Вопрос :
С именем Аллаха – Милостивого, Милосердного!.. Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение! Пожалуйста, разъясните нам значение той фразы, в которой говорится о государственном бюджете в социальной системе: «Исламское Государство не закладывает ежегодный бюджет, который бы становился законом на год. Бюджет не берётся от Маджлис уль-Умма и не предлагается на его рассмотрение. Это происходит потому, что бюджет в демократической системе является законом, как в общем, так и в деталях. Он содержит в себе сумму расходов и является законом на год.
Закон у них принимается парламентом. Исламское Государство, в свою очередь, не нуждается во всём этом, потому как накопление средств в Байт уль-Маль происходит в соответствии с установленными законами Шариата (и в соответствии с ними распределяются средства из Байт уль-Маль). Всё это – неизменный закон Шариата. Нет места для мнений в вопросе накопления средств и нет места для мнений в вопросе их распределения, абсолютно. Эти действия на постоянной основе регламентируются законами Шариата. Это –то, что касается бюджета. Что же касается пунктов бюджета, сумм расходов, имеющихся для каждого из них, и целей, на которые будет вестись трата, то всё это оставляется на мнение одного лишь халифа, т.к. это относится к заботе о делах людей, что является шариатской прерогативой халифа, который ведёт все эти дела. Его приказ является обязательным для исполнения».
Также приводится в книге «Имущество Государства Халифат» в отделе общего регулирования финансов следующее: «Управление общего регулирования финансов, управление общей бухгалтерской отчётности и управление надзора. Управление общего регулирования финансов выводит будущий финансовый баланс для государства в соответствии с решением, принятым халифом, в котором будут учитываться доходные возможности государства, финансовые расходы, сравнение доходов, итоговые расходы в соответствии с установленным балансом, будет вестись надзор за прибылью в стране и за фактическими расходами».
Это управление существует в Халифате, и я вижу противоречия в содержании двух этих книг. В первой книге отрицается наличие бюджета в государстве, а во второй – утверждается его наличие. Надеюсь, Вы мне разъясните это, за что Вам – большое спасибо. Абу Хасан (Tahsin Hasan Hadyah).
Ответ:
И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!
Во-первых:
Для того чтобы ответ был ясен, мы должны вспомнить следующее:
Бюджет (в общем) состоит из доходов и расходов. У каждого из этих понятий есть статьи и пункты.
Статьи доходов относятся к внутренним источникам, а пункты этих статей относятся непосредственно к соотношению доходов и расходов в секторах государства и в том, что касается заботы о делах людей. Статьи расходов относятся к видам внутренних расходов, а пункты относятся к идентификации видов секторов, на которые ведётся трата, которая корректируется согласно выделенным средствам.
В демократических капиталистических и им подобных странах собирается парламент, который принимает бюджет и его пункты доходов и расходов, т.е. принимает для внутренних источников на год определённую сумму, как будто говоря: «Налоги будут такими-то, кредиты будут такими-то, помощь будет такая-то, будут учитываться общие сектора такие-то…». После этого для каждого такого источника парламент определяет сумму, например, для строительства дорог столько-то, для некоторых заводов столько-то и т.д. Парламент определяет способ и цели затрат. Именно так обстоит дело в существующих государствах…
В Исламе статьи доходов и расходов неизменны и постоянны. Не дозволено брать деньги, специфика которых определена на нечто иное, и не дозволено их тратить способом, не обусловленным в Шариате.
Статьи доходов состоят из ограниченных источников из общественного и государственного имущества, как, например, харадж и добыча. Так же – и закят. Эти источники являются постоянными, которые не устанавливают ни халиф, ни Маджлис уль-Умма. Что же касается пунктов, в которых, к примеру, подсчитывается годовой прирост поступления нефти или ожидаемая сумма хараджа, то это дозволено. Также дозволено подсчитывать доходы с некоторых секторов. Таким образом, статьи бюджета не закладываются как годичные, потому как это ничего не увеличивает и не уменьшает, а составление пунктов дозволено как подсчёт итогов или распределение ресурсов в интересах государства или как опека интересов населения.
Статьи трат также ограничены законами Шариата. Они связаны с видом трат на внутренние источники из числа общественной собственности, государственной собственности и закята. Ни халиф, ни Маджлис уль-Умма не могут это обойти. Что же касается пунктов, относящихся к видам секторов, на которые должна вестись трата, а также контроль затрат, то халиф может определять их согласно своему мнению и иджтихаду, брать совет у Маджлис уль-Умма и решить тратить на такой-то проект столько-то, а на такой-то проект столько-то и т.д.
Т.е. мы имеем две стороны бюджета. Одна из них не может утверждаться со стороны Маджлис уль-Умма и халифа, и это – статьи бюджета, а вторая может утверждаться халифом, который может советоваться с Маджлис уль-Умма о ней, и это – пункты бюджета.
Во-вторых:
Это разъясняется в предоставленной нами Конституции в статье 36, пункт F : «Халиф принимает шариатские законы, которые являются обязательными для бюджета государства, и он принимает пункты бюджета и размеры сумм, прикрепляемые к каждому пункту, всё равно, было ли это связано с доходами или расходами».
Также это разъясняется в статье 148: «У бюджета государства имеются неизменные статьи, установленные законами Шариата, но пункты бюджета, суммы выплат, заложенные в них, и положения, свойственные этим суммам в каждом пункте, – всё это оставляется на мнение халифа и его управление».
В пояснении этого говорится следующее: «Количество статей и пунктов бюджета, а также сумма денег, вкладываемая в них, оговорены Шариатом… Статьи бюджета являются неизменными, потому как установлены законами Шариата, а Шариат постоянен и не меняется. Пункты бюджета являются ответвлениями, исходящими из него, как, например, размер хараджа с богарных земель (т.е. земель, где земледелие происходит без искусственного орошения) или хараджа с поливных земель и т.д. Харадж устанавливает халиф, потому как это относится к управлению делами людей и оставлено на его мнение и иджтихад. Так же и выплаты оставляются на его мнение и иджтихад, как, например, сумма джизьи, размер хараджа и т.д., ибо это возложено на него».
Также существуют законы с шариатскими доказательствами, гласящие о том, что доходы и расходы возлагаются на Байт уль-Маль, и Шариат постановил так, что в Байт уль-Маль есть имущество, которым он (Шариат) распоряжается без того, чтобы это возлагалось на мнение халифа и его иджтихад. Халиф применяет своё мнение и иджтихад в пунктах, т.е. ответвлениях доходов и расходов, а также в суммах, прилагаемых к каждому пункту. Таким образом, пункты трат и размер сумм денег, прилагаемых к каждому пункту, разрешено фиксировать в ежегодном государственном бюджете, всё равно, касается это доходной части или расходной. Запрещено составлять ежегодный бюджет с изменениями в статьях, как для доходной части, так и для расходной, потому как эти статьи установлены Шариатом на постоянной основе.
Итак, халифу дозволяется составлять государственный бюджет в его пунктах и ответвлениях, согласно его мнению и иджтихаду, и дозволено, чтобы этот бюджет был годовым.
По этой причине многие виды имущества в Исламе собираются раз в год, такие как закят, джизья… Хорошо, если бюджет является годовым, с учётом того, чтобы годом был год по хиджре (лунный, мусульманский), а не по миляди (солнечный, юлианский), т.е. лучше будет для государства Халифат устанавливать годовой бюджет с упомянутым значением в один год по хиджре.
В-третьих:
Соответственно с этим понимается, что отрицается бюджет, подобный бюджетам в демократических странах, как об этом говорится в книге «Экономическая система». Это происходит потому, что данный бюджет устанавливается как закон со стороны парламента, в котором указываются статьи на этот год, пункты, разделы и размеры сумм, необходимые для них. В Исламе с этим обстоит иначе, потому как Шариат разъяснил статьи для бюджета на постоянной основе, а поэтому статьи не могут корректироваться, как закон. Но пункты и разделы, а также размеры сумм, в которых они нуждаются – то об этом говорится в этой книге: « Всё это оставляется на мнение одного лишь халифа, т.к. это относится к заботе о делах людей, что является шариатской прерогативой халифа, который ведёт все эти дела. Его приказ является обязательным для исполнения ». И поэтому запрет вводится на установление статей бюджета в виде закона и на то, чтобы парламент был стороной, принимающей этот закон, как это происходит с бюджетами и их составлением в демократических странах.
В-четвёртых:
Это же понимается из книги «Имущество в Государстве Халифат»: «Устанавливается будущий бюджет государства согласно мнению и иджтихаду халифа, в котором будут оценены доходные возможности государства и расходы его имущества, будут отслеживаться итоговые доходы и расходы согласно балансу, будут учитываться результаты доходов и фактических расходов государства».
Под бюджетом имеются в виду его пункты и ответвления, а также размер сумм, в которых они нуждаются согласно мнению и иджтихаду халифа.
Наличие бюджета в таком понимании не отрицает сказанное в книге «Социальная система», в которой говорится в конце раздела о государственном бюджете: «У халифа есть полномочие устанавливать пункты и разделы, а также размеры сумм, прикреплённых к ним, в которых имеются интересы…»
Это и есть работа упомянутого управления, о котором говорится в книге «Имущество…», где наличие бюджета остаётся на халифе, согласно его мнению и иджтихаду, в котором есть интерес… Но не дозволено составлять статьи бюджета.
Вывод:
Не разрешается устанавливать годовой бюджет с корректировкой статей бюджета, ибо в Исламе эти статьи неизменны и разъяснены законами Шариата, к которым ничего нельзя добавлять и от которых ничего нельзя вычитать. Но дозволено составлять годовой бюджет в пунктах и размерах сумм с ожидаемой годовой прибыли, а также размеры сумм, предназначенных для расходов в течение года.
Я надеюсь, что мой ответ ясен… В любом случае, наше мнение, изложенное в книге, должно быть разъяснено на деле, иншаАллах.
Ваш брат, Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта Серия ответов шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, взятые с его страницы в соц. сети Фейсбук, раздел «Экономика»
28 Рамадана 1436 г.х.
15.07.2015 г.