Вопросы:
Вопрос Азиддина ибн Абдуссалама:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, наш дорогой шейх. Дай Аллах, чтобы Вы прибывали в здравии и безопасности. Надеюсь, Вы уделите своё время моему вопросу: во время торговли нынче практикуется такое, что покупатель приходит к продавцу и покупает у него дом или участок земли в рассрочку, выплачивая денежные платежи в оговорённые сроки. Но, несмотря на то, что покупатель берёт дом или участок земли, он становится полным владельцем, т.е. получает все права собственности, лишь после выплаты последнего денежного платежа.
Покупатель имеет право распоряжаться купленным имуществом, как пожелает, за исключением его продажи. Он не может продать то, что купил, кроме как только после выплаты всей суммы его стоимости. Обычные люди обращаются к ребятам Хизба с вопросом относительно данной операции, доверяя им. Однако ребята отвечают по-разному: одни запрещают это, вторые разрешают. Сторонники дозволенности данной операции ссылаются на дозволенность договора о внесении залога, т.е. считают купленный дом или участок земли залогом. Сторонники запрета аргументируют свой запрет тем, что купля-продажа с полной выплатой стоимости товара или с рассроченным платежом должна включать в себя полную передачу всех прав на купленный товар на том основании, что частная собственность – это шариатское решение относительно определённой вещи или пользы, предусматривающее предоставление собственнику всех прав на использование этой вещи или получение компенсации за неё. Уважаемый шейх! В силу важности этого вопроса при взаимодействии с людьми и неоднократного столкновения с ним мы решили поднять его Вам, дабы Вы устранили сомнения. Да воздаст Аллах Вам благом! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Вопрос Нидаля Наззала:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Прошу Вас пояснить шариатское решение относительно следующей торговой операции: можно ли мне покупать в рассрочку автомобиль у покупателя, который ставит условие, что не будет регистрировать автомобиль на моё имя, пока не будет выплачена вся стоимость автомобиля. И это происходит несмотря на то, что автомобиль передаётся в моё распоряжение? Да вознаградит Аллах Вас благом!
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
Вопросы брата Азиддина и брата Нидаля схожи друг с другом по своему содержанию, т.к. касаются одной темы. Поэтому ответ будет один.
Данный вопрос известен в исламском праве под названием «Заклад купленного товара до полной выплаты его стоимости». Другими словами, купленный товар остаётся у продавца под залог, пока покупатель не выплатит всю стоимость товара. Этот вопрос не возникает, если продавец и покупатель были такими, как говорится в хадисе Посланника Аллаха ﷺ, который вывел Бухари от Джабира ибн Абдуллаха (р.а.): «Аллах помилует человека, который проявит снисходительность (великодушие) во время продажи, во время покупки и во время требования долга» (Бухари, № 1970). Но иногда они расходятся между собой относительно того, что необходимо осуществить в первую очередь: передать товар в собственность или выплатить его стоимость. Бывает такое, что продавец после заключения договора о купле-продаже удерживает у себя товар, т.е. держит его в качестве залога до полной выплаты его стоимости. И здесь возникает этот вопрос. Исламские правоведы (факихи) имеют разные мнения относительно этой операции. Некоторые разрешают её при определённых условиях, другие запрещают, а также есть такие, которые разрешают в одном положении и запрещают в другом положении и так далее.
После исследования данного вопроса я пришёл к следующему мнению, которое считаю наиболее сильным:
1 – Виды товара:
а) Товар, который можно измерить в единицах меры и весов, т.е. сыпучий, взвешиваемый или вычисляемый и так далее. Как, например, рис, хлопок, ткань и тому подобное.
б) Товар, который не измеряется в единицах меры или весов. Как, например, автомобиль, недвижимость, животное и тому подобное.
2 – Цена товара:
а) Бессрочная оплата (наличностью). Когда, например, покупатель покупает товар за 10000 (десять тысяч) наличных денег и сразу расплачивается с продавцом.
б) Отсрочиваемая оплата (в рассрочку). Когда, например, покупатель покупает товар за 10000 (десять тысяч) денежных единиц, которые он выплатит по истечении одного года.
в) Бессрочная (наличностью) и отсрочиваемая (в рассрочку) оплата вместе. Когда, например, покупатель обязан при покупке товара бессрочно внести первый платёж в размере пяти тысяч денежных единиц, а остальные пять тысяч выплачивает в течение одного года, поквартально или ежемесячно в оговорённых частях.
3 – Шариатское решение будет различаться с различием вышеупомянутых моментов:
Первое положение: когда предметом договора купли-продажи выступает товар, который не измеряется в единицах мер или весов – как, например, продажа автомобиля, недвижимости, животного и тому подобное.
а) Если стоимость товара оплачивается бессрочно, т.е. сразу наличными денежными единицами. Например, покупатель покупает автомобиль за десять тысяч денежных единиц в наличной форме, и это подтверждается в договоре.
В таком положении дозволяется продавцу удерживать товар, т.е. оставлять его у себя в качестве залога до полной выплаты всего досрочного платежа в соответствии с договором. Подтверждением тому служит благородный хадис, выведенный ат-Тирмизи в группе «хадис хасан» (группе надёжных хадисов), где от Абу Амамы сообщается, что он слышал, как Пророк Мухаммад ﷺ говорил в своей проповеди во время прощального хаджа: «Если доверено вам что-либо, то непременно сохраните это и верните хозяину. И если кто взял в долг, то непременно должен вернуть свой долг». Аргументационной стороной этого хадиса служат слова: «если кто взял в долг, то непременно должен вернуть свой долг». Стало быть, если покупатель взял товар прежде, чем оплатил его стоимость, значит, он купил его в долг. В арабской версии хадиса употребляется выражение «ад-дайн аль-мукдий», т.е. долг необходимо выплатить первым делом по той причине, что купля-продажа была наличными деньгами. Другими словами, необходимо выплатить первым делом деньги, потому что договор купли-продажи был заключён на проведение одноразовой сделки путём бессрочной передачи денег в наличной форме. Исламский правовед аль-Касаний в книге «Бадаиу ас-Санаиу» в комментарий к данному хадису пишет: «Посланник Аллаха ﷺ описал долг словами «аль-мукди» из-за того, что долг должен быть выплачен вообще и абсолютно. Если же выплата стоимости товара задержалась, а товар был передан, то этот долг нельзя назвать выплаченным, ведь это находится в противоречии с текстом».
Следовательно, продавец имеет право оставить при себе товар, пока покупатель не выпалит всю стоимость товара. Этим самым не останется задолженности, как этого и требует договор, поскольку купля-продажа была осуществлена без долгов, а скорее – бессрочно, путём выплаты наличных денег.
б) Если стоимость товара оплачивается в рассрочку. Например, покупатель приобретает автомобиль за десять тысяч денежных единиц, которые он обязуется выплатить через год. В таком положении продавец не имеет права удерживать товар до полной выплаты стоимости товара, поскольку оплата является рассроченной согласно договору с согласием продавца. Ему не разрешается удерживать товар в качестве гаранта выплаты его стоимости, ибо он уже продал товар в рассрочку, а значит – снял с себя право удерживать его. А поэтому ему запрещается удерживать товар, напротив, он должен отдать его покупателю.
в) Если стоимость товара оплачивается бессрочно (наличностью) и в рассрочку. Например, покупатель автомобиля должен внести первый платёж в размере половины стоимости товара, т.е. 5000 (пять тысяч) денежных единиц в наличной форме, а оставшуюся часть, т.е. 5000 (пять тысяч), он обязуется выплатить через год или в течение года поквартально или ежемесячно. В таком положении продавец имеет право удерживать товар в качестве залога до выплаты бессрочного первого платежа, а после выплаты ему запрещается удерживать товар для получения остальных платежей в оговорённых сроках. Подтверждением тому служит вышеупомянутый абзац.
Заключение:
Продавцу разрешается удерживать товар в качестве залога до выплаты бессрочной (наличностью) его оплаты. Если договор был заключён на бессрочную оплату стоимости товара, продавец имеет право удерживать товар при себе, пока покупатель не выплатит бессрочно (наличностью) стоимость товара в соответствии с договором. Также продавец имеет право удерживать товар при себе, пока покупатель не внесёт свой первый бессрочный платёж, т.е. пока он не выплатит часть стоимости товара в соответствии с договором.
В данном случае неуместным будет утверждать следующее: «Какое право имеет покупатель вносить в залог свой товар до того, как он взял его в своё распоряжение, т.е. приобрёл в свою собственность? Ведь под залог не дозволяется вносить ничего, кроме как только то, что дозволяется продать, а купленный товар можно продать только после приобретения его в своё распоряжение. Это ясно прослеживается в хадисе Посланника Аллаха ﷺ, который передал аль-Байхакъий от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал Аттабу ибн Асиду: «Я направляю тебя к гостям Аллаха, к жителям Мекки. Ты запрети им продавать то, что не находится в их распоряжении (то, чем они не имеют права распоряжаться)». Также об этом говорит хадис, который передал ат-Табарани от Хакима ибн Хизама, который сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «Я веду множество сделок купли-продажи, какие из них мне дозволяются, а какие – запрещаются?», – на что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Не продавай то, чем не имеешь права распоряжаться». Эти хадисы ясно гласят о запретности продажи того, чем не имеешь права распоряжаться. Отсюда и вопрос, как можно закладывать товар до того, как ты приобрёл его в своё распоряжение?».
Так нельзя утверждать из-за того, что эти два хадиса касаются того товара, который можно измерить в единицах мер и весов. Но если речь идёт о товаре, который не измеряется в единицах мер или весов, как недвижимость, автомобиль или животное, то разрешается продавать его до фактического приобретения его в своё распоряжение на основании хадиса, который передал Бухари. Сообщается, что Ибн Умар (р.а.) сказал: «(Однажды, когда) мы находились в пути вместе с Пророком ﷺ, я ехал на принадлежавшем Умару молодом пугливом верблюде. Я никак не мог с ним справиться, а он постоянно опережал остальных, (и когда это случалось,) Умар прикрикивал на него и заставлял возвращаться, но потом он снова выбегал вперёд, а Умар снова кричал на него и возвращал его обратно. (Через некоторое время) Пророк ﷺ сказал Умару: «Продай мне его». (Умар) сказал: «Он твой, о Посланник Аллаха!». (Однако Пророк ﷺ снова) сказал: «Продай мне его», – и (Умар) продал его Посланнику Аллаха ﷺ, после чего Пророк ﷺ сказал: «Он твой, о Абдуллах ибн Умар, делай с ним, что хочешь»». В этом хадисе прослеживается то, как покупатель распоряжается товаром и дарит его до полного приобретения его, что указывает на то, что он получил его в свою собственность, даже если не взял его в свои руки. Это указывает на дозволенность продажи товара до взятия его в свои руки, ибо продавец уже передал его в собственность покупателю.
И поэтому разрешается удерживать купленный товар в качестве залога до его передачи в руки покупателю, ведь разрешается продавать его до фактической передачи в руки покупателю. Однако это дозволено исключительно в отношении товаров, которые невозможно измерить в единицах мер и весов. Как, например, недвижимость, автомобиль, животное и тому подобное. Если договор купли-продажи заключён на выплату бессрочной оплаты или внесения первого платежа в соответствии с договором, то разрешается удерживать товар в качестве залога до выплаты бессрочной оплаты или внесения первого платежа.
Второе положение: когда предметом договора купли-продажи выступает товар, который можно измерить в единицах меры и весов, т.е. сыпучий, взвешиваемый или вычисляемый и так далее. Как, например, рис, хлопок, ткань и тому подобное. В таком случае нельзя удерживать купленный товар в качестве залога по оплате, независимо от реальности оплаты, является ли она бессрочной (наличностью) или отсроченной (в рассрочку) и так далее. Если договор предусматривает отсрочиваемую оплату, то нельзя удерживать товар, как мы об этом уже упомянули ранее. Как и нельзя удерживать товар в качестве залога при купле-продаже, если договор предусматривает бессрочную оплату (наличностью) стоимости товара. Поскольку запрещается удерживать в качестве залога товары, которые можно измерить в единицах мер и весов, до полной передачи в собственность покупателя согласно вышеприведённому хадису. В данном случае, когда договор купли-продажи предусматривает бессрочную оплату (наличностью), продавец имеет выбор:
1 – либо продать товар за бессрочную оплату (наличность), передать его в собственность покупателю и проявлять терпение, равно оплатил ли он стоимость сразу (наличностью) или спустя какое-то время, не удерживая этот товар в качестве залога.
2 – либо не продавать ему товар, т.е. не удерживать товар в качестве залога.
Следовательно, если договор купли-продажи был заключён на товары, которые можно измерить единицами мер и весов, на основе бессрочной (наличностью) или отсроченной (в рассрочку) оплаты, то продавец не имеет права удерживать товар при себе в качестве залога до полной оплаты стоимости.
Данное мнение я считаю наиболее сильным. Аллах лучше знает.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
06 Шаъбана 1436 года
24.05.2005