С именем Аллаха – Милостивого, Милосердного!
Вопрос: Мир Вам! У меня вопрос: в книге «Система наказаний» говорится, что убийство бывает четырёх категорий, и четвёртая из них – это убийство, произошедшее в результате протекания ошибки, т.е. когда убийство происходит не по воле совершившего его. Если оно произошло не по воле совершившего, то какой выкуп полагается за это при том, что благородный хадис говорит, что «с моей Уммы снимается (ответственность) за ошибку»? (от Hamzeh Shihadeh)
Ответ: И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение.
То, о чём Вы спрашиваете, описывается в «Системе наказаний» таким образом: «Убийство бывает четырёх категорий: намеренное, схожее на намеренное (ранее понималось под «намеренным» убийство металлическим острым предметом, а под «похожим на намеренное» – тупым и неметаллическим предметом), по ошибке и произошедшее в результате протекания ошибки. Про намеренное ясно говорится в словах Всевышнего:
وَمَن يَقۡتُلۡ مُؤۡمِنٗا مُّتَعَمِّدٗا
«Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно» (4:93).
Про схожее на намеренное ясно говорится от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
ألا إن دِيَةَ الخطأ شبه العمد ما كان بالسوط مائة من الإبل منها أربعون في بطونها أولادها
«Выкуп за ошибку, схожую на намеренную, составляет сто верблюдов, из которых сорок – беременные».
За ошибочное убийство говорится в словах Аллаха Всевышнего:
وَمَا كَانَ لِمُؤۡمِنٍ أَن يَقۡتُلَ مُؤۡمِنًا إِلَّا خَطَٔٗاۚ
«Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке» (4:92).
Что касается убийства, произошедшего в результате протекания ошибки, то это убийство так же считается ошибочным с той разницей, что к нему не относятся как к непосредственной ошибке и его реальность отличается, потому как убийство по ошибке становится таковым при наличии воли именно убить, но убивший ошибается в объекте совершения убийства. А что касается убийства, произошедшего в результате протекания ошибки, то в данном случае у свершителя поступка изначально не было воли убить; поступок происходит вопреки его воле, чем это и отличается от предыдущего случая. Примером тому может служить то, когда спящий падает на кого-то и убивает его, или падает на него с высоты и убивает его, или спотыкается, падает на кого-то и убивает его... Тем не менее, такое убийство подпадает под первый закон убийства по ошибке, а значит – за него должен выплачиваться выкуп в сто верблюдов. Кроме того, убивший должен пройти искупление в виде освобождения на волю раба, а если он не нашёл раба, то должен поститься два месяца подряд».
Теперь же перейдём к ответу на сам вопрос:
Есть хадис, который привёл Ибн Хиббан от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ تَجَاوَزَ عَنْ أُمَّتِي الْخَطَأَ وَالنِّسْيَانَ وَمَا اسْتُكْرِهُوا عليه
«Аллах простил моей Умме ошибки, забывчивость и то, к чему их принудили».
Этот хадис не указывает на то, к чему Вы пришли, потому как смысл хадиса заключается в том, что Аллах не взыскивает с того, кто ошибся, забыл или был под принуждением, т.е Он не засчитывает их действие как грех, потому как Аллах простил ему это. Тот, кто, к примеру, стреляет в птицу, а попадает в человека, не совершил грех согласно Шариату, а также тот, кто совершил убийство во время протекания ошибки, как, например, упал с высоты на кого-то и убил его, тоже не совершил грех согласно Шариату, потому как поступок в обоих случаях подпадает под этот хадис, и грех снимается с человека. Но, кажется, что Вы считаете выплату выкупа наказанием за совершение преступления при том, что само действие не было совершено по воле действующего лица, а поэтому и спрашиваете, за что он должен быть наказан?
На самом деле, выкуп в положении ошибки и протекания ошибки не является наказанием за совершение убийства. На это указывает то, что по Шариату выкуп ложится на имущество акиля (кровных родственников убийцы со стороны отца), которыми является группа мужчин: его братья, его дяди со стороны отца, его дети, даже если были маленькими... при том, что они сами ничего (в основе) не сделали. Обязанность не лежит на имуществе убийцы, который убил по ошибке... а если бы выкуп был наказанием именно тому, кто совершил убийство, то тогда выкуп лёг бы обязанностью на его имущество, точно так же, как в случае с тем, кто убил намеренно...
К шариатским доказательствам на то, что выкуп за убийство по ошибке ложится обязательством на имущество акиля, а не на имущество самого убийцы, относится следующее:
Вывел Ибн Маджа в своём «Сунане» от Мугиры ибн Шуаба, который сказал:
قَضَى رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم بِالدِّيَةِ عَلَى الْعَاقِلَةِ
«Посланник Аллаха ﷺ присудил выкуп на акиля».
Я приведу Вам слова учёных, говоривших об этом:
Говорит Абу Юсуф, сторонник Абу Ханифы, в книге «Аль-Асар»: «При убийстве оружием по ошибке – т. е. когда хочешь одно, а выходит иное – выкуп ложится на акиля».
Говорится в «Ас-Сунан аль-Кубра» за авторством имама аль-Байхакыя: «Сказал аш-Шафии, да помилует его Аллах: «Я не видел того, кто бы противоречил тому, что Посланник Аллаха ﷺ присудил выкуп на акиля. На это есть неоднократные специальные хадисы, и мы упоминали об этом из специального хадиса»». Также имам аш-Шафии говорил: «Штраф за убитого бывает двух видов: штраф за намеренное убийство ложится на имущество правонарушителя и не затрагивает акиля, большой ли был штраф или малый, а штраф за убийство по ошибке ложится на акиля правонарушителя, большой ли был штраф или малый».
Сказал Ибн Кудама в «Аль-Магний»: «Сказал Ибн Мунзир: «Единодушно говорят все, от кого мы получаем знания, что в вопросе убийства по ошибке – т. е. когда человек бросает что-то, но оно попадает не в того – не известны случаи противоречий. Так говорят Умар ибн Абд аль-Азиз, Катада, ан-Нахаий, аз-Зухрий, Ибн Шубрума, ас-Саурий, Малик, аш-Шафии и учёные из «ахлю ар-рай». За этот поступок, совершённый по ошибке, акили убийцы обязательно должны выплатить выкуп, а сам убийца должен понести искупление из своего имущества. Мы не знаем противоречий в этом»».
Суть в том, что выкуп за убийство по ошибке не является наказанием убийцы в том смысле, что он совершает грех таким убийством, потому что в таком случае выкуп был бы из его имущества, а не из имущества акиля, который не убивал сам. И поэтому убивший по ошибке не совершает грех убийством по ошибке или убийством, произошедшим в результате протекания ошибки, о чём говорит благородный хадис.
А вот почему Шариат обязывает выплачивать выкуп из имущества акиля за убийство по ошибке или за произошедшее в результате протекания ошибки, то мудрость этого закона не объясняется нам в Шариате. Аллах знает лучше.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
22 Джумада аль-авваль 1437 г.х.
02.03.2016 г.
Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, приведённые на его странице в «Фейсбук» (Фикх)
Ответ взят со страницы амира в «Фейсбук», «Гугл плюс», «Твиттер».