02
Чт, мая

Общественная собственность

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Мир Вам, дорогой алим! Я хотел бы задать вопрос, касающийся общественной собственности: может ли частная собственность перейти в общественную в рамках шариатских законов, как, например, источник питьевой воды переходит из частной собственности в общественную, если это требуется в интересах общества; и может ли общественная собственность перейти в прежнее состояние, т.е. стать опять частной собственностью, когда не останется причины (общественной нужды) её нахождения в общественной собственности.

Например, могут ли иссякшие нефтяные скважины перейти в частное владение? Я очень благодарен Вам. Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение! (От Надира аль-Затари).

Ответ: И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!

Если решение относительно какого-либо вида общественной собственности имеет иллят, т.е. мотив (причину), на котором основано это решение, то данное решение будет варьироваться в зависимости от наличия или отсутствия своего иллята. Если существует иллят – данный вид собственности закрепляется за обществом, а если иллят отсутствует – то допускается его передача в частную собственность, однако только при условии, чтобы иллят (мотив) был шариатским, т.е. исходил из шариатских текстов.

Например, то, что относится к общественной необходимости (то, без чего общество не может обойтись), считается общественной собственностью. Посланник Аллаха ﷺ разъяснил об этих вещах в хадисе с точки зрения качеств этих вещей, а не количества, в которых они имеются у общества. Передал Абу Давуд от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اَلْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ في ثَلَاثٍ: في الْمَاءِ وَ الْكَلأِّ وَ النَّارِ

«Мусульмане – совладельцы в трёх вещах: воде, пастбище и в огне».

Этот же хадис передан Анасом с добавлением «…и их продажа запрещена». Передал Ибн Маджа от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ثَلَاثٌ لَا يُمْنَعْنَ: اَلْمَاءُ وَ الْكَلَأُ وَ النَّارُ

«Людям не запрещаются три вещи: вода, пастбище и огонь».

Это свидетельствует о том, что люди являются совладельцами в воде, пастбище и огне, а также о том, что частному лицу запрещено брать их в собственность.

Однако известно, что Посланник Аллаха ﷺ позволил брать в частное владение воду в Таифе и Хайбаре. И люди в действительности взяли её в частное владение для полива своих посевов и садов. Таким же образом некоторые мусульмане имели собственные колодцы в Медине.

Передаёт Бухари от Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ يَقْتَطِعُ بِهَا مَالَ امْرِئٍ مُسْلِمٍ، هُوَ عَلَيْهَا فَاجِرٌ، لَقِيَ اللَّهَ وَهُوَ عَلَيْهِ غَضْبَانُ

«Тот, кому удастся заполучить имущество мусульманина с помощью ложной клятвы, встретит Аллаха гневающимся на него» (Бухари).

Потом был ниспослан аят:

إِنَّ الَّذِينَ يَشْتَرُونَ بِعَهْدِ اللَّهِ وَأَيْمَانِهِمْ ثَمَنًا قَلِيلًا

«Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену...» (3:77).

Тут вошёл аль-Ашас и спросил: «Что (сейчас) вам пересказал Абу Абдуррахман?». Они ответили: «То и это». Он сказал: «Абу Абдуррахман сказал правду. Это было низведено обо мне. У меня был (спор) вокруг колодца на земле моего двоюродного брата. Я обратился за судом против него к Пророку, и он ﷺ спросил: «У тебя есть свидетели?». Я ответил: «Нет». Он ﷺ сказал: «Тогда его клятва (делает его победителем разбирательства)». Я сказал: «Но тогда он же (просто попусту) поклянётся!». Потом Посланник ﷺ сообщил этот хадис, и Аллах ниспослал этот аят в подтверждение слов Посланника Аллаха ﷺ».

Если бы «совместное владение водой» было бы основано с точки зрения воды как таковой, а не с точки зрения необходимости в ней, то он ﷺ не позволил бы индивидам брать её в частное владение. Так, из слов Посланника ﷺ «мусульмане совладельцы в трёх: воде…», а также из его разрешения индивидуумам брать воду в частное владение выводится иллят (мотив): для общественного соучастия «в воде, пастбище и огне» последние должны являться общественной необходимостью, без которой общество не может обойтись. Следовательно, невзирая на упоминания выражения «три» в хадисе, эти объекты мотивированы тем, что являются общественными нуждами. Этот иллят в зависимости от своего наличия или отсутствия варьируется со своим маълул (мотивированным постановлением). И поэтому любой общественно значимый объект, без которого общество не может обойтись, считается общественной собственностью, всё равно, является ли он водой, пастбищем, огнём или нет, то есть, упоминается ли он в хадисе или нет. В случае отсутствия общественной нужды в нём, даже если он упоминался в хадисе, как, например, вода, он не будет считаться общественной собственностью, напротив, будет объектом, который может входить в частную собственность. Критерием общественных нужд является нужда в какой-нибудь вещи со стороны общества, каким бы оно ни было – кочевое селение, село, город или государство, – так, что люди разойдутся в поисках этой вещи в случае её отсутствия,  как, например, источник воды, лес, пастбище и т.п.

К примеру, металлы, найденные в больших неисчисляемых количествах, как, например, рудники, относятся к общественной собственности, и не дозволена их передача в частную собственность.

 Передаёт Тирмизи от Абъяда ибн Хаммаля:

«أنه وفد إلى رسول الله ، فاستقطعه الملح فقطع له، فلما أن ولّى، قال رجل من المجلس: أتدري ما قطعت له؟ إنما قطعت له الماء العِدّ، قال: فانتزعه منه»

«Однажды он пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и попросил выделить ему участок, где много соли. Посланник Аллаха ﷺ выделил ему это. Когда он отошёл от него, один из сидящих вместе с Пророком ﷺ сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, ведаешь ли ты о том, что выделил ему? Ведь ты выделил ему нескончаемую воду». Затем Посланник Аллаха ﷺ вернул назад то, что дал ему».

«Нескончаемая вода» – это неисчерпаемая вода. Здесь соль сравнивают с этой водой из-за её нескончаемости. Этот хадис свидетельствует о том, что Посланник Аллаха ﷺ выделил горную соль Абъяду ибн Хаммалю, что указывает на дозволенность выделения месторождения соли. Но когда он ﷺ узнал, что это – постоянное месторождение, которое не исчерпывается, он вернул его, запретив право частной собственности над ним. Основной смысл здесь заключается не в соли, а в месторождении соли на том основании, что когда Посланник ﷺ узнал, что оно нескончаемое, то запретил владение им. Из этого хадиса становится ясно, что иллятом (мотивом) отказа в выделении месторождения соли в частную собственность выступает то, что она была в нескончаемом количестве.

Это решение, согласно которому месторождения нескончаемых ископаемых являются общественной собственностью, охватывает все виды месторождений, будь они надземными, которые добываются без всякого трудоёмкого процесса, как, например, соль или корунд (кристаллический глинозём с примесью железа, хрома, титана) и т.п., или подземными, которые добываются при затрате усилий и техники, как месторождения золота, серебра, железа, меди, свинца и т.п. А также всё равно, являются ли добываемые материалы твёрдыми, как кристалл, или жидкими, как нефть. Все вышеперечисленные месторождения входят в смысл хадиса. Так, нескончаемые месторождения металлов относятся к общественной собственности и принадлежат всем членам общества (населения), и государству не дозволено передавать их в частные руки или в частные предприятия; а также не дозволена добыча ископаемых со стороны частных лиц или предприятий в свою пользу. Наоборот, само государство, от имени мусульман и с целью заботы о делах мусульман, обязано разрабатывать и добывать эти месторождения, и все добытые полезные ископаемые будут общественной собственностью и будут принадлежать всем гражданам.

Сюда же, к общественной собственности, можно отнести и источники (о которых идёт речь в вышеизложенном вопросе), которые представляют общественную нужду. Например, колодец, который является единственным источником питьевой воды в селе, будет относиться к общественной собственности, его передача в частную собственность запрещена. Однако если люди получают обильное количество воды помимо данного колодца, тогда допускается индивидууму рыть колодец на своей земле и забирать его в частную собственность, потому что в такой ситуации колодец не будет представлять собой общественную необходимость, без которой нельзя обойтись. Другими словами, будет отсутствовать иллят, на основании которого колодец является общественной собственностью. Однако колодец, являющийся общественной собственностью, не может переходить в частную собственность, пока нет обильного количества воды. Колодец можно продать в частные руки только при отсутствии общей нужды в нём, и в таком случае вырученные за продажу колодца средства переходят в фонд общественного имущества.

Таким же образом источник воды будет общественной собственностью, пока общество не может без него обойтись. Однако если источник иссяк или общество в нём уже не нуждается, другими словами, если отсутствует иллят, на основании которого источник является общественной необходимостью, то в таком случае разрешается продавать источник частным лицам и передавать вырученные средства в фонд общественного имущества.

Например, нефтяные скважины – общественное имущество до тех пор, пока нефть в скважине – в нескончаемом количестве, но если скважина исчерпана, другими словами, иллят, на основании которого она является общественной собственностью, исчез, то в таком случае допускается продажа скважины в частные руки, а средства от продажи переходят в фонд общественного имущества.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
15 Джумада аль-уля 1437 х.
24.02.2016 г.

Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные ему на его странице в соцсети «Фейсбук» (Фикх)

Главное меню