Вопрос:
Вопрос Ayn Alhak: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, наш уважаемый и дорогой шейх. Да поддержит Вас Аллах Своею помощью и дарует Вам, Хизбу и всей Исламской Умме явную победу.
У меня вопрос относительно фиников, т.к. они являются одним из семи видов, упомянутых в хадисе о бартерном обмене. Можно ли продавать финик в рассрочку за дирхам, т.е. человек купил килограмм финика, а его стоимость обязался выплатить в дальнейшем? Поделитесь с нами знаниями, да вознаградит Вас Аллах благом. Особенно если учесть, что наступает сезон фиников.
Вопрос Zakaria Karimeh: да одарит Аллах Вас Своею благодатью. У меня вопрос относительно отсрочивания оплаты, т.е. покупки в рассрочку. Можно ли покупать золото за бумажные деньги в рассрочку?
Вопрос Ayman Alfjjary: какая разница между покупкой золота в долг (почему это запрещено?) и займом, который является разрешённым согласно тому, что приводится в последнем параграфе по теме «Ростовщичество и обмен» в книге «Экономическая система»?
Вопрос Hisham Is'efan: ассаляму алейкум, наш амир… Лучшие слова приветствия, и далее… В книге «Экономическая система» (на арабском языке), в главе «Ростовщичество и обмен» на странице 259 приводится следующий хадис: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, финики на финики, пшеницу на пшеницу, соль на соль, ячмень на ячмень в равных количествах и наличными. Если же товары различаются, то покупайте и продавайте, как пожелаете, при согласии каждой из сторон». И у меня возник вопрос: «Следует ли с этими четырьмя видами продуктов, упомянутых в хадисе, взаимодействовать так же, как с двумя видами денег – золота и серебра – в операциях купли-продажи?». Например, разрешается ли мне брать в долг мешок муки, а оплату записать на моё имя? Либо существует разница во взаимодействии между двумя видами денег и этим продуктами, упомянутыми в хадисе? И отличается ли произведённый на фабрике продукт от сырьевого продукта? Извиняюсь за длинный вопрос. Да вознаградит Аллах Вас благом. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Ответ:
Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух!
Ваши четыре вопроса схожи между собой, поэтому мой ответ на них будет одним общим. Хочу обратить ваше внимание на то, что ростовщического имущества всего шесть видов: золото, серебро, зерно, ячмень, финик и соль, а не семь, как Вы написали в первом вопросе.
Для полной ясности этой темы постараемся дать ответ следующим образом:
Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, финики на финики, пшеницу на пшеницу, соль на соль, ячмень на ячмень в равных количествах и наличными. Если же эти товары различаются, то покупайте и продавайте их как пожелаете, если (обмен происходит) из рук в руки» (передали Бухари и Муслим от Тарика ибн ас-Самита).
1 – Текст хадиса ясно гласит о том, что при различии этих ростовщических товаров вы можете торговать ими так, как хотите. То есть необязательно (нет условия), чтобы это происходило в равнозначном виде, но при этом с обязательным условием – из рук в руки. Выражение «аль-аснаф» (виды товаров) приводится в обобщённой форме, а значит – охватывает все шесть видов ростовщических товаров без всякого исключения. И поскольку нет другого текста, обособляющего или исключающего, стало быть, закон предусматривает разрешение на обмен зерна на ячмень, или зерна на золото, или ячменя на серебро, или фиников на соль, или соли на серебро и так далее. Как бы ни разнились цены бартерного обмена, но при условии, что обмен будет происходить из рук в руки, т.е. не в долг. Что говорится относительно золота и серебра, то относится и к бумажным деньгам в силу наличия общего иллят, а именно – использования их в качестве денежной единицы для определения стоимости товаров и аренды, а также размеров заработной платы.
2 – Приводится исключение из обязательности передачи из рук в руки при купле-продаже ростовщических товаров, если положение касается откладывания в залог при купле-продаже четырёх товаров – зерна, ячменя, соли и фиников – за деньги. Сообщается от Аиши (р.а.), что «Посланник Аллаха ﷺ купил еду у иудея взаём, а в залог заложил свою железную кольчугу». Другими словами, Посланник Аллаха ﷺ купил еду в долг, но с залогом. Их еда тогда входила в категорию ростовщических товаров согласно следующему хадису: «Берите еду за еду в равных количествах. И в то время нашей едой был ячмень» (вывели Ахмад и Муслим от Тарика Муаммара ибн Абдуллаха). Следовательно, разрешается покупать вышеупомянутые четыре ростовщических товара взаём (в долг), если что-то было заложено покупателем в качестве залога до погашения стоимости товара.
3 – Если заимодавец и заёмщик смогли обезопасить друг друга, т.е. удостоверить друг друга в надёжности, то нет надобности закладывать что-либо в залог. Доказательством тому служат слова Всевышнего Аллаха:
وَإِن كُنتُمۡ عَلَىٰ سَفَرٖ وَلَمۡ تَجِدُواْ كَاتِبٗا فَرِهَٰنٞ مَّقۡبُوضَةٞۖ فَإِنۡ أَمِنَ بَعۡضُكُم بَعۡضٗا فَلۡيُؤَدِّ ٱلَّذِي ٱؤۡتُمِنَ أَمَٰنَتَهُۥ وَلۡيَتَّقِ ٱللَّهَ رَبَّهُۥۗ
«Если вы окажетесь в поездке и не найдёте писаря, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа» (02:283).
Этот священный аят гласит о том, что нет надобности закладывать что-либо в залог во время поездки, если заимодавец и заёмщик смогли удостовериться друг в друге. И этот аят применяется к теме залога при покупке четырёх – зерна, ячменя, соли и фиников – ростовщических продуктовых товаров в долг. Всевышний Аллах говорит:
فَإِنۡ أَمِنَ بَعۡضُكُم بَعۡضٗا فَلۡيُؤَدِّ ٱلَّذِي ٱؤۡتُمِنَ أَمَٰنَتَهُ
«Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное» (02:283).
В аяте однозначно говорится, что залог в таком случае не требуется.
4 – Следовательно, разрешается покупать четыре ростовщических товара – зерно, ячмень, финики и соль – за деньги в долг, как путём откладывания залога до погашения долга, так и без откладывания залога, если продавец и покупатель доверяют друг другу. В обоих случаях покупка этих товаров в долг является разрешённой. То есть покупка соли в долг, как это приводится в вопросе, является дозволенной, если она отвечает требованию священного аята:
فَإِنۡ أَمِنَ بَعۡضُكُم بَعۡضٗا
«Но если один из вас доверяет другому» (02:283).
Это то, что я считаю наиболее сильным мнением. Аллах знает лучше!
5 – К сведенью, в книге Ибн Батала по толкованию сборников достоверных хадисов Бухари, в разделе «Покупка продуктов (питания) взаём (рассрочку)», автор пишет: «Нет разногласия среди учёных относительно дозволенности покупки еды за определённую плату и на определённый срок».
В книге «Фикх аля аль-мазахиб аль-арбаа» («Исламское право по четырём мазхабам») за авторством аль-Джазирия, в главе «Покупки ростовщических товаров» приводится: «Если при обмене один из товаров является денежной единицей, а другой – продуктом питания, то разрешается продавать в рассрочку».
В книге Ибн Аль-Къайма «Аль-Мугни» автор пишет о запрете продажи четырёх товаров друг за друга в долг и говорит: «Это отличается от того положения, когда они были проданы за дирхамы или другие веса, поскольку того требует необходимость».
Итого:
1 – Разрешается продавать финики, зерно, ячмень и соль за деньги в долг с предоставлением залога до погашения долга или без залога, если продавец и покупатель доверяют друг другу. В других положениях, помимо этих двух, не разрешается делать этого.
2 – Покупка золота за деньги в долг абсолютно не разрешается, равно представляли ли эти деньги из себя золото или бумажные денежные купюры, и независимо от того, был ли этот долг отсрочен по полной стоимости или дан в рассрочку, т.е. часть была заплачена, а оставшаяся часть поделена на сроки. В последнем случае, т.е. при рассрочке путём внесения первого платежа, только та часть покупки золота будет действительной, которая была сразу оплачена, т.е. первый платёж. Что же касается всех остальных отсроченных платежей, то производимая посредством них торговля является недействительной по Шариату. Но если все платежи были отсрочены на определённый срок, то есть без всякого первого взноса, то вся эта купля-продажа будет недействительной из-за применения к ней доказательств обмена ростовщическими товарами.
3 – Что касается займа золота, серебра, денег и других ростовщических товаров, то разрешается он с одним условием, чтобы не было процента (выгоды), поскольку это отличается от купли-продажи и бартера, даже если они и чем-то похожи друг на друга. Купля-продажа и бартер включают в себя обмен имущества на имущество, однородного или неоднородного. Что касается займа, то это – предоставление имущества другому лицу с тем, чтобы он вернул его в дальнейшем в той же сумме. Долг даётся в знак доброжелательства. Его доказательства отличаются от доказательств купли-продажи, и ему не соответствуют доказательства покупки ростовщических товаров, чтобы сказать, что это запрещено, как, например, покупка золота в долг. Напротив, доказательства говорят о дозволенности давать взаём (давать беспроцентный кредит). Передал Муслим от Абу Рафиа, что «Посланник Аллаха ﷺ позаимствовал у мужчины молодого верблюда, а когда к нему прибыли верблюды от милостыни, он приказал Абу Рафиа вернуть мужчине его верблюда. Но Абу Рафиа вернулся к нему и сказал: «Среди них я нашёл только отборных четырёхлетних верблюдов». И он ﷺ сказал: «Из них и дай ему, потому что лучшие из людей – те, которые наилучшим образом погашают свои долги»». Передал Ибн Хиббан от Ибн Масуда, что Пророк ﷺ говорил: «Дважды данный мусульманином займ записывается ему как одна милостыня». Также сообщается, что «Пророк ﷺ давал взаймы».
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
21 Мухаррама 1437 года
03.11.2015