24
Вс, нояб

Относительно нововведений (Бидъа)

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Ответ адресован Abdulla Amer.

Вопрос: Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Вчера, выходя из мечети, после совершения пятничной молитвы в момент скопления людей у входа в мечеть, один человек сказал: «Произнесите салават Пророку» (Саллю аля ан-Набий), на что другой ответил: «Прекрати, ведь подобные слова бидъа».

Вопрос заключается в том, на самом ли деле произнесенные тем мусульманином слова могут быть бидъа или нет? И пусть Аллах воздаст вам благом.

Ответ: Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Слова того мусульманина: «Произнесите благословение Пророку» у входа мечети не являются нововведением (бидъа). Бидъа – это есть обратное действие велению Законодателя, в отношении которого в шариате сообщаются подробности способа его исполнения. В арабском языке слово «бидъа» означает: «аль-Мубтадиъ – человек, совершающий поступок в ранее неизвестном виде…», говорят: «ибтадаъту аш-шайа» – т.е. изобрел вещь, не схожую ни с чем. Так же в терминологии – это существование определенного «образа», в чем было выражено действие Пророка ﷺ, в разрез с которым поступает тот либо иной мусульманин, что означает в исполнении шариатского веления, способ который разъяснил сам шариат, поступать в разрез с данным способом. На это значение указывает содержание следующего хадиса:

وَمَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ

«Если кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно отвергнуто» (аль-Бухари, Муслим). Таким образом, если кто-то совершит три земных поклона (саджда) в своем намазе вместо двух – он совершит бидъа, потому что вступит в противоречие в действиями Пророка ﷺ. Тот, кто бросит восемь камешек вместо семи в Джамараты (бросание камней в столбы) в Мине – он привнесет нововведение, потому что он, так же поступит вразрез с действиями Пророка Аллаха ﷺ. Тот, кто добавит лишнего в слова азана, либо убавит что-то – тот совершит бидъа, потому что он поступит иначе, нежели повелел Пророк Аллаха ﷺ.

Что же касается вступления в противоречие с велением Законодателя, относительно которого не приводится способа его исполнения, то это подпадает под всем известные шариатские постановления (ахкям шаръия). Следовательно, вышесказанное правильным будет называть – харам, макрух и т.д., если это имеет отношение к обращению в виде поручения (Хытаб Таклиф), а если в виде положения (Хытаб Вадъ), – батыль (недействительность), фасад (испорченность) и т.д. Естественно, все это происходит согласно сопровождающей текст карины (указание)…

Например, Муслим вывел от Аишы (р.а.), которая, описывая образ совершения Пророком намаза, сообщает:

... وَكَانَ إِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ الرُّكُوعِ لَمْ يَسْجُدْ، حَتَّى يَسْتَوِيَ قَائِمًا، وَكَانَ إِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ السَّجْدَةِ، لَمْ يَسْجُدْ حَتَّى يَسْتَوِيَ جَالِسًا ...

«… когда Пророк ﷺ поднимал свою голову с поясного поклона (рукуъ), то он пока не выравнивался, не шел на земной поклон (саджда), когда же он поднимал свою голову с саджда, то не совершал повторного саджда, пока не выравнивался в сидении…». В данном случае Пророк Аллаха ﷺ пояснил, что мусульманину следует после поднятия с рукуъ, выровняться и только потом идти на саджда, а когда поднимаешься с саджда не совершать второго, пока не утвердишься в сидении. Таков образ совершения намаза был разъяснен Пророком Аллаха ﷺ, и тот, кто вступает в противоречие с этим, тот привносит бидъа. Если совершающий намаз, поднимаясь с рукуъ должным образом не выровнявшись, пойдет на саджда, то он совершает бидъа, потому как вступает в противоречие со способом совершения намаза, поясненным Пророком ﷺ. Данный бидъа есть заблуждение, совершивший ее – грешник.

Однако, например, Муслим вывел от Убады ибн ас-Самита, который сказал:

إِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: يَنْهَى عَنْ بَيْعِ الذَّهَبِ بِالذَّهَبِ، وَالْفِضَّةِ بِالْفِضَّةِ، وَالْبُرِّ بِالْبُرِّ، وَالشَّعِيرِ بِالشَّعِيرِ، وَالتَّمْرِ بِالتَّمْرِ، وَالْمِلْحِ بِالْمِلْحِ، إِلَّا سَوَاءً بِسَوَاءٍ، عَيْنًا بِعَيْنٍ، فَمَنْ زَادَ، أَوِ ازْدَادَ، فَقَدْ أَرْبَى

«Истинно, я слышал, как Посланник Аллаха, воспрещал продажу золота за золото, серебра за серебро, пшеницы за пшеницу, ячменя за ячмень, вяленых фиников за вяленые финики, соли за соль, а только равное за равное, присутствующий на месте сделки объект материальной ценности (золото, деньги — п.п.) за присутствующий на месте сделки объект продажи. Ну, а кто добавит или возьмёт сверх этого, тот совершает акт ростовщичества». Если мусульманин в своем поведении противоречит данному хадису и продает золото за золото в большей степени, а не равную по весу единицу за единицу, то не говорится, что он совершает бидъа, следует говорить, что он совершает запретный (харам) поступок, т.е. занимается ростовщичеством (риба).

Вывод: Вступление в противоречие со способом исполнения определенного закона, который был разъяснен Пророком Аллаха ﷺ – это бидъа. Поступать, в целом, вразрез с велением Пророка Аллаха ﷺ, способ исполнения которого не был им пояснен, подпадает под шариатские постановления – Харам, Макрух… Батыль, Фасид …, согласно приводимому доводу.

Касательно приведенного вопроса, то Пророк ﷺ не дал разъяснения относительно вида слов при выходе из мечети по окончанию пятничной молитвы. Поэтому слова того мусульманина при выходе из мечети: «Произнесите благословение Пророку» не подпадают под бидъа, их следует отнести к шариатским постановлениям. Говоря же о постановлениях, то подобные слова дозволены и в них нет ничего предосудительного, более того за ними следует вознаграждение соразмерно намерению этого мусульманина, с соизволения Аллаха.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
28 Раджаб 1434 г.х.
07.06.2013 г.