Имеется несколько достоверных хадисов о победоносной группе. Каково объяснение этих хадисов? Касаются ли они ученых науки «усуль аль-фикх» или ученых в области хадисов, как об этом говорится в некоторых высказываниях?
Иногда мы слышим, как та или иная группа заявляет о том, что именно она является этой победоносной группой. Как мы можем выяснить это? Да благословит вас Аллах.
Ответ на ваш вопрос делится на две части:
1. Объяснение хадисов о победоносной группе.
2. Правильное понимание этих хадисов.
1. На самом деле существует несколько хадисов о победоносной группе.
Бухари вывел от аль-Мугиры ибн аш-Шаъбы, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одна группа из моей уммы будет продолжать быть победоносной, пока не наступит Судный день, и они будут победителями».
Муслим вывел от Савбана, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одна группа из моей уммы будет продолжать побеждать в борьбе за истину, и не сможет им навредить тот, кто подводит их, и так будет, пока не наступит Судный день, и они будут оставаться в таком положении».
Муслим вывел от Джабира ибн Абдуллаха, который сказал, что слышал, как Пророк ﷺ говорил: «Одна группа из моей уммы будет сражаться за истину, и они будут победителями до Судного дня. И снизойдет к ним Иса сын Марьям ﷺ, и амир их скажет ему: «Идем, соверши во главе нас молитву». А он ответит ему: «Нет, воистину, вы амиры одни над другими, так Аллах оказал уважение этой умме».
Муслим вывел от Укбы ибн Амира, который сказал: «Что касается меня, то я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Одна Группа из моей уммы будет сражаться за религию Аллаха, побеждая своих врагов. Им не сможет навредить тот, кто будет бороться против них и будут они в таком положении до Судного дня».
Тирмизи вывел от Савбана, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одна группа из моей уммы будет оставаться на истине, одерживая победу. Не причинит им вреда тот, кто подводит их, и так будет продолжаться, пока не наступит Судный день».
Абу Дауд вывел от Имран ибн Хусайна, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одна группа из моей уммы будет сражаться за истину, побеждая тех, кто будет бороться с ними, пока последний из них не сразиться с антихристом».
Имам Ахмад вывел от Джабира ибн Абдуллы, который сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Одна группа из моей уммы будет продолжать сражаться за истину, одерживая победу до Судного дня».
Ахмад вывел, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одна группа из моей уммы будет продолжать сражаться за истину, побеждая своих врагов. И не причинит им вреда тот, кто будет против них, за исключением того, что постигнет их из беды, пока не наступит Судный день, и они будут оставаться в таком положении». У него спросили: «О Посланник Аллаха, где они будут?» Он ответил: «В Байт аль-Макдисе (Иерусалиме) и его окрестностях».
Ат-Табари приводит в книге «аль-Кабир» следующий хадис: «Одна группа из моей уммы будет продолжать сражаться за истину, побеждая тех, кто будет нападать на них. И не причинит им вреда тот, кто будет бороться с ними, пока не наступит Судный день, и они будут оставаться в таком положении». У него спросили: «О Посланник Аллаха, где они будут». Он ответил: «В Байт аль-Макдисе (Иерусалиме)».
В хадисе от Абу Умамы у Ахмада говорится, что они будут в Байт аль-Макдисе. То же самое говорится у ат-Табарани в хадисе от ан-Нахди. В хадисе от АбуХурайры в книге ат-Табарани «аль-Авсат» говорится: «Они будут сражаться в Дамаске, Байт аль-Макдисе и в их окрестностях. И не причинит им вреда тот, кто подводит их, и будут побеждать они до Судного дня» (книга «Фатх аль-Бари»).
«Одна группа из моей уммы будет продолжать сражаться в Дамаске, Байт аль-Макдисе и их окрестностях. И не причинит им вреда подведение их тем, кто подводит их, и будут они на истинном пути до Судного дня» (книга «Канз аль-Уммаль» муфти аль-Хинди).
В результате осмысления этих хадисов и их объединения между собой, выявляется следующее понимание реальности вышеназванной группы:
1. Речь идет о некоторой части из мусульман, а не обо всех мусульман, потому что слово «группа» означает часть чего-либо.
2. Она находится на истинном пути, т.е. на пути Ислама: «исполняет веление Аллаха».
3. Она сражается за истину: «сражаются за истину», «сражаются за религию Аллаха».
4. Это сильная и влиятельная группа, которая сражается с вражеской армией, явно побеждает ее и наносит ей решительное поражение: «сражаются за истину, побеждая тех, кто борется против них», «сражаются за религию Аллаха, побеждая врагов своих».
5. Эта группа (они будут сражаться в Дамаске, Байт аль-Макдисе и их окрестностях) сражается с врагом и одерживает победу над ним в землях Шама и вблизи них.
Эти качества говорят о том, что данная группа основывается на Исламе, сражается на его пути, обладает такой силой, которая дает ей возможность наносить врагу явное и решительное поражение. Врагами предстают государства и армии, и поэтому побеждающая их группа должна быть мощной мусульманской армией Исламского государства, и возглавлять эту армию должен халиф или командующей армией, и эта армия наносит поражение и одерживает над ним блистательную победу. Эта группа выходит из земель Шама и их окрестностей, устанавливает государство и формирует армию, сражается с врагом и наносит ему поражение. Иными словами либо эта группа действует в условиях существующего государства и армии, и наносит поражение врагу и побеждает его, либо она работает, для того чтобы образовать государство и армию и затем будет побеждать врагов.
Я считаю, что это относится к эпохе Посланника ﷺ и его сподвижников в их сражении с врагами и их победе над ними, и к тому времени, когда после утверждения Ислама начались войны с врагами и победа над ними, и к каждому халифу и полководцу в Исламском государстве, который сражался с врагом и одерживал победу над ним, и к Салахуддину и его армии, которая нанесла поражение крестоносцам, а также к Кутузу и Бейбарсу с их армиями, нанесшими поражение монголо-татарам.
Также я считаю, что это относится и к нам, потому что мы работаем, для того чтобы образовать мощное Исламское государство – Праведный Халифат, которое будет сражаться с неверными врагами и побеждать их, уничтожит еврейское государство и завоюет Рим, как сообщил нам об этом Посланник Аллаха ﷺ.
Так я полагаю и считаю это наиболее правильным.
Однако описание этой группы не применимо к какой-либо группе, которая не представляет собой ни Исламское государство, ни армию в этом государстве, поскольку если она не имеет государство и армию, она не сможет победить врага. Без государства или армии в государстве она не сможет уничтожить еврейское государство или нанести поражение Америке, Англии.
Следовательно, упоминаемое в хадисах Пророка ﷺ описание группы не применимо к группам, которые не имеют государства или армии в государстве, поскольку в описании победоносной группы речь идет не просто о сражении, а о сражении, которое наносит поражение врагам и приносит победу над ними. враг же представляет из себя государство и армию, и поэтому группы без государства и армии не могут одолеть его и нанести ему поражение. Также описание этой группы не применимо к какой-либо группе, которая не работает, для того чтобы образовать исламское государство (Халифат), так как она не сможет победить государства и армии. Таким образом, сражение и победа над врагом, несмотря на то, существует это фактически или ведется подготовка к этому, служит основным качеством этой группы.
Исходя из этого, описание данной группы не применимо к ученым в области хадисов или ученым в области науки «усуль аль-фикх», за исключением того, если они работают для установления государства, которое будет сражаться с врагом и побеждать его.
Что касается сообщения, которое имеется в книге «Сахих аль-Бухари» слова Пророка ﷺ: «Одна группа из моей уммы будет продолжать сражаться за истину и побеждать, и они – ученые», то слова «и они – ученые» относятся к словам автора, а не словам Пророка ﷺ. В книге имама аль-Аскалани «Фатх аль-Бари» в комментариях к этому хадису говорится: «…слова «и они ученые» относятся к словам автора».
Следует упомянуть еще и о том, что любая группа, которая искренне сражается против врагов, заслуживает награду, даже если она не способна одолеть и победить их. И даже за искреннее индивидуальное сражение против врага имеется награда. Заслуживает награду и любая другая группа, занимающаяся какими-либо добрыми деяниями, даже если такое действие носит индивидуальный характер. Любая группа, которая занимается науками Ислама, будь то наука «усул аль-фикх» или наука о хадисах, заслуживает награду, даже если деятельность в этих областях является индивидуальной.
Однако вопрос не в этом, а в описании той или иной группы как победоносной.
Описание группы победоносной группой должно включать в себя то, что было упомянуто относительно нее в хадисах Посланника Аллаха ﷺ.
Вышеупомянутое было объяснением этих хадисов после их сопоставления друг с другом и осмысления. Я считаю это объяснение наиболее правильным.
Слова «будет продолжать» не означают непрерывность, а означают, что победа над врагом будет иметь место в различные периоды до Судного дня. То есть не будет такого, что эта группа один раз победит врагов, а потом они навсегда нанесут нам поражение. Мы будем побеждать их в различные периоды до Судного дня. Так и было. Вначале утверждения Ислама мы одержали победу над неверными. Потом мы терпели поражение и опять побеждали. Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَتِلْكَ الأيَّامُ نُدَاوِلُهَا بَيْنَ النَّاسِ ﴾
«Эти дни мы сменяем чередой среди людей» (3:140)
Были походы крестоносцев, которые потерпели поражение, затем было нашествие монголо-татар, которые также в свое время потерпели поражение. Потом мусульмане ослабли, но затем вновь окрепли и завоевали Константинополь, ставший Исламбулом (Стамбул)… Затем был разрушен Халифат. Но он вновь с дозволения Аллаха возродится, и уничтожит еврейское государство, оккупировавшее Палестину, завоюет Рим, и эта описываемая в хадисах группа будет продолжать сражаться за истину, пока последние из нее не сразятся с антихристом. В хадисе обращает на себя внимание то, что когда незадолго до Судного дня снизойдет Иса (мир ему), он застанет мусульман, у которых будет существовать государство и амир, и они будут одерживать над врагом блистательные победы.
Таким образом, слова «будет продолжать» не означают непрерывность победоносного положения мусульман, а означают, что в этом мире не будет такого, чтобы мусульмане не одерживали явные и блистательные победы над своими врагами до Судного дня. Это схоже с переданными Бухари словами Пророка ﷺ: «Эта умма будет оставаться на истине, пока не настанет Судный день».
Но это не означает, что умма постоянно будет оставаться на прямом истинном пути. Были периоды, и в частности после разрушения Халифата, когда такое положение прерывалось. Смысл этого хадиса состоит в том, что до самого Судного дня мир не останется без того, чтобы положение уммы в нем не было правильным. Не будет такого, чтобы умма, отойдя от прямого пути, снова не вернулась бы к нему. Не будет такого, чтобы Халифат будучи разрушенным, не был бы возрожден вновь. Каждый раз, отклоняясь от истинного пути, умма вновь возвращается к нему, и так будет происходить последовательно по периодам до Судного дня.
Это была первая часть ответа. Я считаю такой ответ на данный вопрос самым правильным. Однако я не утверждаю категорически, что нет иного объяснения, а лишь считаю данное объяснение самым правильным.
2. Правильное понимание этих хадисов.
Понимание этих хадисов должно быть практическим, как понимали их сподвижники и их современники, которые сообщают о делах, в которых имеется добро для мусульман. Когда они слышали и читали хадис Посланника Аллаха ﷺ о завоевании Константинополя и Рима, каждый из них стремился к тому, чтобы эта радостная весть осуществилась именно посредством него, пока Аллах не пожелал того, чтобы Мухаммад Фатих (да смилуется над ним Аллах) удостоился милости завоевания первого из этих двух городов, который стал называться Исламбулом. Услышав хадис, они усердно начинали работать над тем, чтобы содержащаяся в нем радостная весть осуществилась именно при их участии, и они смогли удостоиться того блага, которое обещал Аллах, описывая этого завоевателя: «Как прекрасна эта армия, и как прекрасен ее амир!» Многие халифы отправляли армии для завоевания Константинополя и многие сподвижники и даже старые из них, как Абу Айюб (да благословит его Аллах), принимали участие в этих армиях, чтобы удостоиться этой великой милости.
То же самое относится и к хадису о победоносной армии. Посланник Аллаха ﷺ описал нам ее качества и пояснил нам ее достоинство, сказав, что она будет сражаться с врагом и блистательно одерживать над ним победу. А это возможно лишь при существовании исламского государства и мусульманской армии, которая будет наносить поражение неверным государствам и их армиям. Так возьмемся же за установление Исламского государства – Праведного Халифата, и будем в рядах его войска, сражаясь с врагами и одерживая над ними блистательные победы. Этим самым мы желаем от Всевышнего Аллаха быть из этой группы, о которой Посланник Аллаха ﷺ говорит в своих досточтимых хадисах.
Следует также отметить о существовании очень важного момента. Суть не в том, чтобы та или иная группа говорила о том, что именно она является победоносной группой. Вся суть заключается в том, что пусть те, кто желают быть победоносной группой, осуществят те качества, которые сообщаются о ней, и пусть работают для образования Исламского государства и исламской армии, которая будет сражаться с неверным врагом (Америкой, Англией, евреям и так далее) и будет побеждать его, и тогда на них будут показывать пальцами и говорить, что они из победоносной группы. Следовательно, тот, кто хочет быть из победоносной группы, пусть совершает то, что ведет его, с дозволения Аллаха, к осуществлению ее качеств, а именно к победе над врагом.
Просим Всевышнего Аллаха о том, чтобы быть из этой группы, а также стать свидетелями появления Исламского государства – Праведного Халифата, и быть воинами Ислама, которые нанесут поражение врагу и одержат победу над ним.
Всевышний Аллах помогает тому, кто помогает Ему, и Он – Сильный, Могущественный.
7 рамадан 1425
21/10/2004