28
Вс, апр

Допустимо ли брать за землю отдельную плату?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресовано Saleh Natseh

Вопрос: Мир Вам от Аллаха. У меня вопрос относительно того, могут ли два человека участвовать в возделывании земли; у первого есть земля, а второй возделывает её.

Дозволено ли такое, или это считается музараъа (издольщиной)? Я запутался, поскольку есть ребята, которые говорят, что это – издольщина, и есть те, которые дозволяют это, поскольку владелец земли может продать её в течение трёх лет. А это – срок, данный ему на её возделывание. Пусть Аллах воздаст Вам благом.

Ответ: И Вам мир от Аллаха, милость Его и благословение.

Музараъа (издольщина) – это взятие земли в аренду для её возделывания. Имеется множество доказательств относительно её запрета. К ним относятся:

1 – Передал Бухари в своём сборнике от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Человек, имеющий землю, пусть возделывает её или подарит своему брату, а если не пожелает этого, то пусть хранит её».

2 – Передаётся от Джабира (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ запретил аль-мухабара, то есть музараъа (издольщину).

3 – В достоверном сборнике Муслима передаётся от Джабира ибн Абдуллаха, что «Пророк ﷺ запретил брать за землю плату или пай».

4 – Передаёт Рафиъ ибн Худайдж: «Во время Пророка ﷺ мы сдавали землю в аренду за часть урожая, и ко мне пришёл дядя (со стороны отца) и сказал: «Пророк ﷺ запретил нам то, в чём была польза для нас. Но в повиновении Аллаху и Его Посланнику больше пользы для нас». Мы спросили: «И что же это такое?». Он сказал: «Пророк ﷺ сказал: «Кто имеет землю, пусть засеет её сам или его брат, но ни в коем случае не сдаёт её в аренду за треть или четверть, или за оговорённый продукт»»», – приводит Абу Давуд.

5 – В «Сунан» ан-Насаи от Асъяда ибн Захира приводится: «Пророк ﷺ запретил сдавать землю в аренду. Мы спросили: «О Пророк, если мы сдадим землю в аренду взамен на некую часть зерна?», – он ответил: «Нет». Затем мы спросили: «Если мы сдадим её в аренду взамен на оставшуюся солому?», – он ответил: «Нет». Затем мы сказали: «Мы брали арендную плату только за долину малой речки вблизи водоёма», – он ответил: «Нет, засей её или подари своему брату»».

Из этих хадисов понимается, что музараъа – это взятие земли в аренду за часть урожая или за что-то иное… Также из них понимается запретность музараъа…

Вышеприведённые доказательства разъясняют, что нельзя брать за землю отдельную плату. Особенно – хадис Муслима, и он ясно говорит об этом: «Пророк ﷺ запретил брать за землю плату или пай». Также хадис Бухари: «Человек, имеющий землю, пусть возделывает её или подарит своему брату…». И хадис ан-Насаи: «…засей её или подари своему брату». Нельзя брать за землю отдельную плату.

А поэтому то, что приводится в Вашем вопросе (у первого человека есть земля, а второй возделывает её…) – земля здесь считается имуществом, за которое нужно выделить долю, то есть шариатский закон, связанный с музараъа (издольщиной), касается его, и не важно, как Вы это назовёте: музараъа или мушарака. Это не дозволено. Также на шариатский закон не влияет то, что музараъа (издольщина) будет на протяжении трёх лет или спустя три года. Закон Шариата связан с самой сделкой, и она недействительна до тех пор, пока за землю берётся плата, какой бы она ни была, как это поясняется в вышеприведённых доказательствах.

 

Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта.
19 Шаъбана 1437 г.х.
26.05.2016 г.

Главное меню