Вопрос:
С именем Аллаха, ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! В книге «Политическая концепция» в теме «Мотивы межгосударственной борьбы» на стр.54 (стр. 24 в рус. переводе) в первом абзаце говорится: «С самого рассвета истории человечества и до конца жизни на земле межгосударственная борьба может возникать исключительно по следующим двум мотивам:
1) Любовь к господству и славе, 2) Погоня за материальными выгодами». Затем на той же странице в предпоследнем абзаце говорится: «Самым опасным мотивом борьбы у государств является фактор колониализма со всеми его проявлениями». Вопрос: в первом абзаце межгосударственная борьба определена и ограничена исключительно двумя мотивами, где говорится: «межгосударственная борьба может возникать исключительно по следующим двум мотивам». Однако во втором абзаце упоминается третий мотив, о котором не говорилось в первом абзаце, и это – «фактор колониализма». Другими словами: мотивов межгосударственной борьбы два или три? Потому как читатель отмечает противоречие и разницу между ними. Или же разъясните, как можно их согласовать? И если мотивов два, тогда почему упоминается третий новый мотив – колониализм? Вопрос от Ахмада Фуада Фуада (أحمد فؤاد فؤاد).
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
Нет никакого противоречия в том, что приводится в книге «Политическая концепция». В первых строках говорится о том, что мотивы межгосударственной борьбы ограничены только двумя, и это – любовь к господству и славе и погоня за материальными выгодами. То же, что приводится далее, где говорится «самым опасным мотивом борьбы у государств является фактор колониализма со всеми его проявлениями» – так это говорится потому, что фактор колониализма подпадает под определение или является погоней за материальными выгодами, т.к. колониализм – это метод капиталистической системы в приобретении выгоды согласно их критерию, которым является «выгода». Это означает, что колониализм возвращается к своим основам – и это мотив погони за материальными выгодами. Это – не новый мотив, помимо двух, упомянутых в начале страницы. И если Вы углубитесь в рассмотрение, то найдёте иную вещь, которая может показаться новым мотивом, однако текст отнёс его к любви к господству и славе. На той же странице приводится: «Побуждение ослабить подъём силы другого государства связано с любовью к господству, т.к. это является противостоянием господству другого государства. Таким, например, было положение государств, выступивших против Наполеона, потом – против Исламского Государства, а затем – против нацистской Германии». Конец цитаты.
И так же, как мотив ослабления подъёма силы другого государства не является мотивом, выходящим за пределы двух вышеупомянутых мотивов, так же и погоня за материальными благами не выходит за пределы двух вышеупомянутых мотивов, т.к. эти два мотива являются основными, под которые подпадают все остальные, связанные с ними побуждения.
Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халила Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в Фейсбук
17 Мухаррама 1436 х.
10.11.2014