адресован Халиду аль-Йасину
بسم الله الرحمن الرحيم
Вопрос: Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение! Да продлит Аллах Вам Вашу жизнь! У меня к Вам вопрос, на который я хотел бы получить ответ…
Известно, что дополнительное налогообложения запрещено в Исламе, в таком случае каким образом будущее Исламское Государство сможет преодолеть финансовый дефицит, учитывая то, что Исламского Государства сегодня нет и нет «инвестиций, ушра (закят с урожая) и хараджа (налог на землю)»?
Ответ: И Вам Мир и Милость от Аллаха!
По-видимому, у Вас есть неясность в сути вопроса. Вы сказали: «Дополнительное налогообложения запрещено в Исламе». В общем, это правильно, однако эти налоги обособлены определённым положением… Также Вы сказали, «что сегодня нет ушра (закят с урожая) и хараджа (налог на землю)», но теоретически все земли мусульман – либо ушрий (на которые не возлагается налог на землю), либо хараджий (облагаемые налогом на землю), и они все в таком виде существуют и сейчас, а относительно упомянутого вами выражения «инвестиций, ушра (закят с урожая) и хараджа (налог на землю)» – слово «инвестиции» здесь не к месту…
Учитывая всё это, чтобы ответ Вам был понятным и лишённым неясности и запутанности, я более детально разъясню Вам данную тему.
1. Шариат запретил правителю облагать мусульман дополнительными налогами так, как ему этого хочется. Посланник ﷺ сказал:
لا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ صَاحِبُ مَكْسٍ
«…не войдёт в Рай сборщик таможенных пошлин», – вывел Ахмад, достоверным его считают аз-Зайн и Хаким. Таможенная пошлина – это налог, который взимается с торговцев при пересечении государственных границ, однако данный запрет Пророка ﷺ охватывает все налоги, так как Посланник ﷺ в своём достоверном хадисе, переданном от Абу Бакра, сказал:
إِنَّ دِمَاءَكُمْ وَأَمْوَالَكُمْ وَأَعْرَاضَكُمْ عَلَيْكُمْ حَرَامٌ كَحُرْمَةِ يَوْمِكُمْ هَذَا فِي بَلَدِكُمْ هَذَا فِي شَهْرِكُمْ هَذَا...
«Воистину, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны для вас, как запретен этот ваш день в этом вашем месяце…».
Этот хадис является общим и охватывает как халифа, так и всех остальных людей... Следовательно, непозволительно халифу облагать людей налогами и осуществлять расходы из этого; он должен тратить средства, находящиеся в казне.
2. Однако существует положение, которое исключается Шариатом из общего запрета взимания дополнительных налогов. Имеются шариатские тексты, которые возлагают расходование на определённые дела на мусульман, а не только на казну, и в том случае, если недостаточно имеющихся средств в казне для расходования на эти сферы, то тогда расходование на них переходит от казны к мусульманам, и богатые из них облагаются дополнительными налогами в размере, необходимом для покрытия этих обязательных расходов в данном положении, и не более, и лишь для тех дел, на которые обязаны расходовать мусульмане… И эти налоги, взимаемые в данном положении, не являются исходящими от правителя, построенными на его желаниях и хотении, а являются исходящими из повелений Аллаха об этом, а правитель лишь исполняет повеления, которые на него возложил Всевышний Аллах. Исходя из этого, те расходы, которые Шариат возложил на казну и на мусульман, – расходование на это осуществляется из казны, и если в казне нет средств, или же они иссякли, или же их недостаточно для покрытия этих расходов, то халиф облагает дополнительным налогом богатых в размере, необходимом для покрытия этих расходов в соответствии с законами Шариата, и это не запрещено в данном положении.
3. Из вышесказанного ясно, что для введения дополнительных налогов с целью их расходования в определённых ситуациях, необходимо наличие следующих условий:
– недостаточность средств в казне для расходования на эти сферы;
– наличие шариатского текста, указывающего на то, что расходование на ту или иную сферу ложится как на казну, так и на мусульман;
– налагаемые налоги не должны превышать обязательных расходов на эти сферы;
– налогами облагаются только богатые, имущество которых превышает их основные и общепринятые второстепенные нужды.
4. Таким образом, введение дополнительных налогов в Исламе возможно только в соответствии с вышеприведёнными условиями, т.е. должен быть шариатский текст, который возлагает обязанность расходования на те или иные сферы не только на казну, но и на мусульман:
– например, расходование на бедных: если недостаточно средств в казне для покрытия нужд бедных, то в таком случае вводится дополнительный налог в размере не более чем необходимо для покрытия этих нужд, и он налагается на богатых, так как обязанность расходования на бедных ложится не только на казну, но этим расходованием обязываются так же и мусульмане: Хаким в книге «Мустадрак» вывел от Аиши (р.а.) хадис, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"لَيْسَ بِالْمُؤْمِنِ الَّذِي يَبِيتُ شَبْعَانًا وَجَارُهُ جَائِعٌ إِلَى جَنْبِهِ"
«Не является верующим тот, кто провёл ночь сытым, а его сосед, находящийся бок о бок с ним, – голодным», – в передаче Табарани в книге «Аль-Муъджам аль-кябир» от Анаса ибн Малика передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا آمَنَ بِي مَنْ بَاتَ شَبْعَانًا وَجَارُهُ جَائِعٌ إِلَى جَنْبِهِ وَهُوَ يَعْلَمُ بِهِ
«Не уверовал в меня тот, кто провёл ночь сытым, а его сосед, находящийся бок о бок с ним, – голодным, и он об этом знал», – а аль-Хаким в книге «Мустадрак» приводит хадис, переданный от Ибн Умара, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَأَيُّمَا أَهْلِ عَرْصَةٍ أَصْبَحَ فِيهِمُ امْرُؤٌ جَائِعًا، فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُمْ ذِمَّةُ اللَّهِ
«Если один из жителей какого-нибудь двора окажется голодным, то все они лишаются покровительства Аллаха»; – например, расходование на джихад в случае, если недостаточно средств в казне для покрытия расходов, необходимых для ведения джихада, – в таком случае вводится дополнительный налог в размере не более чем необходимо для покрытия этих расходов, и он налагается на богатых, так как обязанность расходования на джихад ложится не только на казну, но этим расходованием обязываются так же и мусульмане: Всевышний сказал:
﴿وَجَاهِدُوا بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنْفُسِكُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ﴾
«…и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (9:41)
Имеются и другие доказательства на эту тему.
– например, расходы на содержание войска в положении, когда средств в казне недостаточно для покрытия расходов, необходимых для содержания войска, – в таком случае вводится дополнительный налог в размере не более чем необходимо для покрытия этих расходов, налагаемый на богатых, так как обязанность расходования на содержание войска ложится не только на казну, но этим расходованием обязываются так же и мусульмане: Ахмад в своём сборнике хадисов приводит от Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لِلْغَازِي أَجْرُهُ، وَلِلْجَاعِلِ أَجْرُهُ وَأَجْرُ الْغَازِي
«Тот, кто совершил джихад, получит вознаграждение (аджр) за джихад. А кто снарядил кого-то на джихад, тот получит вознаграждение (аджр) и за расходование средств, и за совершение джихада»;
– например, расходование на строительство больницы в городе, где нет больниц, и отсутствие таковой несёт в себе вред людям, если её не построить, и в положении, если в казне недостаточно средств для покрытия расходов, необходимых для построения больницы, – в таком случае вводится дополнительный налог в размере не более чем необходимо для покрытия этих расходов, и он налагается на богатых, так как расходование на строительство больницы, отсутствие которой несёт в себе вред, является необходимым, и расходы на это строительство обязана нести не только казна, но этим расходованием обязываются так же и мусульмане, так как запрет на причинение вреда является общим: аль-Хаким в книге «Мустадрак» приводит хадис от Абу Саида аль-Худрий (р.а.), «сказав об этом хадисе, что цепочка его передатчиков достоверна», что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ، مَنْ ضَارَّ ضَارَّهُ اللَّهُ، وَمَنْ شَاقَّ شَاقَّ اللَّهُ عَلَيْهِ
«Нельзя причинять вред ни себе, ни другим! Тот, кто причинит вред, тому Аллах причинит вред, а тот, кто воспротивится, будет против него сам Аллах»;
– например, расходование на пострадавших при стихийных бедствиях, таких как голод, потоп или же землетрясение, если недостаточно средств в казне для покрытия этих внезапных расходов, – в таком случае вводится дополнительный налог в размере не более чем необходимо для покрытия этих расходов, и он налагается на богатых, так как обязанность расходования в случае стихийных бедствий ложится не только на казну, но этим расходованием обязываются так же и мусульмане: Абу Дауд в своём сборнике хадисов от Ибн Худжайра аль-Адавий приводит, что он сказал: «Я слышал Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.), где он в этой истории рассказал от Пророка ﷺ его слова, где он ﷺ сказал:
وَتُغِيثُوا الْمَلْهُوفَ وَتَهْدُوا الضَّالَّ
«…помогите попавшему в беду и наставьте на правильный путь заблудшего», – а также здесь применимы те доказательства о голоде, которые мы упомянули выше.
5. Что касается расходов, которыми обязывается только государственная казна, и этими расходами не обязываются мусульмане, то расходование на эти сферы ведётся только тогда, когда для этого достаточно средств в казне, а если в казне нет для этого средств, то дополнительные налоги не вводятся, а ждут того, пока в казне не появятся средства для этого. Этими расходами являются такие расходы, как расходы на интересы мусульман, отсутствие расходования на которые не несёт в себе вреда, как, например, строительство дополнительных дорог при наличии основных, или же строительство дополнительных больниц при наличии других больниц, которые удовлетворяют потребности граждан, а также, к примеру, строительство производственных предприятий, отсутствие которых не несёт в себе какого-либо вреда для Уммы, как предприятия по добыче никеля или сурьмы, или же возведение доков и верфей для постройки торговых судов и тому подобное… Эти и им подобные сферы – расходы на них осуществляются только при наличии достаточных средств для этого…
6. Что касается сути налогообложения, то данными налогами облагаются только богатые, так как налоги берутся только с имущества, которое превышает основные и общепринятые второстепенные нужды. Если у какого-либо мусульманина имущество превышает его основные и общепринятые второстепенные потребности, то с него берутся налоги, а если имущество кого-либо покрывает лишь его основные и общепринятые второстепенные нужды, то у него ничего не берётся, так как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خيرُ الصدقة ما كان عن ظهر غنى
«Лучшей милостыней является та, которая подаётся богатым человеком», – передал Бухари от Абу Хурайры. Богатство – это то, без чего люди обходятся, будучи в достатке, удовлетворяя свои потребности. Муслим от Джабира передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
ابدأ بنفسك فتصدّق عليها، فإن فَضَلَ شيءٌ فلأهلك، فإن فَضَلَ عن أهلك شيءٌ فَلِذي قرابتك، فإن فَضَلَ عن ذي قرابتك شيءٌ فهكذا وهكذا - يقول فبين يديك، وعن يمينك، وعن شمالك
«Начинай с себя и дай милостыню самому себе. Если что-нибудь останется, (расходуй это) на свою семью, если что-то останется (и после этого, израсходуй) что-нибудь на своих родственников, если же что-то останется (и после этого, расходуй) так и так», – (и он стал делать знаки рукой, желая) сказать: «(Расходуй средства) перед собой, (а также) направо и налево».
И после этого на него ложится обязанность жертвовать имуществом и, соответственно, выплачивать налоги, так как они подобны жертвованию и милостыне. Аллах Всевышний сказал:
﴿وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْو﴾
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек» (2:219), –
т.е. расходовать то, что не будет затруднительным, а это – расходование из того, что превышает человеческие нужды, и налоги берутся с имущества, которое превышает его потребности, т.е. они взимаются только с богатых и не взимаются с бедных, а кто является из людей богатым, – об этом информация есть в ведомстве закята.
7. Налоги налагаются лишь в той мере, которая необходима и достаточна для покрытия вышеперечисленных расходов, так как шариатские тексты позволяют взимание дополнительных налогов лишь для покрытия расходов в определённых сферах, и это является исключением из общего запрета на взятие имущества у индивида без его согласия. И поэтому правитель должен ограничится лишь тем, что сообщено в текстах, а иначе он будет угнетателем и тираном. Непозволительно взимание имущества у индивида без его согласия на это, и исключением будут лишь определённые положения, в которых дозволено взимание дополнительных налогов в той мере, которая необходима и достаточна для покрытия расходов на то, для чего они собирались.
8. Из вышесказанного ясно то, что предположение о наличии в государстве Халифат «постоянного или же длительного» дефицита в «бюджете» является неуместным предположением. Дефицит, т.е. положение, при котором расходы превышают доходы, – это обстоятельство в основе невозможное при должном претворении Ислама по причине наличия двух важных аспектов:
А) Законы Шариата подробно разъяснили метод сбора имущества государством и то, как его расходовать, и они не оставили это на мнения и предположения людей, определив обязательное расходование на некоторые дела, не связывая это с наличием либо отсутствием средств в государственной казне, так как расходование на эти дела является обязанностью как казны, так и мусульман, и выше мы разъяснили дела, на которые необходимо расходовать вне зависимости от того, имеются ли средства в казне или нет, что обязывает к введению дополнительных налогов в случае отсутствия средств в казне.
А что касается расходов, несением которых обязывается только казна, и расходованием на них не обязываются мусульмане, то расходование на эти дела не осуществляется, пока в казне мусульман не будет достаточно для этого средств, и в этом положении не вводятся дополнительные налоги, как мы говорили об это выше…
Б) Постоянными поступлениями в казну являются: Фай, Ганаим, Анфаль, Харадж и Джизья, а также средства, поступающие с некоторых видов общественной собственности, и средства, поступающие с государственного имущества, а также Ушр, пятая часть с найденного и полезных ископаемых и Закят с имущества… В основе, средства, постоянно поступающие в казну, достаточны для несения расходов, возложенных на казну, как при их наличии, так и при их отсутствии, и поэтому положение финансовой неспособности покрытия этих расходов является невозможным…
Это и есть подробное разъяснение по данной теме, или же смотрите то, что мы разъяснили в таких наших книгах, как «Экономическая система», «Имущество в государстве Халифат» и в книге «Введение в конституцию»…
Надеюсь, мой ответ, с соизволения Аллаха, был достаточен для понимания этого вопроса.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
12 Шаъбан 1437
19.05.2016
Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир на вопросы, заданные ему на его странице в соцсети «Фейсбук» (Фикх)