Ответ на вопрос от Ислама Зидана.
Вопрос:
«Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.
Каким образом на протяжении жизни избегать куфра или ширка и сохранить веру, покинув этот мир мусульманином? Причина в том, что я не желаю обнаружить свои поступки тщетными и оказаться в убытке! Заключается ли куфр только в действиях человека, в словах и убеждениях?
Прошу Вас разъяснить этот вопрос, да вознаградит Вас Аллах!»
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Ваш вопрос можно поделить на два:
1. Каким образом мусульманину избежать куфра или ширка и сохранить свою веру до самой смерти?
2. Куфр (неверие) является ли следствием поступков, слов или убеждений?
Узнав ответ на вторую часть вопроса, можно будет найти ответ и на первую.
— Ответ на вторую часть вопроса:
Убеждение (акъыда) и вера (иман) несут один смысл, а именно — решительное подтверждение какой-либо информации (тасдык джазим), соответствующей действительности и имеющей за собой доказательства. Вера формируется в сердце человека и основывается на решительном подтверждении какой-либо информации (тасдык джазим), а не просто на её принятии (подтверждении без решительного утверждения — тасдык). А также утверждаемое должно соответствовать реальности и строиться на доказательствах. Тогда вера размещается в глубине сердец и только тогда человек становится верующим. Неверие (куфр) так же располагается в сердцах, потому что оно так же связано с принятием или отвержением какой-либо информации (тасдык). Всевышний сказал:
قَالَتِ ٱلۡأَعۡرَابُ ءَامَنَّاۖ قُل لَّمۡ تُؤۡمِنُواْ وَلَٰكِن قُولُوٓاْ أَسۡلَمۡنَا وَلَمَّا يَدۡخُلِ ٱلۡإِيمَٰنُ فِي قُلُوبِكُمۡۖ
«Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы покорились». Вера ещё не вошла в ваши сердца» (49:14).
Поскольку вера ещё не утвердилась в их сердцах.
وَلَٰكِنَّ ٱللَّهَ حَبَّبَ إِلَيۡكُمُ ٱلۡإِيمَٰنَ وَزَيَّنَهُۥ فِي قُلُوبِكُمۡ وَكَرَّهَ إِلَيۡكُمُ ٱلۡكُفۡرَ وَٱلۡفُسُوقَ وَٱلۡعِصۡيَانَۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلرَّٰشِدُونَ
«Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил её прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путём» (49:7).
مَن كَفَرَ بِٱللَّهِ مِنۢ بَعۡدِ إِيمَٰنِهِۦٓ إِلَّا مَنۡ أُكۡرِهَ وَقَلۡبُهُۥ مُطۡمَئِنُّۢ بِٱلۡإِيمَٰنِ وَلَٰكِن مَّن شَرَحَ بِٱلۡكُفۡرِ صَدۡرٗا فَعَلَيۡهِمۡ غَضَبٞ مِّنَ ٱللَّهِ وَلَهُمۡ عَذَابٌ عَظِيمٞ
«Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принуждён к этому, тогда как в его сердце покоилась твёрдая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (16:106).
Таким образом, вопросы веры и неверия связаны с принятием, глубоким укоренением в сердце определённых утверждений, а не просто выражены в словах или в каких-либо действиях. Потому что слова и поведение — это внешняя оболочка, и она мало чего общего имеет с внутренним содержанием человека; это далеко от глубоко закрепившейся веры в сердце. Наряду с этим не следует оставлять без внимания и следующие обстоятельства:
1. Слова и поступки, если даже они и не имеют прямого отношения к убеждениям, всё же выступают следствием их наличия, выражают их. В таком значении слова и действия человека расцениваются наряду с убеждениями и могут послужить причиной обвинения в неверии. Мусульманин может впасть в неверие в четырёх случаях:
а) Поверив во что-либо не из Ислама. Например, вера в пророчество кого-либо человека после Мухаммада ﷺ, подобно тем, кто верит в пророчество Мирзы Гулама Ахмада. Такой человек считается неверным, потому что в его сердце разместилась вера не в то, с чем пришёл Ислам.
б) Имея сомнения относительно того, с чем пришёл в очевидной форме Ислам. Например, сомнения в пророческой миссии Мухаммада ﷺ. Сомневающийся в этом человек считается неверным, поскольку он перестал быть убеждённым в пророчестве Мухаммада ﷺ.
в) По причине слов, отражающих его неверие. Если кто-либо скажет, что нет никакого Создателя, или что Коран не является речью Аллаха, или что-то из этого рода, тогда этот человек становится неверным в силу произнесённых им заявлений, выражающих его убеждения. Но необходимо учитывать то, чтобы данные утверждения не могли быть интерпретированы иначе, т.е. чтобы неверие в них было очевидным.
г) По причине действий, отражающих убеждение. Сюда относятся поступки, такие как поклонение идолу или совершение обряда молитвы подобно иудеям и христианам. Подобные действия указывают на веру того, кто их совершает, а именно — человек в таком случае считается кяфиром, поскольку совершение подобных действий указывает на наличие определённых убеждений, которые несовместимы с Исламом. Подобно словам так же и в действиях не должна быть двусмысленность, т.е. куфр должен быть очевидным.
Это — четыре случая, когда мусульманин теряет веру и становится неверным. Что касается веры в то, что не из Ислама, или сомнений относительно того, с чем пришёл Ислам в очевидной форме, то эти два положения напрямую связаны с вопросом сердца, потому что вера во что-либо или сомнение в чём-либо связаны с тасдыком (подтверждением чего-либо), тогда как слова и действия напрямую не связаны с сердцем, а являются внешними проявлениями. Тем не менее, как слова, так и действия говорят о содержащихся в сердцах людей убеждениях.
Слова и действия, не характеризующие убеждения их носителя, не должны расцениваться категориями куфра и имана. Сюда можно отнести людей, совершающих греховные поступки, придерживаясь при этом Ислама и его вероучений. Ранее мусульмане за совершение греха не стремились обвинять друг друга в неверии, кроме случаев, когда человек отрицал очевидный закон в Исламе, например, несоблюдение человеком поста было мотивировано отрицанием его обязательности. Подобное является неверием. В то время как если мусульманин не соблюдает пост, совершая тем самым грех, но соглашается с его обязательностью — он является грешником, а не кяфиром. Мусульманин может быть обвинён в куфре только при явном его проявлении. Обвинение в куфре (такфир) является очень серьёзным вопросом в Исламе, поскольку Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا قَالَ الرَّجُلُ لِأَخِيهِ يَا كَافِرُ فَقَدْ بَاءَ بِهِ أَحَدُهُمَا
«Если человек скажет своему брату: «О кяфир!», — то, несомненно, это слово ляжет на одного из них» (передал Бухари по цепочке от Абу Хурайры),
مَنْ كَفَّرَ أَخَاهُ فَقَدْ بَاءَ بِهَا أَحَدُهُمَا
«Если кто-либо обвинит своего брата в куфре, то непременно это слово ляжет на одного из них» (передал Ахмад от Ибн Умара).
2. «Решительное подтверждение какой-либо информации», как слова, имеющие свою смысловую нагрузку, предполагает неизбежность соответствия одного — языка, другому — сердцу. Не представляется возможным отрицание того, в чём категорично убедился человек. Нет такого, кто, поверив в Аллаха как Творца, проникся убеждённостью, что только Он — Создатель Вселенной, что у Него нет сотоварищей, но после этого говорил бы, что Аллах допустил ошибку, имеет сотоварищей, не является Создателем всего сущего. Или наряду с полноценной верой в Ислам он начал бы отрицать очевидные веления Аллаха, всем известные в религии вещи. Примером подобного несовмещения может служить человек, который, заявляя о своей вере в Аллаха, отрицает намаз, пост или любое иное ясное повеление Аллаха. Это — неверный, он становится кяфиром из-за отрицания категоричного повеления Аллаха.
Подобно этому проклятый Иблис (Сатана) стал кяфиром из-за несогласия с повелением Аллаха поклониться Адаму, несмотря на то, что он верил в существование Аллаха:
قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلَّا تَسۡجُدَ إِذۡ أَمَرۡتُكَۖ قَالَ أَنَا۠ خَيۡرٞ مِّنۡهُ خَلَقۡتَنِي مِن نَّارٖ وَخَلَقۡتَهُۥ مِن طِينٖ
«Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?». Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины» (7:12), —
заявив при этом, что Аллах ошибся в Своём решении. Иблис посчитал, что Адам должен был поклониться ему, а не наоборот, тем самым впав в куфр. Таким же образом в куфре остались те, кто в глубине сердца поверил в знамения, принесённые Мусой (а.с.), но отверг их на словах:
وَجَحَدُواْ بِهَا وَٱسۡتَيۡقَنَتۡهَآ أَنفُسُهُمۡ ظُلۡمٗا وَعُلُوّٗاۚ فَٱنظُرۡ كَيۡفَ كَانَ عَٰقِبَةُ ٱلۡمُفۡسِدِينَ
«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространявших нечестие!» (27:14).
Одним словом, в основе куфра лежит вера во что-либо не из Ислама. Это напрямую не связано со словами или поступками. Но если слова или поступки свидетельствуют об убеждении в чём-либо ином помимо Ислама или об отрицании категоричного в Исламе утверждения, то в подобных случаях слова и поступки приравниваются к убеждениям и будут расцениваться критериями веры и неверия.
— Ответ на первую часть вопроса:
Что касается того, как человеку избежать куфра и ширка и сохранить веру в Ислам на протяжении всей своей жизни, покинув её мусульманином, то это возвращается к двум обстоятельствам:
1) В принятии веры (акъыды) мусульманин должен следовать правильному методу, раскрытому в Коране и Сунне. Это заключается в следующем:
а) Вопросы акъыды должны строиться на категоричном (якъын) доводе, а не на предположительном (занн). Другими словами, доказательства относительно искомой информации должны носить категоричный характер как в своём происхождении, так и в указании. Всевышний Аллах говорит:
إِنَّ ٱلَّذِينَ لَا يُؤۡمِنُونَ بِٱلۡأٓخِرَةِ لَيُسَمُّونَ ٱلۡمَلَٰٓئِكَةَ تَسۡمِيَةَ ٱلۡأُنثَىٰ ٢٧ وَمَا لَهُم بِهِۦ مِنۡ عِلۡمٍۖ إِن يَتَّبِعُونَ إِلَّا ٱلظَّنَّۖ وَإِنَّ ٱلظَّنَّ لَا يُغۡنِي مِنَ ٱلۡحَقِّ شَيۡٔٗا
«Воистину, те, которые не веруют в Последнюю жизнь, называют ангелов женщинами. У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь предположениям, хотя предположения не могут заменить истину» (53:27,28).
Предположений (занн) не достаточно для акъыды. Необходимо наличие категоричного убеждения (якъын).
б) Необходимо опираться в понимании акъыды на разумные (аклий) доказательства там, где рассмотрения не выходят за рамки ощущений человека, подобно размышлениям о творениях Аллаха. Также по поводу передаваемых (наклий) доказательств, которые сообщены в откровении (вахий) в вопросах сокровенного (гайб) мира, которые не подпадают под ощущения человека, необходимо ограничиваться лишь тем, что приводится в данных текстах. Другими словами, не следует усложнять понимание исламской акъыды. Принятие и понимание этой акъыды должно быть лёгким и простым, но в то же время глубоким и озаряющим, как это было при сподвижниках Пророка ﷺ:
• Человек, размышляя и изучая творения, приходил к выводу, что у всего этого есть Творец:
أَفَلَا يَنظُرُونَ إِلَى ٱلۡإِبِلِ كَيۡفَ خُلِقَتۡ ١٧ وَإِلَى ٱلسَّمَآءِ كَيۡفَ رُفِعَتۡ ١٨ وَإِلَى ٱلۡجِبَالِ كَيۡفَ نُصِبَتۡ ١٩ وَإِلَى ٱلۡأَرۡضِ كَيۡفَ سُطِحَتۡ
«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростёрта земля?» (88:17–20),
أَمۡ خُلِقُواْ مِنۡ غَيۡرِ شَيۡءٍ أَمۡ هُمُ ٱلۡخَٰلِقُونَ ٣٥ أَمۡ خَلَقُواْ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضَۚ بَل لَّا يُوقِنُونَ
«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости» (52:35,36),
وَفِي ٱلۡأَرۡضِ ءَايَٰتٞ لِّلۡمُوقِنِينَ ٢٠ وَفِيٓ أَنفُسِكُمۡۚ أَفَلَا تُبۡصِرُونَ
«На земле есть знамения для людей убеждённых, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (51:20,21).
• Затем человек размышляет над аятами Корана, понимание которых Аллах облегчает Своим рабам:
وَلَقَدۡ يَسَّرۡنَا ٱلۡقُرۡءَانَ لِلذِّكۡرِ فَهَلۡ مِن مُّدَّكِرٖ
«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли среди вас вспоминающие?» (54:22).
Человек верит в сообщаемые в Коране законы, в вопросы гайба (неизведанного), не углубляясь в этом, поскольку они находятся за пределами ощущений человека. Он верит в них так, как об этом говорится в откровении. Он верит в прекрасные имена Аллаха (Асма аль-хусна), не углубляясь в тему сущности Аллаха:
لَّا تُدۡرِكُهُ ٱلۡأَبۡصَٰرُ وَهُوَ يُدۡرِكُ ٱلۡأَبۡصَٰرَۖ وَهُوَ ٱللَّطِيفُ ٱلۡخَبِيرُ
«Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он — Проницательный (или Добрый), Сведущий» (6:103).
Также он верит во все вопросы, связанные с неизведанным — Судный День, Рай, Ад и т.п. Он ограничивается в этих вопросах лишь тем, что приводится в Коране и Сунне, ничего к этому не добавляя и не убавляя.
تِلۡكَ مِنۡ أَنۢبَآءِ ٱلۡغَيۡبِ نُوحِيهَآ إِلَيۡكَۖ مَا كُنتَ تَعۡلَمُهَآ أَنتَ وَلَا قَوۡمُكَ مِن قَبۡلِ هَٰذَاۖ فَٱصۡبِرۡۖ إِنَّ ٱلۡعَٰقِبَةَ لِلۡمُتَّقِينَ
«Все это — повествования о сокровенном, которые Мы ниспосылаем тебе в откровении. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде. Будь же терпелив, ибо добрый исход уготован богобоязненным» (11:49),
قُل لَّا يَعۡلَمُ مَن فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ ٱلۡغَيۡبَ إِلَّا ٱللَّهُۚ وَمَا يَشۡعُرُونَ أَيَّانَ يُبۡعَثُونَ
«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят» (27:65).
2) Мусульманину следует быть искренним в своём намерении ради Аллаха, правдивым с Его Посланником ﷺ, уповающим только лишь на Аллаха, руководствующимся только Его предписаниями. Также он должен быть богобоязненным, сторониться несправедливости и неповиновения, молить Аллаха о закреплении в нём веры и истины, как это часто делал сам Пророк ﷺ:
يَا مُقَلِّبَ القُلُوبِ ثَبِّتْ قَلْبِي عَلَى دِينِكَ
«О переворачивающий сердца, укрепи моё сердце на Твоей религии» (передал ат-Тирмизи от Анаса).
И тогда Аллах ответит на эти мольбы и укрепит просящего в религии:
يُثَبِّتُ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ بِٱلۡقَوۡلِ ٱلثَّابِتِ فِي ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا وَفِي ٱلۡأٓخِرَةِۖ وَيُضِلُّ ٱللَّهُ ٱلظَّٰلِمِينَۚ وَيَفۡعَلُ ٱللَّهُ مَا يَشَآءُ
«Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает» (14:27).
И чем более праведным, искренним и правдивым является мусульманин, тем Аллах больше облегчает его дело:
فَأَمَّا مَنۡ أَعۡطَىٰ وَٱتَّقَىٰ ٥ وَصَدَّقَ بِٱلۡحُسۡنَىٰ ٦ فَسَنُيَسِّرُهُۥ لِلۡيُسۡرَىٰ ٧ وَأَمَّا مَنۢ بَخِلَ وَٱسۡتَغۡنَىٰ ٨ وَكَذَّبَ بِٱلۡحُسۡنَىٰ ٩ فَسَنُيَسِّرُهُۥ لِلۡعُسۡرَىٰ ١٠ وَمَا يُغۡنِي عَنۡهُ مَالُهُۥٓ إِذَا تَرَدَّىٰٓ ١١ إِنَّ عَلَيۡنَا لَلۡهُدَىٰ ١٢ وَإِنَّ لَنَا لَلۡأٓخِرَةَ وَٱلۡأُولَىٰ
«Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чём не нуждается, кто счёл ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию). Не спасёт его достояние, когда он падёт (в Геенну или погибнет). Воистину, Нам надлежит вести прямым путём. Нам же принадлежат жизнь Последняя и первая» (92:5–13).
3) В заключение хотелось бы подчеркнуть, что мусульманин — это тот, кто уверовал в доктрину Ислама, а именно: уверовал в Аллаха, в Его Ангелов, в Его книги, в Его посланников, в Судный День, в када и кадар (хорошее и плохое, которое исходит от Аллаха), как об этом сказано в Книге Всевышнего Аллаха:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ ءَامِنُواْ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَٱلۡكِتَٰبِ ٱلَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِۦ وَٱلۡكِتَٰبِ ٱلَّذِيٓ أَنزَلَ مِن قَبۡلُۚ وَمَن يَكۡفُرۡ بِٱللَّهِ وَمَلَٰٓئِكَتِهِۦ وَكُتُبِهِۦ وَرُسُلِهِۦ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ فَقَدۡ ضَلَّ ضَلَٰلَۢا بَعِيدًا
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его Ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (4:136).
А также как об этом приводится в хадисе Посланника ﷺ в сборнике Бухари от Абу Хурайры и в сборнике Муслима от Абдуллаха ибн Умара:
عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ قَالَ: بَيْنَمَا نَحْنُ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، ذَاتَ يَوْمٍ، إِذْ طَلَعَ عَلَيْنَا رَجُلٌ شَدِيدُ بَيَاضِ الثِّيَابِ، شَدِيدُ سَوَادِ الشَّعَرِ، لَا يُرَى عَلَيْهِ أَثَرُ السَّفَرِ، وَلَا يَعْرِفُهُ مِنَّا أَحَدٌ، حَتَّى جَلَسَ إِلَى النَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَسْنَدَ رُكْبَتَيْهِ إِلَى رُكْبَتَيْهِ، وَوَضَعَ كَفَّيْهِ عَلَى فَخِذَيْهِ، وَقَالَ: يَا مُحَمَّدُ أَخْبِرْنِي عَنِ الْإِسْلَامِ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: الْإِسْلَامُ أَنْ تَشْهَدَ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَتُقِيمَ الصَّلَاةَ، وَتُؤْتِيَ الزَّكَاةَ، وَتَصُومَ رَمَضَانَ، وَتَحُجَّ الْبَيْتَ إِنِ اسْتَطَعْتَ إِلَيْهِ سَبِيلًا. قَالَ: صَدَقْتَ، قَالَ: فَعَجِبْنَا لَهُ يَسْأَلُهُ، وَيُصَدِّقُهُ، قَالَ: فَأَخْبِرْنِي عَنِ الْإِيمَانِ، قَالَ: أَنْ تُؤْمِنَ بِاللَّهِ، وَمَلَائِكَتِهِ، وَكُتُبِهِ، وَرُسُلِهِ، وَالْيَوْمِ الْآخِرِ، وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ. قَالَ: صَدَقْتَ، قَالَ: فَأَخْبِرْنِي عَنِ الْإِحْسَانِ، قَالَ: أَنْ تَعْبُدَ اللَّهَ كَأَنَّكَ تَرَاهُ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ تَرَاهُ فَإِنَّهُ يَرَاكَ... قَالَ: ثُمَّ انْطَلَقَ فَلَبِثْتُ مَلِيًّا، ثُمَّ قَالَ لِي: يَا عُمَرُ أَتَدْرِي مَنِ السَّائِلُ؟ قُلْتُ: اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: فَإِنَّهُ جِبْرِيلُ أَتَاكُمْ يُعَلِّمُكُمْ دِينَكُمْ.
«Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «(Однажды) когда мы находились в обществе Посланника Аллаха ﷺ, к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-чёрными волосами, по виду, которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив Пророка ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об Исламе». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ислам заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». (Этот человек) сказал: «Ты сказал правду», — а мы подивились тому, что он задаёт Пророку ﷺ вопросы и подтверждает правдивость его слов. (Потом) он сказал: «А теперь поведай мне о вере». (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «Вера заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, в Его Ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного», — (и этот человек снова) сказал: «Ты сказал правду». (Потом) он сказал: «Поведай мне о чистосердечии (ихсан)». (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «Суть чистосердечия в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то (помнить о том, что) Он, поистине, видит тебя»… А потом (этот человек) ушёл, когда же прошло некоторое время, Посланник Аллаха ﷺ, спросил: «О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?». Я сказал: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «Поистине, это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии».
Молю Аллаха даровать прекрасную жизнь в покорности Аллаху и Его Посланнику ﷺ брату, задавшему этот вопрос, а также обрести счастье в обоих мирах.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
3 Шаъбана 1438 г.х.
30.04.2017 г.
Серия ответов учёного Шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы посетителей его страницы в «Facebook»