04
Сб, мая

«Разница между добром (хайр) и злом (шарр), красотой (хусн) и безобразием (кубх)»

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Мир Вам, дорогой шейх, пусть Аллах дарует Вам долгую жизнь и позволит увидеть свершение помощи и победы, с дозволения Аллаха.

У меня есть вопрос, касающийся разницы между добром (хайр) и злом (шарр), красотой (хусн) и безобразием (кубх). Дело в том, что когда возникает соответствующая тема, ответы шабабов на этот вопрос разнятся. Я прошу Вас пояснить нам разницу между данными выражениями. Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение! От Абу Касий.

Ответ: И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!

а) Красота (хусн) и безобразие (кубх), добро (хайр) и зло (шарр) являются терминами, которые имеют свои определения у учёных основ исламского права (Усуль аль-Фикх), и они должны пониматься, исходя из смыслов, которые они в них вкладывают, а не из лексического значения этих слов. Т.е. для того, чтоб узнать их смыслы и разницу между ними, необходимо обращаться к знатокам Усуль аль-Фикх, а не к знатокам языка, и не надо открывать словарь для того, чтобы найти значения слов «красивый», «безобразный», «благой», «злой», а потом утверждать о том, что эти слова имеют такой-то смысл. Напротив, следует искать значения этих выражений у учёных Усуль аль-Фикх и брать те смыслы, которые они в них вложили.

б) Учёные Усуль аль-Фикх рассмотрели тему «Аль-Хаким» т.е. «Устанавливающий нормы (решения)», которые определяют поступки как фард (обязательный), мандуб (рекомендуемый), мубах (дозволенный), макрух (неодобряемый) или харам (запретный) и определяют вещи как харам (запретная) или халяль (дозволенная). Эти значения определяются с точки зрения приказа или запрета, касающегося поступков или вещей, т.е. с точки зрения одобрения или порицания и, впоследствии, дальнейшего вознаграждения или наказания за их выполнение.

Рассматривая поступки или вещи с этой стороны, определяется их красота (хусн) или безобразие (кубх). Так, то, что является в соответствии с приказами Шариата одобренным или требуемым, будет красивым, и за это – награда, а то, что находится в противоречии с законами Шариата, являясь порицаемым или запрещённым, будет безобразным, и за него – наказание. Таким образом, определения «красота (хусн)» и «безобразие (кубх)» исходят при выведении решений относительно поступков и вещей с точки зрения шариатского закона как он есть и с точки зрения дальнейшего одобрения или порицания за их выполнение, т.е. награды или наказания.

Так, к примеру, когда мы рассматриваем воровство с точки зрения установленной нормы (т.е. то, что это действие – харам) и с точки зрения одобрения или порицания и дальнейшей награды или наказания за этот поступок (т.е. то, что за него отсекается рука или будет наказание огня Ада), то тогда мы называем воровство безобразным.

в) Учёные Усуль аль-Фикх также рассмотрели критерий, с помощью которого человек оценивает для себя пользу или вред поступка, в дальнейшем приступая к нему или же воздерживаясь от него. Когда учёные рассматривают определённый поступок согласно выбранному ими исламскому критерию и в результате находят его полезным, то приступают к нему, любят его совершать и называют его добрым (хайр). Если же поступок согласно исламскому критерию оказался вредным, то они воздерживаются от него, не желают его совершать и называют его злым (шарр).

Так, к примеру, когда Вы рассматриваете воровство с точки зрения исламского критерия, по которому оценили пользу или вред, а потом совершили или же воздержались от поступка, то определение, которое здесь исходит – это хайр или шарр. В итоге, Вы называете воровство злом (шарр), т.к. оно согласно исламскому критерию вредно, и воздерживаетесь от него.

г) Таким образом, Вы называете воровство безобразным, когда предметом изучения является шариатский хукм относительно него, а это – харам, и последующая награда или наказание за данный поступок, а это – отсечение руки в этом мире и наказание Ада в ахира.

Вы называете воровство злом, когда предметом изучения является критерий, по которому Вы определяете пользу или вред от данного поступка согласно исламскому критерию, а не критерию Вашей страсти или выгоды, находите воровство вредным, оно вызывает у Вас отвращение, и Вы воздерживаетесь от того, чтобы совершать его.

д) Одним словом:

Если предметом изучения является выведение решения относительно поступка или вещи и дальнейшее наказание или награда за выполнение данного поступка, то определения «красота (хусн)» и «безобразие (кубх)» приходят здесь.

Если предметом изучения является исламский критерий, по которому определяется польза или вред и в дальнейшем Ваша симпатия к выполнению этого поступка или же неприязнь к его совершению, то определения добро (хайр) и зло (шарр) здесь уместны.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
29 Джумада аль-уля 1437 х.
09.03.2016 г.

Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные ему на его странице в соцсети «Фейсбук» (Фикх)

Главное меню