23
Сб, нояб

Научные чудеса в Благородном Коране

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Fahed Zalloum (Видео версия)

Вопрос: Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение, наш дорогой шейх!

Что Вы можете сказать по поводу научных чудес в Благородном Коране? На самом ли деле Коран содержит научные открытия? Можно ли относить это явление к науке, или речь идёт о чём-то другом? Пусть Аллах поможет Вам во всём благом!

Ответ: И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!

Что касается «научных чудес в Благородном Коране», то подобного рода определение не было известно ни во времена Посланника Аллаха ﷺ, ни во времена его сподвижников.

Для пояснения скажу следующее:

1. Чудо — это явление, выходящее за рамки естественного, которое призвано подтвердить пророческую миссию того, кто стоит за совершением этого чуда, перед своими оппонентами в таком виде, что оппоненты должны остаться бессильным повторить подобное. Чудо пророка должно содержать в себе две составляющие: во-первых, как явление оно должно выходить за рамки естественного, во-вторых, в нём должен содержаться вызов в адрес оппонентов, которые отрицают пророческую миссию этого человека... Так, чудом Пророка Мухаммада ﷺ, с помощью которого он подтверждал свою пророческую миссию, бросая тем самым вызов арабам, является Священный Коран.

Всевышний Аллах сказал:

قُل لَّئِنِ اجْتَمَعَتِ الْإِنسُ وَالْجِنُّ عَلَىٰ أَن يَأْتُوا بِمِثْلِ هَـٰذَا الْقُرْآنِ لَا يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا

«Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (17:88),

أَمْ يَقُولُونَ افْتَرَاهُ ۖ قُلْ فَأْتُوا بِعَشْرِ سُوَرٍ مِّثْلِهِ مُفْتَرَيَاتٍ وَادْعُوا مَنِ اسْتَطَعْتُم مِّن دُونِ اللَّـهِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (11:13),

وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَىٰ عَبْدِنَا فَأْتُوا بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ وَادْعُوا شُهَدَاءَكُم مِّن دُونِ اللَّـهِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (2:23).

2. Чудо Корана проявляется в его красноречии, доходчивом объяснении и высокой степени изложения. Всё это относится к чудотворности Корана, применяющего способы изложения речи, одновременно ясные, сильные и красивые, на что не способен человек. Способ изложения речи Корана состоит в том, каким образом он объединяет значения и смыслы аятов с их стилем изложения, какие речевые обороты применяет, выражая смыслы. Ясность этих способов чётко выражает информацию, которую хочет донести Коран... Сила способа выражается в том, какие слова были подобраны для выражения смысла. Передача утончённого смысла происходит за счёт использования столь же утончённых фраз; там, где имеет место красноречие, используются красноречивые фразы; смыслы, выражающие порицаемые явления, излагаются в таких же негативных тонах с применением соответствующего стиля речи и фраз... Красота способа видна в подборе наилучших речевых оборотов, связанных со смыслами, а также в том, каким образом речь соединяется со смыслами в красивые предложения...

3. Кто изучает Коран, видит, насколько он возвышен в способах изложения речи, насколько он ясен и красив... Можно заметить, насколько отличительна специфика его речи, насколько точно подобрано каждое слово, выражающее наилучшим образом передаваемый смысл, насколько точно подобраны слова и смысл, сопутствующие этим выражениям, и так — в каждом аяте. Чудотворность Корана ясно прослеживается в том, насколько он отличается в своей речи, совершенно не похожей на человеческую. С точки зрения смыслов слов и красоты их выражения, того, как они влияют на человека, понимающего их значения, как сильно Коран действует даже на того, кто его смысла не осознаёт, можно почувствовать силу этого чуда, которое продолжит сохраняться вплоть до Судного Дня.

4. К числу доказательств чудотворности Священного Корана относится его языковой стиль:

а) Когда Аллах наделяет одного из Своих пророков чудом, то оно всегда выглядит в виде вызова в адрес того народа и в том деле, в котором более всего этот народ преуспел и которое освоил лучше всего, потому как именно тогда этот вызов приобретает значимость. Так, Муса (а.с.) бросил вызов фараону в колдовстве, потому как люди того времени специализировались в этой области. Чудом Исы (а.с.) и, соответственно, вызовом была область медицины. Он излечивал больных, воскрешал мёртвых, потому как его современники понимали медицину и специализировались в ней, и т.д. Что же касается народа Мухаммада ﷺ, то они не были сильны ни в колдовстве, ни в медицине, а были сильны в языке. Ежедневные состязания в том, кто лучше и красивее выразит свою мысль, кто сочинит всё новые произведения, кто окажется лучшим в поэзии и прозе, излагая огромное количество стихов и произведений... А поэтому лучшее, в чём можно было бросить им вызов — это заставить их осознать свою слабость в приведении подобной Корану речи, которая, к тому же, — на их собственном языке.

б) Священный Коран бросает вызов арабам в том, чтобы они сочинили суру, хотя бы подобную суре «Аль-Каусар». Без сомнения, сура «Аль-Каусар» и прочие подобные ей короткие суры не говорят о каких-либо научных фактах или о чём-то подобном, но показывают наивысший стиль выражения речи, повторить который арабы оказались не в состоянии.

в) Арабы проявили полную несостоятельность в подражании способам изречения Корана, но не с точки зрения науки и научных фактов, упоминаемых в нём, о чём всем известно, а в неспособности повторить его стиль речи настолько, что некоторые арабы стали обвинять Коран в словесном колдовстве...

г) От Пророка ﷺ не передаётся, что вызов, обращённый к арабам, имел место по поводу науки и научных фактов, несомненно содержащихся в Коране. Вызов Пророка ﷺ заключался в приведении подобной Корану речи.

д) Священный Коран использует смыслы, известные арабам во времена Пророка ﷺ, а иногда даже упоминает их собственную речь, как, например:

وَقَالُوا لَن نُّؤْمِنَ لَكَ حَتَّىٰ تَفْجُرَ لَنَا مِنَ الْأَرْضِ يَنبُوعًا ٩٠ أَوْ تَكُونَ لَكَ جَنَّةٌ مِّن نَّخِيلٍ وَعِنَبٍ فَتُفَجِّرَ الْأَنْهَارَ خِلَالَهَا تَفْجِيرًا ٩١ أَوْ تُسْقِطَ السَّمَاءَ كَمَا زَعَمْتَ عَلَيْنَا كِسَفًا أَوْ تَأْتِيَ بِاللَّـهِ وَالْمَلَائِكَةِ قَبِيلًا ٩٢ أَوْ يَكُونَ لَكَ بَيْتٌ مِّن زُخْرُفٍ أَوْ تَرْقَىٰ فِي السَّمَاءِ وَلَن نُّؤْمِنَ لِرُقِيِّكَ حَتَّىٰ تُنَزِّلَ عَلَيْنَا كِتَابًا نَّقْرَؤُهُ ۗ قُلْ سُبْحَانَ رَبِّي هَلْ كُنتُ إِلَّا بَشَرًا رَّسُولًا

«Они говорят: «Ни за что мы не уверуем, пока ты не исторгнешь для нас из земли источник; или пока не будет у тебя пальмовой рощи и виноградника, в которых ты проложишь реки; или пока не обрушишь на нас небо кусками, как ты это утверждаешь; или не предстанешь перед нами вместе с Аллахом и ангелами; или пока у тебя не будет дома из драгоценностей; или пока ты не взойдёшь на небо. Но мы не поверим в твоё восхождение, пока ты не спустишься с Писанием, которое мы станем читать». Скажи: «Пречист мой Господь! Я же — всего лишь человек и посланник» (17:90–93).

Эти благородные аяты цитируют слова курайшитов, т.е. упомянутые в аяте фразы — это слова самих курайшитов. Но Коран приводит эти слова в таком стиле, что курайшиты оказываются не в состоянии его повторить при том, что цитируются их же собственные слова. Это ясно указывает на неспособность арабов повторить язык Корана.

Таковы некоторые доказательства, указывающие на неспособность людей повторить Священный Коран в его языковом стиле изложения речи...

5. Те, кто используют терминологию «чудотворность Корана в науке», имеют в виду научные теории и факты, описанные в Священном Коране, как, например, слова Аллаха:

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ ١٢ ثُمَّ جَعَلْنَاهُ نُطْفَةً فِي قَرَارٍ مَّكِينٍ ١٣ ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَامًا فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْمًا ثُمَّ أَنشَأْنَاهُ خَلْقًا آخَرَ ۚ فَتَبَارَكَ اللَّـهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (23:12–14).

Эти и им подобные аяты были ниспосланы, чтобы показать силу и могущество Всевышнего Аллаха, а не в качестве доказательств научных теорий, особенно учитывая тот факт, что во времена Пророка ﷺ люди не могли знать о таких научных подробностях... К тому же, сам Коран не содержит вызова по этому поводу и сам Пророк ﷺ, в том числе, не использовал научные данные как инструмент для вызова арабам, доказывающий его пророческую миссию.

6. Вывод: чудо Священного Корана состоит в его стиле изложения речи, который и был использован в качестве инструмента для вызова арабам. Коран не бросал вызов арабам в науке, чтобы тем самым доказать пророчество Мухаммада ﷺ. Чудо Пророка Мухаммада ﷺ — это сам Священный Коран. Аллах бросает вызов людям и джиннам в том, чтобы они сочинили нечто подобное, но они не смогли и никогда не смогут этого сделать, даже если объединятся ради этого:

قُل لَّئِنِ اجْتَمَعَتِ الْإِنسُ وَالْجِنُّ عَلَىٰ أَن يَأْتُوا بِمِثْلِ هَـٰذَا الْقُرْآنِ لَا يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا

«Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (17:88).

Таким образом, чудом Посланника Аллаха ﷺ, с помощью которого он доказывал свою пророческую миссию, а также вызовом, который имел место в этой связи, является Священный Коран.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
8 Рамадана 1438 г.х.
03.06.2017 г.

Серия ответов шейха — учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, — на вопросы, заданные в его странице в Фейсбуке «Фикх»