личность», т. 3, стр. 35: «Не говорится, что Аллах обязал ребёнка и умалишённого выплачивать закят, расходовать имущество, выдавать гарантии, так как это совершает мукалляф в связи с тем, что ему вменяются в обязанность некоторые законы. Так не говорится, ибо эти обязанности не относятся к ребёнку и умалишённому, а распространяются на их имущество и распоряжение им… Этот закон основывается на том, что перо поднято до тех пор, «пока не повзрослеет», «пока не придёт в себя», а это подразумевает в себе то, что данный закон имеет иллят (мотивацию), и она связана с малолетством и потерей разума, что никак не входит в суть самого имущества и распоряжения им».
Имеется в виду, что имущество таких людей подлежит закяту, и за него несётся ответственность, но обязанность совершения этого не ложится на ребёнка или умалишённого. Обязанность выплаты закята в отношении совершеннолетнего ложится как на имущество, так и на сам поступок выплаты, и для этого человека является обязательным давать закят из своего имущества, т.е. он должен лично его выплачивать. А если он не совершает этого, то впадает в грех. Но ребёнок или умалишённый не обязаны лично выплачивать закят, так как они не являются мукалляфами, а, следовательно, Шариат вообще ничего от них не требует. Обязательность закята лежит только лишь на их имуществе, если у них таковое имеется. Тут обязанность лежит в самой выплате закята из имущества, но нет на них обязанности самим совершать эту выплату. От их имени выплачивает закят их попечитель или тот, кто занимается этим вместо него. Если не был уплачен закят от ребёнка или умалишённого, то нет на них греха, а этот грех ложится на того, кто должен заниматься выплатой закята за них.
Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халила Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, взятые с его страницы в Фейсбуке
12 Мухаррама 1436 г.х.
05.11.2014 г.